Атмосфера мест

Церковь Покрова Божией Матери

В 1637 г. Васютино - деревня в приходе Покровского храма в с. Старый Покров. В списке с писцовой книги князя В. Крапоткина 7145-7151 (1637-1643) г. Васютино описывается так: «деревня Васютина на суходоле, а в ней крестьян: Якушко - прозвище Боженко - Елисеев, да дети его Нестерко, да Ивашко, да Максимко, да Офонько, двор Пронка Митрофанов, да дети его Фролко да Самойлик; двор Титко Мартынов, да братья его Кондрашко да Семко, да пустых бобыльских дворов: двор пуст Кирилка Титова да зятя его Федки Власова, двор пуст Евдокимка Еремеев, двор пуст Никифорка Маркова - бежали безвестно во 144 году. Пашни паханные середние земли 22 чети, да отъезжие новоросчистные земли 6 чети, да перелогу пашня давно не паханная поросшая кустарником 14 чети, да лесом поросло по пашне в кол в жердь и в бревно 8 чети в поле, а в дву потомуж, сена 20 копен, лесу непашенного в длину на версту а поперек тож».

С 1798 г. Васютино - в приходе Покровского храма с. Пашнево. До изменения административного деления земель в 1929 г. с. Васютино относилось к Егорьевскому уезду Рязанской губернии.

В 1869 г. в Васютино строится деревянная на каменном фундаменте церковь Покрова Божией Матери с приделами Первоверховных апостолов Петра и Павла и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Освящена в 1870 г. Церковь была перевезена из с. Пашнево, куда она попала из с. Старый Покров. Все три престола были в ряд (как в Дулёве). Перевоз и строительство осуществлялись на средства Филиппа Анатольевича Саватюгина (1818 — 1872 гг.). Он похоронен у алтаря, на памятнике написано: «Строитель и попечитель храма сего». Рядом в 1889 г. погребена его супруга Анна Кондратьевна.

Саватюгины были уважаемыми людьми в приходе васютинской церкви.

У брата Егора Антоновича, Савелия Антоновича Саватюгина, была дочь Мария. Она вышла замуж за Ивана Андреевича Шорина. Шориных было много в этих местах. У отца Ивана Андреевича, Андрея Васильевича Шорина был лучший дом в д. Аксёново, входившей в приход васютинской церкви.

Супруга Савелия Антоновича Саватюгина, Авдотья Хлебникова, была из д. Зворково. У Ивана Андреевича и Марии Савельевны (Саввишны) Шориных родились дочери Александра и Ольга. Во время коллективизации Шорины были раскулачены и высланы.

В храме была чтимая икона Казанской Божией Матери.

Имелась богадельня, в ней также репетировали певчие. После закрытия храма в богадельне была устроена колхозная пекарня.

В с. Васютино была земская школа, в которой законоучителем был местный священник. По штату 1873 г. причт церковный с. Васютино состоял из священника и псаломщика.

Из настоятелей старики помнят: о. Василия Павловича Боброва (служил в Васютино с 1870 г.) и о. Александра Васильевича Боброва (в 1909 г. он уже служил в Васютино) - высокого, представительно- $! го. Бобровы происходили из г. Касимова Рязанской губернии. Александр Васильевич Бобров после окончания семинарии работал учителем Аксёновской школы.

В 1902 г. он венчался с дочерью диакона с. Палищ Касимовского уезда Александрой Афанасьевной Грацинской, и был определён «на священническое место к церкви с. Васютина, Егорьевского уезда Рязанской губернии», то есть на место вероятно ушедшего за штат отца. У о. Александра и его супруги Александры Афанасьевны родились дети Шурочка, Тоня, Маруся и Вася. Отец Александр умер в начале 1920-х гг., когда в округе свирепствовал тиф, и похоронен у храма. В1920-х гг. было знамение: большой колокол васютинской церкви упал, провалил перекрытия и разбился. Все ждали несчастья.

Местные жители уже не знают фамилии предпоследнего настоятеля (до 1929 г.), помнят лишь, что звали его о. Иоанн. Церковным старостой был Пётр Жигунов.

Старожилы рассказывали, что в 1929 г. были арестованы настоятель о. Алексей и дьякон Николай Процеров, Николай Михайлович Процеров (1894-1937) родился в Васютино, принадлежал к духовному сословию, образование имел - неоконченный курс Духовной семинарии. 25 июля 1937 г. снова арестован, к этому времени он был безработным и проживал в с. Петровском Шатурского района. В деле Н.М. Процерова записано, что до ареста он был священником. Процеров был обвинён в создании контрреволюционной группы и приговорён к расстрелу, расстрелян 11 октября 1937 г.

Часть икон, Животворящий Крест, Темничка (скульптурное изображение Христа в темнице) переданы в церковь с. Старый Покров. Остальные иконы были постепенно разворованы. Говорят, ещё в 1960-е гг. были целы иконы верхнего ряда трёхъярусного иконостаса васютинской церкви.

В 1933 г. храм был закрыт, колокола сняты. В здании был колхозный склад.

В 1986 г. храм был снесён. Колокольня подгнила, немного покосилась, её подрубили и с трудом свалили трактором (рвались тросы). Храм был разобран, материал растащили.

Сохранились фундамент, каменные столбы (поддерживавшие большую главу храма), ворота и угловая башенка ограды.

В Васютине была деревянная часовня Флора и Лавра на роднике. Разрушена в 1930-х гг., как и часовни в Грибчихе (деревянная), в Белавине (каменная), у с. Красное (та, что была в лесу). В Халтурине часовня разрушена в 1999 г.

Земли были малоплодородными, и, чтобы прокормить себя и семью, крестьянам приходилось много работать - и взрослым, и детям, и старикам. Многие уходили на заработки в города и на фабрики.

Из описания Егорьевского уезда мы можем узнать, какими были с. Васютино и окружающие деревни в 1887 г.

В Васютине жили государственные крестьяне, православного вероисповедания. Оно расположено на низменной равнине. В нём была школа, в которой дети учились 8 месяцев в году. Из торговых и промышленных заведений были 2 лавки с розничной продажей, чайная, кабак, столярное заведение. Проживали 8 семей, не приписанных к данному сельскому обществу, из них 3 семьи священно- и церковнослужителей и 6 семейств разночинцев (всего 19 мужчин и 17 женщин). Община крестьян государственных.

Община - сельское крестьянское общество, осуществлявшее самоуправление хозяйственными делами, выполнявшее с 1861 г. роль юридического лица, владельца крестьянских надельных земель, отсюда происходила круговая порука за исполнение государственных и мирских повинностей. Землевладение общинное. Земля была поделена по ревизским душам. Последний общий передел был в 1885 г. без приговора, на неопределённый срок, луга и лес отводами делили ежегодно. Надел был отведён в одной меже и представлял фигуру округлую. В середине был расположен посёлок, от которого дальние полосы отстояли почти на 2 версты. Пашня делилась на 45 участков Длина душевых полос была от 5 до 60 сажен, а ширина от трёх четвертей до 2-х аршин. Земля посредственная, местами плохая.

Почва песчаная, малоплодородная и трудная для обработки. Луга полевые и лесные, по суходолу и болотистым местам. Лес дровяной и отчасти строевой. Пастбища достаточны. Четверть пара оставалась без удобрений. Малая часть паров и ярового поля оставалась незасеянной. 35 домохозяев арендовали луга в лесу по вырубкам и болоту. 4 домохозяина имели 209 десятин собственной земли. Душевые наделы сдавали за повинности или за 6 рублей. У 23 хозяев часть надельной земли была в облогах (облога - залежь, давно не паханная земля). В селе было 2 пруда и 18 колодцев с хорошей водой. Топили дровами своего леса. Хлеб покупали в лавках села, а также на базарах в с. Красном, Рудне или в Егорьевске.

Главным местным промыслом было тканьё нанки, им были заняты 71 мужчина и 103 женщины, ещё было 28 шпульниц, кухарка, из мужчин: 11 шпульников, 4 сапожника, 2 пильщика, 3 торговца, 3 сторожа из которых один лесной, плотник, кирпичник, 2 чернорабочих, пастух, один собирал на храм, некоторые ткачи весной занимались другими промыслами: 11 пилили дрова, 2 чернорабочих и 3 пастуха. Много детей и старух было занято мотанием шпуль, 46 семей собирали на продажу грибы, а некоторые клюкву, 4 домохозяина со своих хмельников продавали от 2 по 5 пудов хмеля.

Отхожими промыслами занимались 51 мужчина (большинство уходили в Москву и в Покровский уезд Владимирской губернии, в основном торговали в разнос, или в своих лавках, было 9 ткачей, 3 плотника, кондитер, кровельщик, барышник (скупающий что-либо для перепродажи, особенно лошадей), 3 конюха, 3 молодца в лавках, 3 чернорабочих, дворник, 1 скупал в компании лес, перерабатывал на доски и сбывал в разных местах) и 4 женщины (3 ткачихи и одна шпульница). В селе были 2 лавки.

К приходу Покровской церкви с. Васютино относились деревни: Чукаево, Аксёново и Софряково. Здесь жили государственные крестьяне, православные. Землевладение было общинным, землю делили раз в 9 лет, луга и лес - каждый год. Земля была поделена по ревизским душам на 46 участков. Земли были плохими, песчаными, четверть пара оставалась без удобрений, пятнадцатая часть земель оставалась незасеянной. У 22 хозяев часть надела была в облогах (давно не обрабатывалась).

Чтобы кормить семью крестьянам приходилось заниматься промыслами (ткачеством), уходить на заработки. 73 человека ткали на дому, было 2 сторожа, 2 пастуха, полицейский, чернорабочий, сновальщик, прачка, пильщик, 2 семьи имели свои хмельники, 19 семей собирали и продавали грибы. 28 человек уходили на заработки в Москву и в Богородский уезд, 12 плотниками, 5 конюхами, 1 наездником, 3 ткачами, 1 работал в харчевне, 2 торговцами. Община получала 35 рублей аренды от кабака, расположенного на общественной земле.

Жители д. Аксёново за 3 версты ходили в Васютино в церковь, туда же ходили дети в школу. В д. Аксёново была ветряная мельница, рушалка и лавка с продажей харчевых продуктов и керосина. 77 жителей ткали нанку, дети и старики мотали шпули. 71 человек уходили на заработки, мужчины в основном торговали, 1 женщина была ткачихой, было 7 плотников, 3 конюха, 1 маклер у барышников, 1 комиссионер, 2 ткача, пильщик, 1 работал на ситцевой фабрике.

В 1870 г. пожар истребил 25 дворов. В деревне был сарай с пожарной трубой.

За версту от Васютина стоит д. Софряково. В Васютино её жители ходили в свою приходскую церковь. В Васютино ходили и дети в школу.

Московская обл., с. Васютино

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Покрова Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда