Атмосфера мест

Церковь Успения Божией Матери

Первое письменное упоминание о церкви с. Воинова Гора - под 1428 г.: «Успенский Юрьев монастырь на Воиновой горе». Он был приписан к Троице-Сергиеву. В писцовой книге 1628 г. - «погост, что был монастырь». Рукописная «Церковноприходская летопись Успенской, что на погосте Воиновой Горы, церкви» сообщает, что в 1676 г. Воинова Гора - уже погост с церковью Успения Божией Матери, принадлежащий Троице-Сергиеву монастырю. Настоятелем тогда был священник Иван Борисов.

О существовании церкви на погосте, что на Воиновой Горе, в 1676 г. известно из надписей на старинных книгах, хранившихся в церкви.

В 1723 г. построен «тщанием церковного старосты ямщика Симеона Исаева с мирскими людьми, мирским подаянием» новый деревянный храм. В нём служил священник Ефим Иванов. Этот храм в 1871 г. перевезён в с. Зуево. Под местной иконой святителя Николая Мирликийского Чудотворца, на особой доске, была надпись, которая потом переписана на саму икону, с задней стороны: «Лета 1723-го декабря в 25 день построен сей святый храм во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Успения и освятися при священнике Ефимии Иванове декабря в 18 день тщанием тоея церкви Церковного старосты деревни Прокунино ямщиком Сидором Исаевым, да деревни Городищ Симеоном Исаевым с мирскими людьми, мирским подаянием, а иконописание, праздники и иконостас позлащены церковным старостой Евстафием Никитиным с совета оного Семёна Исаева и мирскими людьми при священнике Андрее Петрове в лето 1734 августа месяца в 13 день совершися трудами жителей села Дедина Василия Алексеева сына, Игнатия Григорьева сына». В описи церкви 1835 г. сказано: «Церковь Успения Пресвятой Богородицы... Освящена 1725-го года, декабря в 18 день Синодальным протоинквизитором Николаевского Угрешского монастыря игуменом Аввакумом при священнике Ефиме Иванове».

Храм был в форме продолговатого четырёхугольника, об одной главе, обитой жестью, крест был четырёхконечный, в середине с сиянием, крыша обита тёсом. Храм долго оставался без изменений, только в 1809 г. был перекрыт новым тёсом. В церковь было два входа, с западной и с северной стороны. В алтаре было три окна, 5 с южной стороны (внизу два и три выше их), два в притворе. Близ храма, с северной стороны, находилась деревянная обитая тёсом колокольня.

В 1857 г. она была сломана на дрова для отопления каменного храма.

10 ноября 1868 г., вследствие указа о нарушении сего храма за ветхостью, совершено было последнее богослужение местным благочинным с. Крутец священником Афанасием Левитовым и местным священником Константином Красовским. После богослужения престол и жертвенник были сломаны и при крестном ходе сожжены на берегу Клязьмы.

В 1835 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения началось и в 1838 г. было окончено «тщанием прихожан» строительство ныне существующей каменной трёхпрестольной церкви, главный престол которой, Успения Божией Матери, освящён в 1855 г. (иконостасы столярной работы покрашены, резьба позолочена), приделы Преподобного Сергия Радонежского в 1840 г. и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца в 1847 г. (иконостас в приделе устроен иждивением Покровского купца Сергея Сергеевича Хохлова). В иконостасах были и старинные иконы из древнего деревянного храма, в 1852 г. подновлённые. В храме устроены голосники.

Церковная ограда на каменных столбах была устроена во 2-й половине XIX в. В советское время каменная ограда храма была значительно повреждена, а местами уничтожена.

Через дорогу - арка кладбищенской ограды, устроенная напротив северных ворот церковной ограды. Кладбище издавна находилось при деревянной церкви.

Долгие 17 лет, ушедшие на отделку храма, свидетельствуют о его бедности. Храмовая летопись сообщает, что прихожанами Успенской церкви всегда были только простые люди.

Но не все простые люди были богомольны. В 1868 и 1892 г. храм грабили.

В 1880 г. рабочие фабрик Саввы Морозова и Викулы Морозова собрали 750 рублей для устройства в Воиновогорской церкви чугунного пола. С 1758 по 1788 гг. в храме служил священник Пётр Михайлович Игренев, на его место в 1788 г. поступил Яков Петрович Малинин (он окончил риторику в Переславской семинарии, был сыном священника Александровской округи с. Феодоровского), после него священником Успенского храма был правнук Петра Игренева, студент Владимирской семинарии Симеон Яковлевич Малинин.

С 1854 г. священником церкви с. Воинова Гора был зять о. Симеона Малинина Константин Васильевич Красовский (сын пономаря церкви Никологорского погоста Вязниковского уезда, окончил Владимирскую семинарию, его жена - Надежда Семёновна Малинина-Красовская. 80 лет служила людям в с. Воинова Гора семья священников и педагогов Красовских. Константин Васильевич Красовский (ум. 1891) был настоятелем храма с 1854 по 1891 г. Кроме него, в церкви Успения по штату полагался только псаломщик (на самом деле на этой вакансии был диакон, и сверх того был ещё дьячок), поэтому многие труды на приходе и в открытой в церковном доме в 1884 г. приходской школе падали на о. Константина. Он был награждён крестом за войну 1853-1856 гг.

В 1872 г. в с. Воинова Гора родился Андрей Семёнович Алексеев, он получил начальное образование, постригся в монашество, был возведён в иеромонаха, во время гонений на Церковь был настоятелем Николобудского храма в Серпухове. 2 октября 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности, приговорён к расстрелу, и 21 октября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. В 1989 г. реабилитирован.

В 1876 г. приход церкви с. Воинова Гора состоял из самого села с 175 душами мужского пола, 172 в Городищах и 201 в Дуброве, всего 548 душ мужского пола. Церковный причт по штату состоял из священника и псаломщика. В действительности служили священник Константин Красовский, диакон на псаломщицкой вакансии Иоанн Ильинский, дьячок Иван Смирнов.

Церковноприходская школа в 1906 г. стала земской четырёхклассной. Педагогами в ней были сын о. Константина Василий и Марина Венедиктовна Смирнова-Красовская. После о. Константина настоятелем храма стал его сын, Александр Константинович Красовский. Он окончил в 1886 г. Владимирскую семинарию, работал учителем, после кончины отца рукоположен в 1891 г. во иерея и назначен настоятелем Успенского храма с. Воинова Гора. С 1911 г. - протоиерей. Отец Александр Красовский скончался в 1931 г. и был похоронен в ограде Успенского храма. После его смерти храм был захвачен обновленцами, которые служили в нём до закрытия в 1938 г. В храме с о. Александром служил диакон Константин Рождественский.

Сын о. Александра Красовского Сергей (1894-1971) по окончании Владимирской Духовной семинарии и впоследствии Московской консерватории стал солистом Большого театра. Артистическая деятельность его охватывала период более чем в 30 лет.

В 1957 г. он награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Красовские жили рядом с церковью. Их дом сохранился. В нём 7 мая 1876 г., в семье священника Константина Красовского и его супруги Надежды, дочери священника Симеона Малинина, предки которого более столетия служили священниками в этом храме, родился будущий священномученик Николай (Красовский). Он окончил Владимирскую Духовную семинарию и до 1914 г. был учителем в Городищенской школе при станции Усад, в нескольких километрах от родного села.

С началом Первой мировой войны он был взят в армию и служил санитаром в 10-м сводном госпитале в Москве. После окончания войны вернулся работать в школу в с. Городищи.

В 1922 г. храм в селе был закрыт и превращен в клуб, и власти заставляли учителей водить туда учащихся. За отказ вести детей в устроенный из храма клуб Николай Константинович был в 1922 г. уволен из школы.

В 1924 г. он был рукоположен в сан диакона к Успенскому храму в с. Воинова Гора. Священником здесь служил его брат, протоиерей Александр Красовский. В 1931 г. он тяжело заболел и вскоре скончался.

Этим воспользовались обновленцы. Православный архиерей назначил священником в храм о. Николая Поспелова, но власти по совету обновленца отказали ему в регистрации, и обновленцы захватили храм. Диакон Николай Красовский, несмотря на угрозы обновленцев заключить его в Соловецкий концлагерь, отказался с ними служить и был направлен в храм Великомученика Никиты в Кабаново и здесь в 1932 г. возведён в сан иерея..

У кладбища напротив церкви сохранился дом Поспеловых. Отец Николай Поспелов был родственником Красовских, его женой была Анна Константиновна Красовская. Николай Васильевич Поспелов был сирота, попечение о нём взяли на себя брат и сестры его матери. Благодаря их заботам он окончил Муромское Духовное училище и Владимирскую Духовную семинарию. На каникулы Николай приезжал к своему дяде, священнику Михаилу Антоновичу Крылову и здесь познакомился с подругой жены о. Михаила, Анной Константиновной Красовской. Она была на 7 лет старше Николая, и когда они заявили о своём желании вступить в брак, то родственники Николая сначала были против, но потом согласились.

Николай Поспелов стал учителем в школе на станции Усад, где до замужества работала Анна Константиновна. У них родилось восемь детей, четверо умерли в младенчестве. Первые роды у Анны Михайловны были трудными, после рождения слабого ребенка, который вскоре умер, она долго болела, и Николай Васильевич дал обет, если жена выздоровеет, посвятить свою жизнь служению Богу.

В 1914 г. он был рукоположен во диакона ко храму Рождества Христова в с. Заколпье Меленковского уезда Владимирской епархии и в том же году - во иерея к тому же храму.

По крупицам благоукрашался Успенский храм. Потомственный почётный гражданин Константин Константинович Красовский пожертвовал большой крест (распятие) с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом, потомственный почётный гражданин Михаил Константинович Красовский - серебряные богослужебные сосуды, серебряное паникадило, священнические облачения.

Много труда положили церковные старосты: крестьянин Иван Алексеевич Зуйков (1893-1899 гг., при нём построена каменная с железными решётками церковная ограда), заведующий торфяниками фабрики Саввы Морозова потомственный дворянин Пётр Николаевич Давыдов (1899-1904 гг., затем ушёл на войну с Японией, при нём обновлена роспись стен), крестьянин Константин Георгиевич Власов (до 1908 г.), купец Георгий Гаврилович Акулов (1908-1910 гг., при нём чугунный пол в холодном храме заменён метлахской плиткой), механик фабрики В. Морозова, личный почётный гражданин Пётр Петрович Парадеев (1911-1914 гг., по его указаниям и на привлечённые им средства в храме устроено водяное отопление), крестьянин Николай Васильевич Певцов.

18 ноября 1937 г. в с. Войново Орехово-Зуевского района был арестован рабочий крутильно-ниточной фабрики Илларион Михайлович Данилов, имевший начальное образование. В 1880 г. он родился в в Воиново (Воинова Гора), здесь и проживал. «Тройкой» УНКВД 25 ноября 1937 г. по обвинению в антисоветской агитации он был приговорён к расстрелу и 15 декабря того же года расстрелян. Реабилитирован 25 сентября 1957 г.

В 1938 г. богослужения в храме были прекращены.

25 января 1938 г. был арестован и 5 февраля того же года расстрелян служивший в храме с. Воинова Гора протоиерей (обновленец) Иоанн Петрович Брецкий (род. 1875), из Белоруссии, родился в крестьянской семье.

В 1939 г. разобрана колокольня, церковь приспособлена под склад, потом под цех завода «Лакокраска». Архив, иконы (среди которых были старинные, ещё из деревянного храма) и книги (в том числе уникальные издания XVII — XVIII вв., метрические книги с 1788 г., манифесты и указы российских императоров с 1721 г.) были свалены в кучу перед церковью и подожжены. Уполномоченный от сельсовета следил, чтобы никто ничего не брал из кучи себе. Отец женщины, для которой костёр из икон и книг был воспоминанием детства, выпросил себе стол из церкви, который тоже хотели сжечь.

В 1994 г. возродилась община верующих, с большим трудом началось воссоздание храма. Оно затруднено тем, что земля вокруг на значительную глубину пропитана гуталином, молящимся делалось дурно от его запаха.

Храм восстанавливается, возобновлена венчающая его ротонда, внутри и снаружи оштукатурена трапезная.

Московская обл., с. Воинова Гора



Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Успения Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда