Атмосфера мест

Церковь Святителя Николая «на мхах»

Первое упоминание о деревянном храме Святителя Николая «на мхах» на погосте в Куньей волости относится к 1585 г. (в писцовой книге князя Михаила Мезецкого да подьячего Ушака Никитина). В храме был придел Преподобного Сергия Радонежского, по преданию он сам основал храм.


В 1628 г. на Никольском погосте, что «на мхах», стояла деревянная церковь Святителя Николая, уцелевшая в Смутное время.

1646 г.: «...при церкви во дворе поп Афанасий ... во дворе просвирница Анница».

1680 г. при церкви Св. Николая: «...во дворе поп Иван Фадеев, во дворе дьячек Васка Фадеев, во дворе пономарь Сенка Симонов...»

1717 г. При церкви Николая Чудотворца на погосте, что «на мху» были:« священник Иван Семенов, диакон Игнатий Феоктистов, дьячек Иван Иванов».

Ныне существующий каменный храм Святителя Николая Мирликийского Чудотворца с приделом Преподобного Сергия Радонежского построен в 1787 г. вместо древнего деревянного. Храм страдал от торфяных пожаров.

3 августа 1871 г., в сухое лето, загорелись болота, прежде принадлежавшие господину Рюмину и продававшиеся по частям (купили Морозовы из Глуховской мануфактуры, купец Елагин, богородский доктор Буткевич). Огонь пошел от непроданного участка, истребил дом причта и крестьян, деревянную ограду храма, копоть через окна в куполе попортила иконостас и живопись. Перегорела балка, на которой висел колокол в 265 пудов, он проломил свод и остановился на втором ярусе колокольни. Более 1000 человек ничего не могли сделать с огнем, тогда 29 августа устроили крестный ход вокруг храма и обеих деревень, отслужили просительный молебен о дожде. Все было исполнено с особым усердием. Во время молебна стало накрапывать.

И.О. Елагин предложил причту прибыть на его болото также для служения молебна. Когда начали петь, пошел дождь, а когда диакон стал читать ектеньи о послании дождя, тотчас опустился столь сильный ливень, что более и желать грешно: огонь стал гаснуть.

Усердные христолюбцы братья Шелаевы, Соповы и Зубовы восстановили храм. Соповы в 1879-1880 гг. соорудили новый иконостас в придельном теплом храме Преподобного Сергия Радонежского. На средства О.Т. Шелаева и И.К. Зубова ветхий пол в приделе заменен на подольский мрамор, а в церкви уложен пол из чугунных плит. И.К. Зубов в 1890 г. возобновил всю штукатурку. Богородские купеческие братья Кирилл и Михаил Соповы в 1889 г. обнесли храм и кладбище оградой и в юго-западном углу ее построили каменную часовню в память о спасении императорской семьи при крушении царского поезда у станции Борки 17 октября 1888 г. Разоренная в советское время часовня, была восстановлена в 1990-х гг.

Клировая ведомость за 1901 г. Николаевской церкви, что «на мхах», у пруда, сообщает, что она «построена в 1787 г. тщанием прихожан с благословения митрополита Платона, вместо ветхой деревянной церкви, в настоящее время упраздненной, существовавшей еще при патриархе Никоне, что доказывает напрестольное Евангелие. Зданием каменная, с такой же колокольней, тверда, в 1871 г. от близкого сообщения торфяных болот, горевших в это знойное лето, наружность храма и колокольня обгорела, а церковная ограда испепелилась дотла. Каковые повреждения в настоящее время, благодаря усердным благотворителям, исправлены и все приведено в надлежащий порядок. Престолов в ней два: в настоящей во имя Святителя и Чудотворца Николая, в приделе, трапезной, - во имя Сергия, Радонежского Чудотворца. Храм весь теплый, имел духовое отопление, устроенное в 1900 г. иждивением московского купца Потомственного почетного гражданина Ивана Калинниковича Зубова. Им же придел в трапезной в 1889 г. расширен. Церковной утварью церковь достаточна. Причта при сей церкви положено по штату издавна - священник, диакон, дьячок и пономарь.

В 1891 г., с переходом диакона на другое место, диаконская вакансия упразднена по прошению причта, представившего причины к закрытию ее - разорение от пожара, бывшего в этом году, бедность и малочисленность прихода. По новому штату при церкви положено быть священнику и псаломщику. В начале XX в. причт состоял из священника, диакона на дьяческой вакансии и псаломщика. Дома у священника, диакона и псаломщика собственные, деревянные, на церковной усадебной земле. Содержание причта недостаточное по причине крайней бедности прихожан. Церковь и при ней кладбище обнесены каменной оградой, в юго-западном углу которой находится каменная часовня, воздвигнутая в память чудесного события 17 октября 1888 г. Ограда и часовня устроены в 1889 г. усердием богородских купеческих братьев Кирилла и Михаила Онисимовичей Соповых. Вне ограды находится принадлежащая церкви деревянная сторожка.

Священник Константин Васильевич Успенский (в 1901 г. ему было 29 лет. - О.П.), из Московской губернии, сын псаломщика, обучался в Московской духовной семинарии наукам богословским, философским и словесным, языкам латинскому и греческому. По окончании курса наук в 1892 г. с аттестатом 2 разряда произведен во священника к означенной церкви в 1895 г.

Диакон на дьяческой вакансии, Иван Николаевич Постников, 63 лет, сын сторожа Серпуховского духовного правления, обучался в Николо-Перервинском духовном училище. Псаломщик Сергий Иванович Архангельский, 29 лет.

Вдовствующие. Вдова умершего священника сей церкви Александра Павловна Делицына, 66 лет. Муж ее, умерший в 1897 г. священник Петр Афиногенович Делицын, состоял на службе с 1855 г. при Космодамианской в с. Миткине (Меткине) церкви Подольского уезда, а в 1881 г. переведен к сей церкви. Поступил за штат в 1895 г. Дети ее - Евгений, 40 лет, кончил курс в Николо-Перервинском духовном училище, состоит комнатным надзирателем в Московском мещанском училище, Мария, 39 лет, состоит в замужестве за священником Владимирской епархии, Николай, 38 лет, состоит диаконом на дьяческой вакансии при Василие-Кесарийской церкви в Москве, Елисавета, 34 лет, Анна, 31 года, состоит в замужестве за местным священником, Агрипина, 29 лет, состоит в замужестве за священником в Коломенском уезде.

Вдова умершего псаломщика сей церкви Александра Петровна Архангельская, 73 лет. Муж ее, умерший в 1897 г., псаломщик Иван Алексеев Архангельский, состоял на службе с 1847 г. при Ильинской в с. Ильинском церкви Серпуховского уезда, а в 1867 г. был переведен к сей церкви. Поступил за штат в 1890 г. Дети - Елена, 46 лет, состоит в замужестве за личным гражданином города Богородска, Наталья, 38 лет, состоит в замужестве за мещанином Павловского Посада, Сергей, 29 лет, состоит псаломщиком сей церкви, содержанием которого она пользуется. Раскольников 15 м.п., 19ж.п.».

Клировая ведомость церкви Святителя и Чудотворца Николая, что «на мхах» у пруда, за 1921 г.: 16 октября 1920 г. храм зарегистрирован Советской властью. При церкви состоит старостою церковным крестьянин Головин Дмитрий Зиновьевич, который должность проходит с 1896 г. Священник - тот же - Константин Васильевич Успенский, 49 лет, из духовного звания. В 1901 г. награжден набедренником, в 1906 г. - фиолетовой скуфьею, в 1913 г. - камилавкой, в 1921 г., ко дню Святой Пасхи, награжден Синодским золотым наперсным крестом. Имеет дом с надворным строением, 2 кормовых сарая, амбар, погреб и баню. Обучался в Московской духовной семинарии наукам богословским, философским и словесным, языкам латинскому и греческому. По окончании семинарии в 1892 г. по 2 разряду произведен во священника к означенной церкви в 1895 г. Жена Анна Петровна, р. 1869, дети - Борис, р. 1896, окончил курс в Московской духовной семинарии, состоит в Красной армии, Елена, р. 1898, окончила курс в Марьинском епархиальном женском училище, состоит учительницей советской школы, Леонид, р. 1901, обучается в Горной академии, Валентин, р. 1903, обучается во 2 ступени советской школы, Александра, р. 1905, обучается там же, Ру-фина, р. 1909, обучается в 1 ступени советской школы. Диакон Иван Макарович Ларионов, 38 лет. Имеет дом и сени. Из псаломщиков Воскресенской Павловского Посада церкви переведен на настоящее место во диакона в 1921 г. Псаломщик Сергей Иванов Архангельский, 49 лет, на настоящем месте с 1890 г. Имеет дом с надворным строением, кормовой сарай, амбар, погреб и баню. Дети служат в Красной армии. Сиротствующие - дочь умершего священника сей церкви Делици-на Елизавета Петрова, 54 лет, девица.

Отец Константин был назначен законоучителем Васютинского земского училища, а с 1902 г. ~ заведующим и законоучителем приходской школы грамоты в деревне Дальней.

За усердное и безупречное служение о. Константин был награжден в 1901 г. - набедренником, в 1906 г. -фиолетовой скуфьей, в 1913 г. - камилавкой, в 1921 г. -золотым наперсным крестом. В 1925 г. о. Константин был возведен в сан протоиерея, в 1929 г. - награжден палицей, в 1932 г. - крестом с украшениями. Более сорока лет прослужил о. Константин в Никольской церкви, явив себя добрым пастырем вверенных ему Господом словесных овец. Местные крестьяне жили небогато, например, фруктовых садов не было в то время ни у кого.

Отец Константин насадил у своего дома яблоневый сад, и в праздник Преображения Господня спелые плоды из этого сада в больших корзинах приносились в храм и после освящения раздавались прихожанам. Яблоки из батюшкиного сада были любимым лакомством сельской детворы.

Когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, они коснулись и Никольского прихода. В начале тридцатых годов в с. Васютино был организован колхоз имени Седьмого съезда советов. Местная школа, где некогда о. Константин преподавал Закон Божий, стала местом проведения собрания безбожников.

В декабре 1935 г. заведующая ва-сютинской школой организовала в ней чтение доклада на антирелигиозную тему. Время доклада совпало с временем богослужения, и почти весь народ пошел в храм молиться.

В июле 1936 г. по приглашению прихожан д. Алексеево о. Константин служил в домах крестьян молебны о ниспослании дождя, но из одного дома был силою изгнан местным безбожником.

В 1936 г. в Васютине был запрещен колокольный звон и безбожники стали снимать колокола. Нашлись молодые люди из местных, которые не побоялись кощунствовать, и колокола были сброшены. Но вслед за этим в селе начался сильный пожар, от которого дотла выгорело двадцать четыре дома. Пламя дошло до церкви. Отец Константин вышел на крыльцо храма с иконой, и огонь по молитвам священника прекратился у самой ограды.

После того как руководство страны летом 1937 г. приняло решение о массовых арестах и расстрелах священноцерковнослужителей и закрытии храмов, сотрудники НКВД стали принуждать некоторых жителей села к лжесвидетельству для последующего ареста священника.

4 октября 1937 г. была допрошена заведующая васютинской школой, которая на вопрос следователя, что она знает об антисоветской деятельности священника Константина Успенского и живущего с ним его сына Бориса, ответила, что всегда, когда в селе проводится антирелигиозная работа среди населения, Успенские стараются на это время назначить службу в церкви и этим отвлекают народ от антирелигиозных лекций и докладов. Например, на Рождество 1935 г. проводился доклад на антирелигиозную тему, а Успенские организовали богослужение, в результате чего на лекцию пришло всего восемь человек, остальные пошли в церковь.

6 ноября 1937 г. протоиерей Константин и его сын Борис были арестованы и заключены в тюрьму в городе Ногинске.

Отец Константин все обвинения отверг. Не признал себя виновным и арестованный вместе с ним его сын Борис.

Борис Константинович Успенский родился 24 июля 1895 г. в с. Караваево Владимирской губернии. Он был старшим, в семье кроме него было пятеро детей. Борис окончил Духовную семинарию, а поскольку в это время началась Первая мировая война, обращенная затем большевиками в войну гражданскую, он был мобилизован в Красную армию, где служил писарем. После демобилизации работал счетоводом, последние годы жил вместе с отцом. Лжесвидетели показали, будто Борис Константинович говорил, что «во время богослужения грех работать, а нужно идти в церковь и молиться Богу, Господь пошлет хороший урожай». 12 ноября «тройка» НКВД приговорила протоиерея Константина к расстрелу, а его сына Бориса - к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Протоиерей Константин Успенский был расстрелян 25 ноября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой, причислен клику священномучеников. В память о. Константина у храма воздвигнут Святой Крест, в основание которого положена земля, привезенная с места расстрелов.

Борис Константинович Успенский умер в Сиблаге, в Кемеровской области, 15 декабря 1942 г. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Закрытый храм использовали как общежитие.

В 1989 г. разоренный храм передан общине верующих. В восстановлении храма участвовало ФАО «Ферейн» (г. Электрогорск), на личные средства руководителей предприятия отлиты колокола.

В наше время храм восстановлен.

На северо-восток от Васютино находится д. Дальняя, в которой сохранилась каменная часовня конца XIX- начала XX в.

Московская обл., с. Васютино

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Святителя Николая «на мхах» адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда