Атмосфера мест

Церковь Рождества Божией Матери

Церковь стоит на месте древнего Рождественского «погоста на Улупове, что на речке Вьюновке», на котором стояла издревле деревянная церковь Рождества Христова, построенная «клецки».


В 1623 г. церковь «стоит без пения», т. е. в ней не проводятся богослужения за отсутствием священника (сказываются последствия разрухи Смутного времени. «На том погосте князя Фёдора Андреевича Козловского крестьяне, да Ивана Унковского деревня Зюзина, тестя их Онфиногена Голенищева купленная вотчина, что купил у Якова Зюзина и Богдана Куницына в 1600 и 1604 гг.»

Погост назывался по пустоши Улупово. Пустошь до 1600 г. была во владении Якова Зюзина, затем куплена Афиногеном Голенищевым. Подпись Якова Зюзина стоит на грамоте об избрании Бориса Годунова на царство. При Лжедимитрии Зюзин был воеводой в Рязани. При царе Василии Шуйском пожалован в думные дворяне. Убит в бою под Тулой против войск Болотникова.

Рядом с погостом стояло сельцо Выголово, которое в 1646 г. называлось «Зюзино тож» и состояло во владении Ивана Саввича Унковского, Григория Дмитриевича Порошина и других.

В 1670 г. построена каменная церковь Рождества Божией Матери.

В 1678 г. с. «Улупово Зюзино тож» вотчина Тимофея и Ильи Михайловичей Кутузовых, и Фёдора и Василия Ивановичей Унковских.

В 1698 г. половиной села владел преосвященный Авраамий, митрополит Рязанский и Муромский, другой половиной - Тимофей Никитич Усов и Авраам Иванович Леонтьев.

В 1704 г. половина села принадлежала А. И. Леонтьеву, другая - митрополиту Рязанскому, Местоблюстителю Патриаршьего престола Стефану (Яворскому, 1658-1722). Стефан (в миру Симеон Яворский) обучался в Киево-Могилянской коллегии.

В 1684 г. он наружно приняв католичество, под именем Станислава Симона, учился в католических школах Львова, Люблина, Познани и Вильно.

В 1687 г. вернулся в Киев, принес покаяние в отречении от православия, в 1689 г. постригся в монахи, преподавал в Киево-Могилянской коллегии, в 1697 г. игумен Николо Пустынного монастыря. Стефан был помощником киевского митрополита в его сношениях с московским правительством.

В 1700 г. Стефан отправлен в Москву с поручением к патриарху. Стефану просили сказать проповедь при погребении воеводы Шеина, присутствующему царю Петру понравилась проповедь и он указал патриарху Адриану посвятить Стефана Яворского в архиереи в одну из епархий «где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы». Стефан пытался отказаться, но в апреле 1700 г. был поставлен в митрополита Рязанского и Муромского.

В том же году, после смерти патриарха, царь указал Стефану быть местоблюстителем патриаршего престола.

Власть местоблюстителя была ограничена царем Петром Первым, взаман патриаршего приказа был учрежден монастырский, под управлением светского человека И. А. Мусина-Пушкина. Со временем стало очевидно, что царь не думаете выборе патриарха, а намеревается уничтожить самое патриаршество.

В 1711 г. были введены в церковные суды фискалы от гражданского ведомства. Сначала, когда деятельность Петра была направлена политике, войне и просвещению местоблюститель вполне сочувствовал ей, но он не сочувствовал отношению царя к церкви и протестантским его симпатиям, скорбел о шутовских пародиях на церковные церемонии, которым любил предаваться царь.

В 1712 г. Стефан резко критиковал учреждение фискалов и современное состояние России, назвал царевича Алексея «единой надеждой» страны. Сенат постановил запретить митрополиту Стефану проповедовать, царь оставил в силе сенатское запрещение. Как проповедник митрополит Стефан восхищал своих современников.

В 1713 г., во время суда над Тверетиновым и другими, увлекавшимися лютеранством, Стефан Яворский написал обширное сочинение «Камень веры...» с изложением догматов Православной Церкви, оспариваемых протестантами, и опровержением протестантских возражений против них. При жизни Петра книга не была напечатана, она вышла в свет в 1728 г., против неё вели полемику многие протестантские авторы. Митрополит составил сочинение «Знамение пришествия антихристова и кончины века», на которое ссылались в подтверждение мнения, что Пётр - антихрист.

В 1718 г. состоялся процесс царевича Алексея, царь приказал митрополиту Стефану прибыть в Петербург и держал его здесь почти до самой смерти. Несмотря на возражения местоблюстителя, указывавшего на неправославный образ мыслей кандидата, царь приказал рукоположить в епископа Феофана Прокоповича, а Стефану извиниться перед ним. Местоблюститель не принимал никакого участия в подготовке к церковной реформе, без него писался «Духовный регламент», церковное управление также осуществлялось помимо него.

В 1720 г. был открыт Синод, президентом которого царь назначил Стефана. Влияния на синадальные дела митрополит не имел, за всё время пребывания в Синоде, он находился под следствием по политическим делам, оговоры оказывались не имеющими оснований, но Стефана постоянно допрашивали. Эти неприятности сокращали ему жизнь, и в 1722 г. он умер. Половина села Зюзина после секуляризации в 1764 г. перешла в ведение Коллегии экономии. Другой половиной владел Николай Михайлович Леонтьев (1717-1769, генерал-аншеф, участник Семилетней войны, в ходе которой попал в плен), потом, в конце XVIII - начале XIX в., Елизавета Михайловна Леонтьева (ум. 1801), жена генерал-аншефа, сенатора (с 1765 г.), кавалера высшего ордена Российской империи Св. Андрея Первозванного (награжден за решительность и храбрость при подавлении Чумного бунта в Москве в 1771 г., московского генерал-губернатора (с 1786 г.) Петра Дмитриевича Еропкина (1724-1805).

Еропкин, «был росту немалого, виду почтенного, добродушие было на лице его изображено, он был прям и строен в глубокой старости, а в молодости весьма силен», командуя кирасирским полком, участвовал в Семилетней войне, в сражениях проявил храбрость, произведен в генерал-майоры (1759), а в 1763 г. в генерал-лейтенанты, «был честен, тверд, чувствителен к дружбе, мягкосердечен к страданиям и несчастиям ближних, честолюбив, но без гордости и надменности, бережлив, без скупости и стяжательства, скромен, опрятен без щегольства, вежлив ко всякому, неискателен. Он не переменялся к знакомым, хотя бы они при перемене «случая» находились в упадке. Довольствуясь малыми доходами с весьма умеренного имения, он без расточительной утонченности вкуса предпочитал жизнь патриархальных времен». Еропкин отказался от пожалованных ему за подавление Чумного бунта 4000 душ и 20 000 рублей.

В 1791 г. Пётр Дмитриевич Еропкин построил в с. Зюзино деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая стояла в селе до 1828 г. 29 апреля этого года, после обедни, церковь сгорела до основания... загорелась днем, внутри трапезы, «отзаронения кем-либо из самих церковнослужителей во время отправления Литургии огня, или оставления по окончании оной незагашенной в трапезе свечи». В это время село принадлежало г. Новосильцеву.

В августе 1829 г. благочинный послал всеподданнейший рапорт митрополиту Филарету о том, что каменная церковь на месте сгоревшей деревянной, согласно указу Московской Духовной Консистории от 9 апреля 1829 г., им, при архитекторе капитане Стефане Гроздневе была заложена 9 июля.

В 1836 г. была построена ныне существующая каменная церковь Рождества Божией Матери (другие престолы пророка Илии и святителя Николая Мирликийского, в теплой трапезной устроен престол во имя Всех Святых).

В 1852 г. половина села - во владении Н.А.Смирновой.

Причт церковный издавна: священник, дьячок, пономарь. В начале XX в. в храме служил священник Георгий Андреевич Хавский (в 1904 г. ему было 52 года). Сын диакона московской епархии обучался в Московской Духовной семинарии. По болезненному состоянию был уволен не окончив курса в 1874 г., и в 1875 г. рукоположен во диакона к Преображенскому храму с. Саввина. С того же года (преподавал по 1904 г.) вступил в должность учителя Саввинского земского училища, имел звание учителя начального училища. С 1883 по 1904 г. состоял законоучителем Милетского (ныне в Балашихинском районе) земского училища Богородского уезда. С 1901 по 1904 г. состоял законоучителем церковно-приходской школы при храме с. Саввино. В 1882 и 1886 гг. получил благословение Святейшего Синода. За усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению детей в народных школах в 1903 г. награжден орденом Св. Анны 3-й степени. В 1904 г. определен к храму с. Зюзино во священника, с того же года состоял законоучителем Зюзинского земского училища. К храму с. Зюзино была приписана деревянная часовня в дер. Шмеленки.

В семье псаломщика Богородицерождественской церкви с. Зюзино Павла Ивановича Цветкова в 1886 и 1893 гг. родились сыновья Александр и Дмитрий, получившие образование в Перервинском училище (окончили соответственно - в 1899 и 1908), и Московской семинарии (1905 и 1914).

В 1938 г. Богородицерождественский храм с. Зюзино был закрыт.

22 января 1938 г. арестован священник зюзинской церкви Иоанн Александрович Красовский. Он родился в 1872 г. в г. Костроме, в семье священнослужителя, окончил Духовное училище, семинарию, имел высшее духовное образование, т.е. окончил Духовную академию. Проживал в с. Зюзино. 15 марта 1938 г. по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке, о. Иоанн был приговорен к расстрелу, и 22 марта того же года расстрелян на Бутовском полигоне. В здании церкви устроили зернохранилище.

В 1946 г. разрушена колокольня. Храм искажён облепившими его пристройками.

В 1992 г. перестроенное здание храма возвращено верующим.

В трёх километрах от Зюзино стоит сохранившийся до нашего времени усадебный дом сельца Полу-шкино. В 1850-х гг. сельцом владела кн. М.Д. Ухтомская. В конце XIX в. усадьбой Полушкино владел потомственный почетный гражданин, мануфактур советник, учредитель Товарищества мануфактур Викула Морозова с сыновьями Викул Елисеевич Морозов (1829-1894). Учредителями товарищества, кроме Викула Елисеевича, были, его жена Евдокия Никифоровна (урожденная Кочегарова), сыновья: Алексей, Фёдор и Сергей, и крестьянин Иван Кондратьевич Поляков (человек больших способностей, ему принадлежит заслуга стремительного развития производства на фабриках товарищества, он начал работать у Викула Морозославянски, благодаря способности внятно и толково читать вслух), директором-распорядителем был сын Иван (окончил университет); на фабриках товарищества к 1915 г. работало 10 500 человек.

У Викула Елисеевича была большая семья, сыновья: Алексей, Иван, Сергей, Елисей (все сыновья не курили, ели обязательно своей собственной ложкой), дочери: Вера, Людмила, Евгения, Екатерина, Евдокия. Викул Елисеевич был видным деятелем старообрядчества, старообрядец-беспоповец, благотворитель. До смерти Елисея Саввича (ум. в 1868 г.), семья Викула Елисеевича жила в доме отца. Об этом времени вспоминал сын Викула Елисеевича, Алексей: «Детство не оставило в моей памяти светлых воспоминаний. Воспитание в тот период, когда ещё были живы дед и бабушка, можно назвать скорее суровым. Посты соблюдались очень строго, и в Великий пост допускали еду по монастырскому староверческому уставу.

В первую неделю поста даже не накрывали стол и питались всухомятку разной вегетарианскою снедью, не разрешая даже постного масла. К счастью, у меня был очень здоровый желудок, и я остальную часть моей жизни, после такого закала в детстве, мог легко переносить самые тяжёлые блюда. Отступление от устава при жизни деда и бабушки не полагалось ввиду контроля тётки Александры, старой полу нормальной девы, которая могла накляузничать и сделать неприятность. Отец очень боялся ввиду своей материальной зависимости чем-нибудь не угодить деду и бабушке, закоренелым староверам, ревность которых в соблюдении разных обрядов, постов и нескончаемом богослужении в своей моленной доходила до фанатизма. Суровым своё воспитание я называю потому, что нас, первых детей: меня и старшую сестру Веру (мать Николая Шмита), с самого нежного возраста заставляли соблюдать все посты и выстаивать длинные службы. Жили при жизни деда крайне замкнуто, принимались только самые близкие родственники, и то очень редко. Как староверы, дед и бабушка считали близкое общение с православными, т.е. с «никонианами», предосудительным, а бывать у них и есть и пить из их посуды - большим грехом, называвшимся «мирщением», определяя православных как «мирских» или «внешних», т.е. живущих вне замкнутого староверческого круга. Когда приходилось принимать «мирских», то подавали им особую посуду, отмеченную на дне красным сургучом, чтобы не смешивать со своей. Кормили нас (меня и Веру) очень простыми кушаньями и как-то беспорядочно и неправильно. Стряпали кухарки, и очень невкусно...»

Алексей Викулович Морозов писал: «у отца и матери не было никакой склонности к интересам в области культуры, науки и искусства, никакого знакомства с людьми, работавшими в этих областях...»

Московская обл., с. Зюзино

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Церковь Рождества Божией Матери адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...