Атмосфера мест

Церковь Покрова Божией Матери

В 1637 г. Васютино - деревня в приходе Покровского храма в с. Старый Покров. В списке с писцовой книги князя В. Крапоткина 7145-7151 (1637-1643) г. Васютино описывается так: «деревня Васютина на суходоле, а в ней крестьян: Якушко - прозвище Боженко - Елисеев, да дети его Нестерко, да Ивашко, да Максимко, да Офонько, двор Пронка Митрофанов, да дети его Фролко да Самойлик; двор Титко Мартынов, да братья его Кондрашко да Семко, да пустых бобыльских дворов: двор пуст Кирилка Титова да зятя его Федки Власова, двор пуст Евдокимка Еремеев, двор пуст Никифорка Маркова - бежали безвестно во 144 году. Пашни паханные середние земли 22 чети, да отъезжие новоросчистные земли 6 чети, да перелогу пашня давно не паханная поросшая кустарником 14 чети, да лесом поросло по пашне в кол в жердь и в бревно 8 чети в поле, а в дву потомуж, сена 20 копен, лесу непашенного в длину на версту а поперек тож».


С 1798 г. Васютино - в приходе Покровского храма с. Пашнево. До изменения административного деления земель в 1929 г. с. Васютино относилось к Егорьевскому уезду Рязанской губернии.

В 1869 г. в Васютино строится деревянная на каменном фундаменте церковь Покрова Божией Матери с приделами Первоверховных апостолов Петра и Павла и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Освящена в 1870 г. Церковь была перевезена из с. Пашнево, куда она попала из с. Старый Покров. Все три престола были в ряд (как в Дулёве). Перевоз и строительство осуществлялись на средства Филиппа Анатольевича Саватюгина (1818 — 1872 гг.). Он похоронен у алтаря, на памятнике написано: «Строитель и попечитель храма сего». Рядом в 1889 г. погребена его супруга Анна Кондратьевна.

Саватюгины были уважаемыми людьми в приходе васютинской церкви.

У брата Егора Антоновича, Савелия Антоновича Саватюгина, была дочь Мария. Она вышла замуж за Ивана Андреевича Шорина. Шориных было много в этих местах. У отца Ивана Андреевича, Андрея Васильевича Шорина был лучший дом в д. Аксёново, входившей в приход васютинской церкви.

Супруга Савелия Антоновича Саватюгина, Авдотья Хлебникова, была из д. Зворково. У Ивана Андреевича и Марии Савельевны (Саввишны) Шориных родились дочери Александра и Ольга. Во время коллективизации Шорины были раскулачены и высланы.

В храме была чтимая икона Казанской Божией Матери.

Имелась богадельня, в ней также репетировали певчие. После закрытия храма в богадельне была устроена колхозная пекарня.

В с. Васютино была земская школа, в которой законоучителем был местный священник. По штату 1873 г. причт церковный с. Васютино состоял из священника и псаломщика.

Из настоятелей старики помнят: о. Василия Павловича Боброва (служил в Васютино с 1870 г.) и о. Александра Васильевича Боброва (в 1909 г. он уже служил в Васютино) - высокого, представительно- $! го. Бобровы происходили из г. Касимова Рязанской губернии. Александр Васильевич Бобров после окончания семинарии работал учителем Аксёновской школы.

В 1902 г. он венчался с дочерью диакона с. Палищ Касимовского уезда Александрой Афанасьевной Грацинской, и был определён «на священническое место к церкви с. Васютина, Егорьевского уезда Рязанской губернии», то есть на место вероятно ушедшего за штат отца. У о. Александра и его супруги Александры Афанасьевны родились дети Шурочка, Тоня, Маруся и Вася. Отец Александр умер в начале 1920-х гг., когда в округе свирепствовал тиф, и похоронен у храма. В1920-х гг. было знамение: большой колокол васютинской церкви упал, провалил перекрытия и разбился. Все ждали несчастья.

Местные жители уже не знают фамилии предпоследнего настоятеля (до 1929 г.), помнят лишь, что звали его о. Иоанн. Церковным старостой был Пётр Жигунов.

Старожилы рассказывали, что в 1929 г. были арестованы настоятель о. Алексей и дьякон Николай Процеров, Николай Михайлович Процеров (1894-1937) родился в Васютино, принадлежал к духовному сословию, образование имел - неоконченный курс Духовной семинарии. 25 июля 1937 г. снова арестован, к этому времени он был безработным и проживал в с. Петровском Шатурского района. В деле Н.М. Процерова записано, что до ареста он был священником. Процеров был обвинён в создании контрреволюционной группы и приговорён к расстрелу, расстрелян 11 октября 1937 г.

Часть икон, Животворящий Крест, Темничка (скульптурное изображение Христа в темнице) переданы в церковь с. Старый Покров. Остальные иконы были постепенно разворованы. Говорят, ещё в 1960-е гг. были целы иконы верхнего ряда трёхъярусного иконостаса васютинской церкви.

В 1933 г. храм был закрыт, колокола сняты. В здании был колхозный склад.

В 1986 г. храм был снесён. Колокольня подгнила, немного покосилась, её подрубили и с трудом свалили трактором (рвались тросы). Храм был разобран, материал растащили.

Сохранились фундамент, каменные столбы (поддерживавшие большую главу храма), ворота и угловая башенка ограды.

В Васютине была деревянная часовня Флора и Лавра на роднике. Разрушена в 1930-х гг., как и часовни в Грибчихе (деревянная), в Белавине (каменная), у с. Красное (та, что была в лесу). В Халтурине часовня разрушена в 1999 г.

Земли были малоплодородными, и, чтобы прокормить себя и семью, крестьянам приходилось много работать - и взрослым, и детям, и старикам. Многие уходили на заработки в города и на фабрики.

Из описания Егорьевского уезда мы можем узнать, какими были с. Васютино и окружающие деревни в 1887 г.

В Васютине жили государственные крестьяне, православного вероисповедания. Оно расположено на низменной равнине. В нём была школа, в которой дети учились 8 месяцев в году. Из торговых и промышленных заведений были 2 лавки с розничной продажей, чайная, кабак, столярное заведение. Проживали 8 семей, не приписанных к данному сельскому обществу, из них 3 семьи священно- и церковнослужителей и 6 семейств разночинцев (всего 19 мужчин и 17 женщин). Община крестьян государственных.

Община - сельское крестьянское общество, осуществлявшее самоуправление хозяйственными делами, выполнявшее с 1861 г. роль юридического лица, владельца крестьянских надельных земель, отсюда происходила круговая порука за исполнение государственных и мирских повинностей. Землевладение общинное. Земля была поделена по ревизским душам. Последний общий передел был в 1885 г. без приговора, на неопределённый срок, луга и лес отводами делили ежегодно. Надел был отведён в одной меже и представлял фигуру округлую. В середине был расположен посёлок, от которого дальние полосы отстояли почти на 2 версты. Пашня делилась на 45 участков Длина душевых полос была от 5 до 60 сажен, а ширина от трёх четвертей до 2-х аршин. Земля посредственная, местами плохая.

Почва песчаная, малоплодородная и трудная для обработки. Луга полевые и лесные, по суходолу и болотистым местам. Лес дровяной и отчасти строевой. Пастбища достаточны. Четверть пара оставалась без удобрений. Малая часть паров и ярового поля оставалась незасеянной. 35 домохозяев арендовали луга в лесу по вырубкам и болоту. 4 домохозяина имели 209 десятин собственной земли. Душевые наделы сдавали за повинности или за 6 рублей. У 23 хозяев часть надельной земли была в облогах (облога - залежь, давно не паханная земля). В селе было 2 пруда и 18 колодцев с хорошей водой. Топили дровами своего леса. Хлеб покупали в лавках села, а также на базарах в с. Красном, Рудне или в Егорьевске.

Главным местным промыслом было тканьё нанки, им были заняты 71 мужчина и 103 женщины, ещё было 28 шпульниц, кухарка, из мужчин: 11 шпульников, 4 сапожника, 2 пильщика, 3 торговца, 3 сторожа из которых один лесной, плотник, кирпичник, 2 чернорабочих, пастух, один собирал на храм, некоторые ткачи весной занимались другими промыслами: 11 пилили дрова, 2 чернорабочих и 3 пастуха. Много детей и старух было занято мотанием шпуль, 46 семей собирали на продажу грибы, а некоторые клюкву, 4 домохозяина со своих хмельников продавали от 2 по 5 пудов хмеля.

Отхожими промыслами занимались 51 мужчина (большинство уходили в Москву и в Покровский уезд Владимирской губернии, в основном торговали в разнос, или в своих лавках, было 9 ткачей, 3 плотника, кондитер, кровельщик, барышник (скупающий что-либо для перепродажи, особенно лошадей), 3 конюха, 3 молодца в лавках, 3 чернорабочих, дворник, 1 скупал в компании лес, перерабатывал на доски и сбывал в разных местах) и 4 женщины (3 ткачихи и одна шпульница). В селе были 2 лавки.

К приходу Покровской церкви с. Васютино относились деревни: Чукаево, Аксёново и Софряково. Здесь жили государственные крестьяне, православные. Землевладение было общинным, землю делили раз в 9 лет, луга и лес - каждый год. Земля была поделена по ревизским душам на 46 участков. Земли были плохими, песчаными, четверть пара оставалась без удобрений, пятнадцатая часть земель оставалась незасеянной. У 22 хозяев часть надела была в облогах (давно не обрабатывалась).

Чтобы кормить семью крестьянам приходилось заниматься промыслами (ткачеством), уходить на заработки. 73 человека ткали на дому, было 2 сторожа, 2 пастуха, полицейский, чернорабочий, сновальщик, прачка, пильщик, 2 семьи имели свои хмельники, 19 семей собирали и продавали грибы. 28 человек уходили на заработки в Москву и в Богородский уезд, 12 плотниками, 5 конюхами, 1 наездником, 3 ткачами, 1 работал в харчевне, 2 торговцами. Община получала 35 рублей аренды от кабака, расположенного на общественной земле.

Жители д. Аксёново за 3 версты ходили в Васютино в церковь, туда же ходили дети в школу. В д. Аксёново была ветряная мельница, рушалка и лавка с продажей харчевых продуктов и керосина. 77 жителей ткали нанку, дети и старики мотали шпули. 71 человек уходили на заработки, мужчины в основном торговали, 1 женщина была ткачихой, было 7 плотников, 3 конюха, 1 маклер у барышников, 1 комиссионер, 2 ткача, пильщик, 1 работал на ситцевой фабрике.

В 1870 г. пожар истребил 25 дворов. В деревне был сарай с пожарной трубой.

За версту от Васютина стоит д. Софряково. В Васютино её жители ходили в свою приходскую церковь. В Васютино ходили и дети в школу.

Московская обл., с. Васютино

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Покрова Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...