Атмосфера мест

Новые данные о росписях Орехово-Зуевского Богородицерождественского собора

В 2010 г. отмечалось 120-летие Орехово-Зуевского Богородицерождественского собора. В числе проводимых в чаянии этого юбилея ремонтно-реставрационных работ большое место занимает реставрация соборных росписей. Этот процесс открыл новые интересные данные, касающиеся авторства и времени создания росписей, а также дал повод к синтезу и переосмыслению имеющейся информации.

Долгое время считалось, что к созданию росписей собора приложил руку известный художник В.Васнецов; об этом писали и краевед В.Лизунов, и протоиерей Сергий Нечаев. Действительно, изображения евангелистов в парусах под главным куполом, сцена крещения Руси и Богородица на своде апсиды восходят к васнецовским росписям Свято-Владимирского собора в Киеве. Теперь, однако же, твердо установлено по вновь раскрытому клейму в алтаре, что соборные росписи «в русско-византийском стиле» (то есть как раз в васнецовском) создал в 1929 г. художник Клёнов с сыновьями.

Содержание клейма таково: «Сию живопись русско-византийскаго стиля, картины все, и орнамент; исполнил художник Иван Григорьевич Кленов с сыновьями. 1929 год. Ноябрь 20». Второе клеймо повествует: «Алтарь сей благоукрашен усердием и лептою всех верующих местных прихожан св. храма сего 1929 года 20 ноября». Сейчас в алтаре под почти абсолютно аляповатой «записью» недавних лет обнаружены типично «васнецовские» архангелы и святители - потрясающий по своей глубине образ св. Василия Великого, Николая Чудотворца, Григория Богослова, великомученика Пантелеймона...

Росписи свода засверкали сусальным золотом!

Пасхальная ночь 2008 года была особенной. Характерной особенностью Пасхального Богослужения этого года стало его совершение в алтаре, заполненном лесами; находившиеся много лет под «записью» древние лики, наконец, снова взирали на Пасхальное священнодейство.

Настоящее чудо, что аляповатое художество масляными красками начала 1990-х гг. сохранило эти удивительные росписи. До момента их расчистки было откровенно горько взирать на алтарные росписи собора. Конечно, все это отчасти объяснимо временем и условиями, когда было принято решение о «переписи» алтарных росписей, однако элементарное несоблюдение анатомических пропорций изрядно бросалось в глаза, и хорошо, что эти росписи недавних лет отходят в небытие. Но справедливости ради нельзя не отметить, что не все росписи 1990-х гг. одинаково негодны, и в отдельных случаях уже обреченные росписи все же жалко. К лучшим образцам относятся Богородица на троне и св. Поликарп Смирнский.

Заметны переписанные росписи и внутри основного пространства храма - например, св. Александр Невский, св. Димитрий Солунский, св. Екатерина. Явно не могла быть в ансамбле росписей блаженная Ксения Петербуржская, прославленная лишь в 1980-х гг, и находящийся напротив ее св. Серафим Саровский тоже кого-то заменил.

Исчезли два ангела из притвора - один, который записывал имена входящих, и другой, предупреждающий о наказании за праздные разговоры в храме.

История этих ангелов многострадальна. Я помню еще старых. Потом их жутко аляповатейше переписали (в общем стиле алтаря); затем, переписанные заново, они вновь обрели ангельский вид, но потом исчезли.

Интересно, что некоторые, и притом старые (!) росписи в западной части храма, соединяющей основной объем здания с колокольней, исполнены отнюдь не в русско-византийском стиле, но по знаменитым библейским гравюрам Страстей Христовых известнейшего французского гравера-иллюстратора 19 века Гюстава Доре.

Всего их шесть: «Иуда лобзанием предает Господа», «Истязание Иисуса Христа», «Несение креста Иисусом Христом», «Пригвождение ко кресту», «Снятие со креста тела Господа» и «Положение тела Господа Иисуса Христа в саду во гроб» (названия приведены по «Библейскому альбому в гравюрах Гюстава Доре», М., 1991). Их изначальная «природность» ансамблю росписей собора подтверждается тем, что одна из «праздничных» росписей на своде - Крещение Господне - также выполнена в точности по гравюре Доре.

Главной проблемой при восстановлении комплексного ансамбля храмовых росписей является практически полное отсутствие их реестра или описания. Единственным относительно ценным и информативным документом по этому вопросу является датированный 1993 годом паспорт памятника истории и культуры (почему-то еще) СССР. Ряд положений документа заведомо неверен (это касается датировки росписей и принадлежности части из них В.Васнецову - видимо, некритических составителей подвело издание В. Лизунова «Церкви Орехово-Зуева и района», О.-З., 1991, на которое они опирались), но он все же дает относительно цельное понятие об ансамбле еще ко времени до записи части росписей. Итак: «Сохранившаяся в церкви живопись относится к концу 19 столетия... В церкви частично.. . - поновлена настенная живопись. Реставрационные работы не проводились...

Здание отличается... хорошо сохранившимся убранством интерьера. Два сюжета настенной живописи в церкви принадлежат кисти знаменитого русского художника В.М.Васнецова... Стены и своды церкви оштукатурены и богато украшены живописными сюжетами, выполненными масляной краской. Два из них принадлежат кисти В.М.Васнецова: на своде апсиды образ Богородицы, несущей младенца Христа, и многофигурная композиция «Крещение Руси» на западной стене северного нефа.

На своде алтаря главного придела изображена также Святая Троица. За алтарем (так в тексте - Е.С.) фигура Спасителя, на стенах - сцена евхаристии.

В храме в барабане на своде - Святая Троица, между окон - Апостолы, в нижней части - сцены из жизни Святого семейства.

На парусах традиционно написаны Евангелисты.

На своде трапезной - «Похвала Богородице» и «Вход Господень в Иерусалим».

В алтаре северного придела на своде изображен Авраам, беседующий с ангелами, на восточной стене - «Моление о чаше» и «Рождество Богородицы». На сводах северного нефа - «Вознесение», «Воздвижение креста», «Успение Богородицы» и «Сошествие Святого Духа на Апостолов».

На северной стене - «Спасение патриарха Николаем Чудотворцем», «Христос и фарисей». В алтаре южного придела на своде написано «Воскресение», наш восточной стене - «Моление о чаше» и «Рождество Христово».

На сводах южного нефа размещены композиции «Преображение», «Сретение», «Крещение»; на южной стене - «Благовещение», «Христос и самарянка», Святители.

На западной стене - «Проповедь о детях», «Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст».

На подпружных арках, украшенных растительно-геометрическим орнаментом, изображены Пророки, Архангелы, Херувимы и символы церкви... Техническое состояние интерьеров - хорошее... Составитель - искусствовед С.А. Никольский».


Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Новые данные о росписях Орехово-Зуевского Богородицерождественского собора адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда