Атмосфера мест

Учитель Понаринской церковноприходской школы священномученик Михаил (Марков).

В части 1-й книги «Храмы Орехово-Зуевского района» рассказывалось об учителе одной из Гуслицких школ, потом священник е в с. Горетово Можайского уезда, священномученик Михаил (Марков). Житие его было рассказано вкратце, но была названа школа в которой он преподавал и не приведены подробности жизни священномученика Михаила в период его жизни в Гуслицах. Имя священномученика Михаила теперь прочно связано с Гуслицами, здесь он начал свое служение учителем церковноприходской школы, здесь он нашел верную спутницу жизни, здесь, и в наше время живут его потомки.


4 ноября 1881 г. в с. Горетово Можайского уезда в семье священника Михаила Маркова и его супруги Марии родился сын Михаил, будущий священномученик. В 1899 г. Михаил Марков окончил Звенигородское Духовное училище, а в 1905 г. - Вифанскую Духовную семинарию. По окончании семинарии Михаил Михайлович Марков учительствовал, а работа учителя, особенно в сельской школе, по словам великого православного педагога С.А. Рачинского, лучшее приготовление к принятию сана священника. Сергей Александрович писал: «учительство в русской сельской школе не есть ремесло, но призвание, низшая степень того призвания, которое необходимо, чтобы сделаться хорошим священником... Призвание это ... встречается относительно часто.

Дело учителя, и прежде всего священника-законоучителя, - его угадать. Приобретение практических навыков преподавания, истинного понимания обязанностей учителя относительно учеников совершается гораздо успешнее в живой действительной школе, где ученики являются целью, а не средством, чем в экспериментальных школах при учительских семинариях, где ученики более или менее низводятся на степень учебных пособий для преподавания педагогики и дидактики. Лучшая школа для начинающего учителя не упражнение в давании образцовых уроков, но поручение ему под руководством опытного наставника последовательного, сообразного с его силами дела.

М.М. Марков был назначен учителем в церковноприходской школе в д. Понарино близ станции Авсюнино. Понарино входило в приход храма с. Рудня-Никитское. Церковно-приходская школа в д. Понарино была открыта в 1895 г., на своей родине, крестьянином, присоединившимся к Православию из раскола, Петром Леонтьевичем Воробьевым. Пётр Леонтьевич был попечителем школы, для размещения которой отдал свой дом. П.Л. Воробьев был заведующим ткацкою фабрикой в товариществе мануфактур А.В. Смирнова.

В 1909 г. в понаринской школе обучалось 25 человек. Заведовел школой священник церкви с. Рудня-Никитское Матфей Петрович Преображенский. Кроме Понаринской, он ещё заведовал Мисцевской церковноприходской школой. Отец Матфей окончил Вифанскую семинарию в 1864 г., в 1866 г, был рукоположен во священника к церкви с, Рудня-Никитское Матфей Петрович Преображенский, 44 года был священником в этом храме, Он умер 19 декабря 1910 г, шестидесяти семи лет.

Именно здесь, в д. Понарино Дороховской волости за 4 года работы в приходской школе под руководством опытного наставника о, Матфея Преображенского Михаил Марков получил последнее сопряженного с ответственностью, сперва легкой, потом постепенно осложняющейся. Несколько лет такой работы при должном расширении познаний (на это остается свободной большая половина года) достаточны, чтобы образовать вполне удовлетворительного сельского учителя». В храме Рождества Богородицы с. Рудня (ныне Рудня-Никитское) Михаил Марков познакомился с дочерью настоятеля храма, и заведующего церковноприходской школой о. Матфея, Елизаветой Матвеевной, также сельской учительницей, и на ней женился. Михаил Михайлович с супругой пользовались большим уважением у односельчан.

В 1909 г. смерть отца побудила Михаила Маркова принять священный сан и наследовать отцовское служение в Троицкой церкви с. Горетова. В семье Марковых родились сын Николай и дочь Елизавета, а затем долгое время прибавления не было, так как дети умирали в младенчестве, Супруги усердно молились Господу и обрели чудесное утешение: Елизавете явился святитель Московский Петр, в честь которого был освящен придел горетовского храма. «Ваш ребенок будет жить, и именины у него будут шестого сентября»,- сказал он. Действительно, вскоре, в 1923 г., у них родился сын, которого назвали Петром в честь Московского Первосвятителя (память его 6 сентября), Их старший сын Николай погиб в годы Великой Отечественной войны, дочь Елизавета умерла в 1993 г.

Младший сын, Петр прошел войну, несколько раз был ранен, остался без ноги, в 2007 году он отметил свое 85-летие, Горетовские прихожане любили о, Михаила, Сохранилось свидетельство, что во время засухи и пожаров батюшка обходил с молитвой поля, и огненная стихия милостью Божией усмирялась, Любовь к пастырю, высокий авторитет священника не остались, конечно, без внимания местных властей, тем более что поставленную наверху задачу по уничтожению Церкви и ее служителей повсеместно старались претворить в жизнь.

В 1930 г. Марковых раскулачили и лишили избирательных прав. В число лишенцев с о, Михаилом были вписаны супруга его Елизавета, мать Мария Федоровна, сестра Фелицата и брат Александр (второго брата Леонида, в прошлом царского офицера, а после революции учителя, к этому времени уже не было в живых). Можно было подать прошение о возвращении имущества - бывало, что такие прошения удовлетворялось. Однако сохранился документ, в котором против фамилии Марков М. М. значится: «Раскулачивание подтвердить».

В 1933 г, было принято решение о закрытии Троицкого храма с. Горетово. Церковный совет начал сбор подписей в защиту Церкви.

11 марта 1933 г. о. Михаила арестовали и заключили в можайскую тюрьму. Во время допроса 13 марта он показал: «В 1929 г. я был судим за агитацию на страховочный сбор на храм и был приговорен к восьми годам ссылки. Но областной суд данное решение отменил, и я был осужден к 300 рублям штрафа. Мое хозяйство с 1927 г. признано зажиточным, и до него было Доведено твердое задание.

С того же года по 1932 г. включительно я как служитель религиозного культа облагался индивидуальным налогом от 230 до 400 рублей.

С 1918 г. я лишен избирательных прав и являюсь лишенцем до сего времени. На советскую власть я смотрю как верующий и считаю, что советская власть, также как и остальные власти, от Бога.

В 1933 г. по моей инициативе были посланы ходатаи из крестьян, члены Церковного совета, в Москву с ходатайством об отмене постановления сельсовета о закрытии нашей церкви. Помимо церковных служб, в нашей церкви часто собирались совещания членов Церковного совета, на которых, по их просьбе, присутствовал и я, но с правом совещательного голоса. Ставился ли на совещании верующих вопрос о колхозном строительстве и вообще о власти, я не помню. Но в период моего присутствия этого не было. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю».

22 апреля 1933 г. тройка ОГПУ приговорила о. Михаила к трем годам исправительно-трудового лагеря, но через год приговор был изменен: на оставшийся срок он был выслан этапом в ссылку в Казахстан.

Вернувшись из ссылки, о. Михаила Троицкий нашел храм закрытым. Семья его бедствовала. Раньше Марковым принадлежали дом, двор, сарай, корова, 2 овцы, 15 десятин церковной земли, теперь остались лишь дом и двор.

Через год о. Михаила назначили в Преображенскую церковь в с. Горячкине, в 10 км от Горетова. Священник, служивший до него, не пользовался авторитетом у прихожан. В новом настоятеле люди увидели ревностного пастыря и молитвенника. Отец Михаил даже дерзнул (и это в 1937 году!) ремонтировать храм. Реакция властей не заставила себя ждать.

29 ноября 1937 г. батюшку арестовали по обычному для того времени обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросе его спросили:

- С какого времени вы служили священником в горячкинской церкви?

- Я по отбыванию высылки вернулся в с. Горетово в 1936 г. и нигде не работал год. С 25 апреля 1937 г. я служил священником при горячкинской церкви по декабрь месяц 1937 г.

- Где вы служили до этого?

- С 1909 г. я служил священником при горетовской церкви по 1933 г.

- Кого вы из духовенства знаете в Можайском районе?

- Из духовенства я знаю священников с. Глазова Голубева) Петра Николаевича, Лебедева Петра Ивановича, работающего в Старосельской церкви священником. Смыслова Ивана Ивановича, священника, проживающего в селе Мышкине.

- С кем из них имеете хорошие связи?

- Я ходил часто молиться в глазовскую церковь и иногда бывал у священника Голубева Петра Николаевича.

- Цели вашей встречи?

- Когда я ходил молиться в глазовскую церковь и после молебна меня приглашал священник Голубев пить чай, я у него просиживал около 30 минут.

- С кем вы имели связь в с. Горячкине?

- Связь в с. Горячкине я имел с председателем Церковного совета по делам службы с гр. Богдановой Матреной.

- Часто вы собирались с Церковным советом и у кого?

- За время моей работы священником Горячкинской церкви Церковный совет ни разу не собирался.

- На каких основаниях вы скосили колхозный сенокос 0,75 сот.?

- Я скосил сенокос 0,75 сот. по распоряжению председателя Церковного совета Богдановой Матрены. Но от сельсовета мне не было дано разрешение.

- О контррреволюционной деятельности священника Маркова мне известно следующее: Марков, еще только что прибыл служить в горячкинскую церковь, занялся связью с гр. окружающих деревень, с каковыми Марков часто встречается как у себя на квартире, а также у церковного старосты Ларичева Лариона Никитовича. Ларичев в прошлом из крепко зажиточной семьи. В квартиру Ларичева собираются часто и Марков, и еще ряд со всем незнакомых для меня лиц из других деревень, поэтому я считаю, что Марков имеет большой авторитет среди окружающих граждан окрестных деревень.

- Какое влияние священника Маркова среди колхозников?

- До Маркова в с. Горячкине служил священником по фамилию сейчас не припомню как, который совершенно не имел никакого влияния среди колхозников, какового верующие выгнали. Но когда стал служить в церкви священник Марков, то стало Аля каждого заметно, что Марков завоевывает авторитет среди верующих. Это можно объяснить тем, что с момента службы Маркова участились случаи Невыходов на колхозную работу отдельных колхозников в дни службы церкви, Из разговоров ряда колхозников можно слышать, что Марков хороший священник, который крепко сюит за религию и дает нам напутствие о том, чтобы мы не забыли Бога,

В июле месяце 20-го дня с/г Марков, не спросив разрешения у Правления колхоза, самовольно скосил 0,75 га сенокоса, на что составлен акт как на самовольное сенокошение, Но когда Маркову предложили это сено сдать в колхоз, то Марков заявил: вы мне заплатите за работу, так как это не по моей вине был скошен сенокос, мне его отвел Церковный совет, При разговоре о том, что мне не винить в том, то Марков заявил: «Я для советской власти не батрак и поэтому прошу мне за труды заплатить», В защиту Маркова ко мне пришла гр. из деревни Грязи Богданова, которая мне прямо заявила, говоря: «Вы какое имеет право обижать нашего священника, мы вас под суд отдадим за такие безобразия. Священник этот не ваш, и он вам не мешает, а нам он нужен, поэтому дайте ему свободу действия в его службе и не притесняйте его ни в чем»,

- Что вам еще известно о священнике Маркове?

- Больше мне о священнике Маркове ничего не известно, т, к. он служил в нашей церкви немного время и какой-либо со мной особенности не имел, но мое заключение о Маркове такое, что с появлением его в село Горячкино как священника ухудшилась трудодисциплина в колхозе и замечаются частые невыходы на работу отдельных колхозников, Появились также антигосударственные тенденции по выполнению госпоставок, так, например, председатель Церковного совета Ларичев по вопросу сенопоставок выступает прямо за невыполнение плана, говоря: «Почему с нас государство стало брать больше сена, у нас для себя нет ничего, а государству выполняй, нам нужно первоначально обеспечить колхозников, а потом что будет, то можно сдать государству» и т.д., Кроме Ларичева, с такой антигосударственной тенденцией выступают и другие колхозники, больше мне ничего не известно,

С.П. Роднев практически повторил показания Соловьева, Обвинительное заключение, составленное помощником оперуполномоченного Можайского р/о УНКВД МО сержантом госбезопасности Изотовым и утвержденное зам, начальника УНКВД МО майором госбезопасности Якубовичем, гласило: «Марков Михаил Михайлович, обвиняется в том, что, будучи враждебно настроен против соввласти, ведёт контрреволюционную деятельность, группируя вокруг себя весь церковный актив и верующих, среди них имеет авторитет»,

После единственного допроса, 4 декабря 1937 г., дело было передано на рассмотрение «тройки» НКВД, которая приговорила о, Михаила к 10 годам заключения в ИТЛ. Отец Михаил Марков был отправлен этапом в Мариинские лагеря НКВД. По прибытии он был помещен в лагерную больницу, и 16 июня 1938 г, скончался,

После 1937 г, Елизавета Матвеевна Маркова с детьми переселилась в с. Авсюнино.

В 1956 г, она подала заявление прокурору РСФСР о реабилитации о. Михаила Маркова.

Этот вопрос был связан с назначением Е.М. Марковой пенсии.

В ответе, полученном на заявление Е.М. Марковой, говорилось. Что дело по обвинению М.М. Маркова производством прекращено за отсутствием состава преступления.

В 2004 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви, священник Михаил Марков был прославлен в лике новомученников и исповедников Российских.


Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Учитель Понаринской церковноприходской школы священномученик Михаил (Марков). адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда