Атмосфера мест

Собор Успения Божией Матери и Церковь Богоявления

В 1399 г., после успешного похода князя Юрия Дмитриевича на волжских булгар, в крепости на княжеском дворе был выстроен каменный храм Успения Божией Матери. Он принадлежит к лучшим памятникам раннемосковского зодчества.

Собор Успения «на Городке» сложен полубутовой кладкой - т.е. пространство между двух стен из обтесанных блоков белого камня заполнялось осколками белого камня, булыжниками, залитыми известковым раствором.

Собор обильно украшен: приставленные к пилястрам фасада полуколонки, образуют на углах пучки, завершающиеся капителями с резными абаками, полуколонки, обрамляющие апсиды, перспективные порталы; шестилепестковая розетка круглого окна западного портала, лента плоского резного растительного орнамента опоясывающая стены, а также апсиды и барабан купола, валики обрамления окон и т.д.

Все формы памятника (четверик, апсиды, окна, барабан) слегка суживаются кверху, придавая особую стройность зданию. Изначальные узкие щелевидные окна, обрамленные углубленным полуваликом и имеющие килевидные завершения, сохранились только в верхней части боковых прясел стен южного и северного фасадов и в центральной апсиде.

Членения внутреннего пространства храма не соответствуют трехчастному членению фасадов: для увеличения центрального подкупольного пространства восточные пилоны сдвинуты к апсидам, что вызвало смещение к востоку главы собора, однако значительный вынос апсид восстанавливает зрительное равновесие объемов.

Внутри храм был расписан в начале XV в., но фрески сохранились очень фрагментарно. Лучшим состоянием отличаются росписи восточных столпов.

На западных плоскостях помещены фрески, которые дошли до наших дней в своем первозданном виде. Это - сверху в кругах полуфигуры святых Флора (лик не сохранился) и Лавра, в день памяти которых (18 августа) Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, затем ниже фрагменты пятиконечных крестов, в нижнем регистре - две сцены Явление ангела Пахомию Великому (на северо-восточном столпе) Преподобный Варлаам и индийский царевич Иоасаф (на юго-восточном столпе).

Изображение Святого мученика Лавра приписывается Андрею Рублеву.

За время своего существования собор осел в землю на 80 сантиметров.

Собор довольно рано превратился из княжеского в обычный приходской храм, и этим избежал расширений и перестроек. За более чем 600 лет его существования в нём проводились только мелкие ремонты.

Иконостас Успенского собора был устроен во 2-й половине XVII в.

В 1703 г., или ранее, вероятно, в соборе был ремонт, по прошению соборного протопопа Иосифа был выдан новый антиминс.

В 1730 г. в соборе служил протоиерей Яков Осипов.

В 1730 г. по императорскому указу «о приведении храмов в должный вид» было затребовано от настоятелей описание состояния храмов.

В 1739 г., по донесению протоиерея Якова Осипова, в Успенском соборе: «на Святом Евангелии евангелисты медные, сосуды оловянные, ризы одни и те ветхие, кадила медные, книги 12 миней, 2 осмогласника, апостол, псалтырь, требник, чани водосвятные и подсвечников не имеется потому что при прежних протопопах оную соборную церковь воровские люди грабили. Такоже на соборной церкви кровля и глава деревянная вся сгнила и крест на главе весьма поколебался и едва содержится, а в окнах оконницы стеклянные развалились и выпадали, и сквозь своды во многих местах в летнее время идет дождевая вода.

В 1741 г. для составления сметы для ремонта собора был послан архитектор Мичурин. Выяснилось, что составляя смету церковного имущества протопоп покривил душой, по новой смете оказалось: «в церкви евангелие, евангелисты серебряные», в наличии были: «ризы праздничные, воскресные, стихари дьяконские, книги: евангелие толковое, апостол, псалтырь со следованием, минеи, 2 осмогласника, соборник уставной, требник, гермалогий печатный, другой нотный, сосуды серебряные, 2 кадила серебряное и медное, 2 подсвечника больших медных, 4 малых медных, чаша водосвятная большая, другая малая, укропник (сосуд Для горячей воды), 2 блюда больших».

При соборной церкви была колокольня деревянная шестиугольная брусчатая. На ней 5 колоколов».

7 сентября 1748 г. с дозволения Синодальной Конторы, Звенигородская ратуша сняла с ветхой соборной колокольни колокола и поставила в соборную церковь на сохранение.

По регулярному плану 1784 г. новые кварталы строились в основном в Нижнем посаде. Всё население города было в приходе Вознесенской или Рождественской церквей.

В 1770-х - 1780-х гг. Успенский храм, хотя и продолжал именоваться в официальных документах собором, но значится бесприходным. Во второй половине XVIII в. была устроена ныне существующая облицованная железом глава. Позакомарная кровля была заменена на четырехскатную.

4 октября 1773 г. воевода Звенигородской воеводской канцелярии коллежский асессор Алексей Иванович Юдин сообщил Московской Духовной консистории, что дозволенный к возобновлению в 1770 г. при соборной в г. Звенигороде церкви Успения Богородицы придел великомученика Георгия, совсем устроен и готов к освящению, и всем церковным благолепием украшен на счет его, Юдина. 18 октября 1773 г. Синодальная контора дозволила придел освятить.

В XIX в. с западной стороны храма была выстроена звонница. «С 1830 по 1837 г. службы в соборе не было по причине ветхостей, кои исправленеы попечением звенигородского купца Рухманова». Были заменены дубовые тяги, «подделаны арки» кипричем, растесаны окна.

После этого ремонта собор почти без изменений дошел до нашего времени.

В 1848 г., иждивением звенигородского купца Василия Смолина, храм был расписан.

По клировой ведомости 1849 г причт соборный состоял из священника, диакона и пономаря, соборным священником в это время был Григорий Андреевич Морозов (59 лет). Он родился в Москве, в семье пономаря, обучался «в бывой Московской академии (Славяно-греко-российской), по окончании курса философии произведен во священника к Благовещенской церкви с. Шеметова.

Определен благочинным, переведен ко Владимирской церкви с. Быково Бронницкого уезда, затем переведен на настоящее место. У о. Григория и его жены Натальи Яковлевны было шестеро детей. Дьяконом в это время был Иоанн Иоаннович Державин, дьячком Алексей Ильич Муханов, пономарем Василий Прокопьевич Боголепов.

В 1880 г. священник Михаил Сахаров сообщал епископу Можайскому Алексию: «...от сильной бури упал крест и от сильного удара об землю и камни разбился на части так, что в починку сделался совершенно не годен. Посему покорнейше просим Ваше Преосвященство дозволить нам заказать мастеру клать новый крест по образу фигуры старого с короною и вызолотить в лучшем виде чрез огонь».

Большая часть стен собора сохраняет роспись 1880-х гг. В середине 1880-х гг. настоятель собора священник Иоанн Рождественский и церковный староста купец Стариченков ходатайствовали перед Археологическим обществом о разрешении провести в соборе ремонт и поновить росписи стен. Поновление стенописи было завершено к лету 1887 г. и приурочено к 900-летию крещения Руси.

По окончании работ состоялось освящение собора епископом Можайским Александром.

В 1918 г. в Москву в реставрационные мастерские были переданы священником Успенского собора Дмитрием Крыловым самые ранние из работ Андрея Рублёва – иконы XV века «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», в древности находившиеся в иконостасах Успенского собора – так называемый «Звенигородский чин». По другой версии, в одном из сараев на Городке, иконы обнаружил реставратор Г.О. Чириков.

Успенский собор был «холодным», то есть не отапливался. Это создавало неудобство при совершении богослужений.

В холодное время года собор был малопосещаем.

Археологическое общество запретило проводить в Успенский собор духовое отопление, как вредное для белокаменного здания. Настоятель собора о. Иоанн Рождественский в 1892 г. был членом городской думы, в начале 1893 г. возведен в сан протоиерея.

В 1893 г. рядом с Успенским собором, по инициативе о. Иоанна, был построен деревянный тёплый храм Богоявления, сгоревший в начале 1920-х гг. Строительство рядом с Успенским собором теплого деревянного храма в честь Богоявления Господня увековечило память о бывшем в течение двух десятилетий настоятелем собора протоиерее Иоанне. Отец Иоанн — «сам любитель старины и церковного благолепия» — решил возвести рядом с собором небольшую теплую деревянную церковь

Помощником в этом деле стал другой звенигородский купец, Н.А. Шестопалов, который в 1893 г. был утвержден старостой прихода (впоследствии срок его полномочий был несколько раз продлен). В храме был установлен двухъярусный резной иконостас.

Богоявленский храм построили за три месяца, и 30 декабря 1893 г. он был освящен епископом Можайским Тихоном.

В 1901 г. протоиерей Иоанн Рождественский ушел за штат, а в августе 1906 г. по преставлении был погребен рядом с алтарем возведенного им храма.

Рядом с могилой отца находились захоронения священнослужителей Успенского собора. К сожалению, многие из них ныне утеряны. Вокруг собора стояли дома священнослужителей.

В конце XIX в. был построен дом диакона Владимира Никольского. Соборный диакон Владимир Алексеевич Никольский по окончании Вифанской духовной семинарии в 1882 г. был определен во псаломщика к церкви Святого великомученика Димитрия Солунского в с. Дмитровском Звенигородского уезда, в 1883 г. рукоположен во диакона с определением к Звенигородскому Успенскому собору. Дети отца Владимира - Алексей, Михаил и Сергей - также окончили духовные учебные заведения и, приняв священный сан, служили в разных, церквах Подмосковья. В.Никольский умер около 1914 г, и был похоронен на Городке рядом с алтарем храма Богоявления Господня.

Сергей Никольский (р. 1892 г., в 1908 г. окончил Звенигородское Духовное училище, поступил в Вифанскую Духовную семинарию, из которой в 1915 г. перевелся в Московскую Духовную семинарию, которую и окончил в 1916 г.

Псаломщик Звенигородского Успенского собора Симон Павлович Павлов (1869-1925)-болгарин по национальности - служил в Успенском соборе.

В первой четверти XX в., был погребен у алтаря Богоявленского храма.

В советское время собор был закрыт.

В 1936 г. было принято решение снести Успенский собор и на его месте устроить стадион. Собор отстояли. Он был открыт для богослужений в апреле 1946 г.

В том же году прихожанами храма был проведен первый его ремонт (во время войны собор был покрыт маскировочной краской).

Первым настоятелем Успенского собора после открытия стал священник Николай Александрович Ремизов (1906-1947).

В 2001-2002 гг. Богоявленский храм был возрождён в камне.

В наше время храм Успения Божией Матери на Городке и храм Богоявления являются приписными к Саввино-Сторожевскому монастырю.

Московская обл., Звенигород

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Собор Успения Божией Матери и Церковь Богоявления адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда