Атмосфера мест

Церковь Рождества Божией Матери

Возмицкий монастырь (или Возмищенский) известен с начала XV в. Из первых его настоятелей сохранились имена: игумена Сильвана (середина XV в.), архимандритов Алексия Пильмова (1507-1509), впоследствии ставшего келарем Троице-Сергиевой Лавры, Макария (1514-1517), Акакия, хиротонисанного в 1522 г. во епископа Тверского и Кашинского, известного своим добрым отношением к сосланному в Тверь Максиму Греку.

С Возмищенским монастырем связано начало духовного пути преподобного Иосифа Волоцкого. Он, тогда Иоанн Санин, перешёл сюда из Крестовоздвиженского монастыря. В его житии, написанном Саввою Крутицким, почти его современником, говорится, что преподобный Иосиф в отрочестве (1-я половина XV в.) «пребываше в обители Пречистыя Богородицы на Возмище - чтец бысть и певец». Здесь он жил в особой келий до 20-летнего возраста.

В 1503 г. в монастыре похоронена жена волоцкого князя Бориса Васильевича Ульяния Михайловна. Она была дочерью удельного князя Михаила Дмитриевича Холмского.

В 1471 г. она вышла замуж за удельного князя волоцкого Бориса Васильевича. От этого брака родились двое сыновей, Феодор и Иоанн, и две дочери, Анна и другая, неизвестная по имени.

В первые десятилетия своего существования Возмищенский монастырь был деревянным с единственным храмом. В середине XVI в. была построена небольшая каменная церковь с трапезной при ней (не сохранилась).

Об этом говорит существующая и ныне закладная плита с датой окончания строительства, вмурованная в середине XIX в. в стену правого придела храма Рождества Богородицы. Надпись на плите гласит: «В лето 7055 (1547 г.) месяца сентября 25 совершена церковь сия Кирилла Чудотворца с трапезою при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Руси повелением архимандрита Ионы Возьмищенского, а мастер Повилика Тверитин».

Народная память сохранила до нашего времени указания на широкую благотворительность Возмищенского монастыря. Обычай кормить окрестное население, особенно в голодные годы, и устраивать приюты был крепок в многочисленных волоколамских монастырьках. Его унаследовал и твердо держал в устроенной им обители (1479) преподобный Иосиф.

В Возмицкий монастырь был сослан Савва Святогорец, с 1526 по 1530 г. - архимандрит Московского Новоспасского монастыря, родом грек, постриженик Св. горы Афонской, осужденный собором вместе с Максимом Греком.

Во второй половине XVI - в XVII в. Возмицкими архимандритами были: Иона (1546), Герман Садырев (до 1555), Иосиф (1555).В 1568 г. отошёл ко Господу архимандрит Возмищенского монастыря Вассиан Кошка (Фатеев), ученик старца Фотия, написавший его житие, церковный писатель и переписчик книг. Некоторые исследователи связывают его имя с составлением Волоколамского патерика. Постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря, он и последние годы жизни провёл там же.

В 1580 г. Возмицким монастырем управлял архимандрит: Сильвестр, а с 1589 по 1598 г. - архимандрит Вассиан. В XVII в. Возмищенский монастырь был приписан к Иосифо-Волоцкому монастырю, но в середине века вновь обрел самостоятельность. Монастырем управляли настоятели: Геронтий (с 1643 по 1651), Авраамий (с 1652 по 1653), строитель Евласий (с 1659 по 1661), Феодосии (1667), Исайя (с 1670 по 1671), Авраамий (с 1672 по 1674), Дорофей (с 1674 по 1676), строитель Маркел (с 1677 по 1680, с 1685 по 1712).

В 1697 г. в монастыре был сооружён ещё один храм - Знамения Пресвятой Богородицы. По-видимому, старая трапезная с Кирилловской церковью более не удовлетворяла монастырским нуждам или пришла в ветхость, так как при Знаменском храме была также построена новая «трапеза каменная, под тою трапезою палата кладовая».

С 1-й половины XVIII в. положение монастыря стало ухудшаться» братии всё меньше, постройки приходили в запустение, ветшали и разрушались. Возмицкие настоятели уже не всегда в сане архимандрита. Богомольцы напоминают церковному начальству о благоустроенности обители в прошлое время и об уважении, каким пользовалась всегда Возмищенская обитель у верующих, в прошении (ок. 1724 г.), в котором вкладчики монастыря полковник Иван Васильевич Хрипунов, статский советник Анисим Семенович Маслов, его брат майор Михаил Семёнович Маслов пишут в связи с назначением нового настоятеля, Феодосия, на место умершего архимандрита Иосафа: «оный Феодосии житие имеет благоговейное, а Возмицкий монастырь из стари степенной, и строения в нем - церкви Божий, трапеза, кельи, колокольня и ограда каменные, и архимандриты в нем издревле бывали с шапками, и власти архимандричьей в том монастыре быть возможно, понеже братии, слуг, вотчинных крестьян, земельных угодий имеется довольство». Святейший Синод определил: «игумену Феодосии быть в том монастыре архимандритом и во время священнослужения носить архимандричью шапку, и для того призвав его в Святейший Синод, сказать ему Его императорского Величества указ и потом привести его к присяге по обыкновению».

С 1734 по 1738 г. упоминается настоятелем Возмицкого монастыря архимандрит Пафнутий, переведенный из Борисоглебского на Устье монастыря (ныне центр Борисоглебского района Ярославской области); Евфимий (с 1741 г., в 1744 определен наместником Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, с 1761 г. архимандрит Лужецкий, ум. 1768); Венедикт (Коптев, с 1744 по 1748, переведен в Московский Андреевский монастырь), Сергий (с 1747 по 1756). В 1764 г. монастырь упразднен, а его храмы обращены в приходские.

К 1764 г. относится опись монастыря: «Монастырь Возмицкой при городе Волоколамске промеж двух речек Городни и Бесовки, от города в одной версте. О построении оного монастыря государевых грамот никаких не имеется, а имеется надпись на каменной доске, а именно: заложен оной монастырь лета 7045 (1537) при благоверном и великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова владыке Макарии по словеси архимандрита Луки». По описи были две каменных церкви - соборная Рождества Божией Матери (1537) и тёплая, над святыми воротами, церковь Иконы Божией Матери «Знамение», освящённая в 1697 г. (до нашего времени этот храм не дошёл). При церкви каменная трапезная и колокольня с 8-ю колоколами и железными часами.

В монастыре были каменные настоятельские кельи, деревянные братские, каменная ветхая ограда. В то время здесь жили настоятель архимандрит Манасия (получал жалованья 10 рублей в год), казначей монах Иннокентий, монах Галактион и трое бельцов попов. Тогда же, в 1764 г., монастырь, просуществовавший более трёхсот лет, был упразднён. Его храм обращен в приходской.

С 1765 г. все здания бывшего монастыре перешли в ведение Военной коллегии и использовались до 1787 г. для богослужений различных полков. В бывших монастырских храмах служили (весьма нерегулярно) часто сменявшие друг друга полковые священники. В эти же годы в арках сводов храма Рождества Божией Матери появились трещины. Поэтому в 1792 г. для облегчения сводов были сняты две из трёх древних глав (следы двух малых барабанов сохранились и ныне под новой кровлей на восточной стороне).

Наконец, храм Рождества Богородицы в 1797 г. по просьбе прихожан соседней, уже обветшавшей деревянной Благовещенской церкви, к которой он в это время оказался приписанным, по благословению митрополита Московского Платона был вновь освящён с оставлением прежнего антиминса и включён в число приходских храмов. Благовещенская церковь превращена в городскую кладбищенскую, а вскоре, в 1818 г., за ветхостью окончательно упразднена. В память о ней в Знаменской церкви, рядом с храмом Рождества Богородицы, был освящён придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Он просуществовал до 1850 г., когда «на Возмище» начались большие строительные работы: заложена новая каменная тёплая трапезная, (по проекту архитектора Дмитрия Михайловича Петропавловского (Род. в 1818 г. в Волоколамске), примыкающая ныне к церкви Тождества Богородицы с западной стороны.

В Возмицком храме в алтаре и на столбах сохранились фрески XVI в. В алтаре сохранилась фреска: «Иоанн Предчтеча - Ангел пустыни, в диаконнике - изображение святителя Алексия митрополита Московского XVI в., а также фреска: «Посвящение во иереи и поставление в митрополиты Алексия, Митрополита Киевского, Святителя Московского и всея Руси, Чудотворца», сохранились также фрески: «Благовестив Зажарии», «Рождество Иоанна святой Богородицы (освящён 9 ноября 1858 г.), с левой - во имя Знамения Богоматери (освящён 7 февраля 1860 г.).

Старая Знаменская церковь была разобрана в 1857 г.

Стены и своды покрыты росписью конца XIX - начала XX вв., поновлённой в 1977 г.

Древние иконостасы, перенесённые в приделы храма из упразднённой Знаменской церкви, в 1891-1895 гг. были заменены нынешними.

Главный позолоченный трехъярусный иконостас храма был установлен в 1858 г. Особо почитается небольшой, афонского письма, образ Богоматери «Скоропослушница», перед которым еженедельно совершается акафистное пение. В Знаменском приделе находится резной образ святителя Николая.

В XIX в. была устроена каменная ограда храма с башенками.

По особому обаянию живой старины храм Рождества Божией Матери может считаться одним из замечательнейших на древней Волоколамской земле.

К храму была приписана часовня в сельце Никольском Аннинской волости. В приходе храма были деревни: Горки, Жданове, Нелидово, Пителино, сельцо Никольское, и земские одноклассные школы - Ждановская и Никольская. Церковным старостой с 1892 г. был крестьянин д. Жданово Василий Николаевич Кузнецов (р. 1855).

По штату было положено при церкви иметь причт - священника, диакона и псаломщика. Дома для причта построены на церковной земле членами причта. Дом священника был построен в 1901 г. и составлял его собственность.

В клировой ведомости за 1877 г. церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Возмище г. Волоколамска записано: «Причта положено священник, диакон, дьячок и пономарь.

Священник Андрей Иванов Величкин, 29 лет, Московской губернии, сын священника, обучался в Вифанской семинарии. По окончании курса наук 1872 г. со званием воспитанника 2 разряда уволен в епархиальное ведомство. Произведен в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, во священника в 1873 г. Жена Глафира Иванова, 22 лет, дети - Николай, Ольга.

В 1874 г. в семье священника Андрея Ивановича Величкина родился сын Николай, окончивший в 1890 г. Волоколамское Духовное училище, и в 1896 г. - Вифанскую семинарию.

Диакон Иоанн Васильев Ильинский, 58 лет, пономарь Илья Васильев Бардов, 38 л., просфорница Мария Феодорова, 57 лет, вдова умершего Клинского уезда Успенской церкви с. Демьянова священника Николая Иванова Карпинского.

Сиротствующие. При диаконе Иоанне Ильинском находится сестра его, девица Матрена Васильева, 45 лет, дочь умершего Дмитровского уезда Христорождественской с. Ильинского церкви пономаря Василия Матвеева Родниковского.

Сын другого священника Богородицерождественской церкви что на Возмище Алексия Воронцова, родившийся в 1891г., Николай, в 1905 г. также окончил Волоколамское Духовное училище, и в 1912 - Вифанскую семинарию.

В 1894 г. в семье диакона Богородицерождественской церкви что на Возмище Александра Андреевича Спискова родился сын Владимир. В 1900 г. он, как и почти все дети священнослужителей церквей Волоколамского уезда, окончил Волоколамское Духовное училище, и в 1909 - Вифанскую семинарию.

В 1916 г. в храме Рождества Пресвятой Богородицы служил священник Василий Николаевич Бухарев (27 лет), сын диакона. Он окончил Вифанскую семинарию по 2 разряду в 1914 г., и был в том же году назначен законоучителем и учителем церковноприходской школы им. А.И. Золотарского при приюте попечительства Церкви Св. Василия Кесарийского в Москве.

В 1915 г. — псаломщик при Михаило-Архангельском храме д. Муравлёвой Бронницкого уезда. В том же году переведен к церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Возмище, и возведен во священника.

В 1916 г. - законоучитель земской Ченецкой школы, с этого же года безвозмездно состоял при Волоколамском суде для привода к присяге свидетелей. Жена о. Василия, девица Валентина Алексеевна Воронцова, дочь священника Возмицкого храма, Алексия Воронцова.

В 1896 г. в семье о. Василия Бухарева родился сын Анатолий.

В 1916 г. при Возмицком храме служили: диакон Александр Васильевич Гиляров (40 лет), псаломщик Александр Константинович Покровский (р. 1874), просфорница Наталия Ивановна Розанова (52 лет), девица. В семье о. Василия Бухарева жила теща, вдова умершего священника Вера Иоасафовна Воронцова (56 лет), дочь священника.

В годы гонений храм лишился многих церковнослужителей. 16 ноября 1937 г. были расстреляны священники Александр Зверев и Павел Андреев.

Павел Аркдьевич Андреев (1880-1937, будущий священномученик) родился в д. Аннино Рогозецкой волости Тимковского уезда Курской губернии в семье крестьянина.

В 1892 г. он поступил в Курскую Духовную семинарию, и после окончания её - в Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1902 г., и в том же году был рукоположен во священника. Отец Павел служил в различных храмах Екатеринославской губернии, а с 1922 по 1929 г. был настоятелем Никольской церкви Мариупольского порта.

В 1923 г. возведен в сан протоиерея, и в 1924 г. был назначен благочинным церквей г. Мариуполя, и награжден крестом с украшениями, с 1925 по 1928 г. исполнял должность уполномоченного по управлению Мариупольским викариатством.

В 1927 г. был арестован по обвинению в антисоветской агитации, но после 2-х месяцев заключения был освобожден.

В 1929 г. о. Павел Андреев был назначен настоятелем церкви Воскресения Словущего на Остоженке в Москве, и в том же году - ключарем московского Богоявленского кафедрального собора, что в Дорогомилове, и награжден митрой. 21 марта 1932 г. протоиерей Павел Андреев был снова арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

10 мая 1932 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Павла к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату. Вернувшись из ссылки в 1935 г., протоиерей Павел был назначен настоятелем Вознесенской церкви в Теряевой Слободе Волоколамского района. В 1937 г. протоиерей Павел был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в с. Возмище Волоколамского района и благочинным православных приходов Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов.

7 октября 1937 г. он был арестован и заключен в тюрьму в г. Волоколамске.

14 ноября 1937 г. «тройка» НКВД приговорила протоиерея Павла Андреева к расстрелу, и 16 ноября он был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой.

Священномученик Александр Зверев, в 1909 г. окончил Московскую Духовную академию и был назначен на должность преподавателя русской литературы в Вифанской семинарии, классный воспитатель: «Уделяя много времени умственному развитию воспитанников, главные усилия он направляет к созданию в них христианского характера и преданности Церкви».

В 1913 г. рукоположен в сан священника. Летом 1918 г. он был назначен помощником начальника Вифанских пастырско-богословских курсов Московской епархии (устроены вместо закрытой властями семинарии), в 1921 г. о. Александр назначен преподаватели Московских пастырско-богословских курсов по кафедре пастырского богословия, возведен в сан протоиерея, арестован в 1922 г. по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей (год тюрьмы), в 1933 г. ссылка в Каргополь, по возвращении в 1936 г., служил в с. Возмище под Волоколамском. Протоиерей Александр Зверев был арестован 22 сентября 1937 г., на следующий день после престольного праздника, и заключен в тюрьму в г. Волоколамске.

14 ноября 1937 г. протоиерей Александр Зверев был приговорен к расстрелу, и 16 ноября того же года расстрелян.

Познакомившись в ссылке с о. Александром Зверевым, в Волоколамск, после окончания срока, приехал священник Дмитрий Розанов, будущий священномученик. Дмитрий родился 15 августа 1890 г. в Москве в семье священника Иоанна Петровича Розанова. Отец Иоанн служил в одном из храмов Москвы до самой своей кончины в 1920 г.

В 1911 г. Дмитрий Иванович окончил Московскую Духовную семинарию и в 1912 г. был рукоположен во диакона ко храму в с. Шестаково Глинского уезда Екатеринославской губернии.

В 1914 г. он был переведен в один из московских храмов и возведен в сан протодиакона.

В 1919 г. протодиакон Дмитрий был рукоположен в сан священника и служил впоследствии в храме святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе.

1 января 1933 г. о. Дмитрий был арестован вместе со священниками, диаконом и членами церковного совета храма святых мучеников Флора и Лавра. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму.

15 марта 1933 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Димитрия к трем годам высылки в Северный край. Ссылку он был отправлен отбывать в г. Каргополь и здесь познакомился с протоиереем Александром Зверевым. После окончания ссылки о. Александр пригласил его жить в Волоколамский район, где он служил вместе с другим священником Павлом Андреевым в церкви Рождества Богородицы в с. Возмище. Свободной священнической вакансии в то время в благочинии не было, и о. Димитрий, поселившись в с. Возмище в ожидании вакантного священнического места, стал работать упаковщиком в волоколамской артели «Швейник» и по мере возможности служил в храме Рождества Богородицы, сослужа протоиереям Павлу и Александру.

8 октября 1937 г. власти арестовали его и заключили в Волоколамскую тюрьму. Священника обвинили в том, что он предложил сделать надпись на ленте погребального венка одному из скончавшихся сотрудников артели, употребив слово «товарищ», а тот был в прошлом, с точки зрения властей, кулак, и власти сочли предложение священника контрреволюционным.

27 октября следователь вызвал его на допрос, на котором был задан всего один вопрос, признает ли себя священник виновным в антисоветской деятельности, на что тот ответил, что не признает. 14 ноября 1937 г. «тройка» НКВД приговорила о. Дмитрия к расстрелу.

Священник Дмитрий Розанов был расстрелян 25 ноября 1937 г. на полигоне в Бутово.

8 июня 1938 г. был расстрелян служивший в храме протоиерей Николай Виноградов (1871-1938). Он служил в церкви с. Архангельского (ныне Красногорский район), в 1933 г. был арестован по обвинению в агитации против колхозного строя и на три года сослан в Казахстан. По инвалидности вернулся досрочно, в 1936 г., и поселился в Волоколамске, где его сын работал в районной МТС. Отец Николай обратился с прошением к викарному епископу Московской епархии Иоанну (Широкову) о назначении священником в один из храмов Волоколамска. 1 ноября 1937 г. получил назначение настоятелем Покровского храма с. Тимошево.

По неизвестным причинам на место служения не выехал, а переехал в поселок при железнодорожной станции, где и был арестован 5 марта 1938 г. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских.

Московская обл., Волоколамск

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Рождества Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...