Атмосфера мест

Учитель Понаринской церковноприходской школы священномученик Михаил (Марков).

В части 1-й книги «Храмы Орехово-Зуевского района» рассказывалось об учителе одной из Гуслицких школ, потом священник е в с. Горетово Можайского уезда, священномученик Михаил (Марков). Житие его было рассказано вкратце, но была названа школа в которой он преподавал и не приведены подробности жизни священномученика Михаила в период его жизни в Гуслицах. Имя священномученика Михаила теперь прочно связано с Гуслицами, здесь он начал свое служение учителем церковноприходской школы, здесь он нашел верную спутницу жизни, здесь, и в наше время живут его потомки.


4 ноября 1881 г. в с. Горетово Можайского уезда в семье священника Михаила Маркова и его супруги Марии родился сын Михаил, будущий священномученик. В 1899 г. Михаил Марков окончил Звенигородское Духовное училище, а в 1905 г. - Вифанскую Духовную семинарию. По окончании семинарии Михаил Михайлович Марков учительствовал, а работа учителя, особенно в сельской школе, по словам великого православного педагога С.А. Рачинского, лучшее приготовление к принятию сана священника. Сергей Александрович писал: «учительство в русской сельской школе не есть ремесло, но призвание, низшая степень того призвания, которое необходимо, чтобы сделаться хорошим священником... Призвание это ... встречается относительно часто.

Дело учителя, и прежде всего священника-законоучителя, - его угадать. Приобретение практических навыков преподавания, истинного понимания обязанностей учителя относительно учеников совершается гораздо успешнее в живой действительной школе, где ученики являются целью, а не средством, чем в экспериментальных школах при учительских семинариях, где ученики более или менее низводятся на степень учебных пособий для преподавания педагогики и дидактики. Лучшая школа для начинающего учителя не упражнение в давании образцовых уроков, но поручение ему под руководством опытного наставника последовательного, сообразного с его силами дела.

М.М. Марков был назначен учителем в церковноприходской школе в д. Понарино близ станции Авсюнино. Понарино входило в приход храма с. Рудня-Никитское. Церковно-приходская школа в д. Понарино была открыта в 1895 г., на своей родине, крестьянином, присоединившимся к Православию из раскола, Петром Леонтьевичем Воробьевым. Пётр Леонтьевич был попечителем школы, для размещения которой отдал свой дом. П.Л. Воробьев был заведующим ткацкою фабрикой в товариществе мануфактур А.В. Смирнова.

В 1909 г. в понаринской школе обучалось 25 человек. Заведовел школой священник церкви с. Рудня-Никитское Матфей Петрович Преображенский. Кроме Понаринской, он ещё заведовал Мисцевской церковноприходской школой. Отец Матфей окончил Вифанскую семинарию в 1864 г., в 1866 г, был рукоположен во священника к церкви с, Рудня-Никитское Матфей Петрович Преображенский, 44 года был священником в этом храме, Он умер 19 декабря 1910 г, шестидесяти семи лет.

Именно здесь, в д. Понарино Дороховской волости за 4 года работы в приходской школе под руководством опытного наставника о, Матфея Преображенского Михаил Марков получил последнее сопряженного с ответственностью, сперва легкой, потом постепенно осложняющейся. Несколько лет такой работы при должном расширении познаний (на это остается свободной большая половина года) достаточны, чтобы образовать вполне удовлетворительного сельского учителя». В храме Рождества Богородицы с. Рудня (ныне Рудня-Никитское) Михаил Марков познакомился с дочерью настоятеля храма, и заведующего церковноприходской школой о. Матфея, Елизаветой Матвеевной, также сельской учительницей, и на ней женился. Михаил Михайлович с супругой пользовались большим уважением у односельчан.

В 1909 г. смерть отца побудила Михаила Маркова принять священный сан и наследовать отцовское служение в Троицкой церкви с. Горетова. В семье Марковых родились сын Николай и дочь Елизавета, а затем долгое время прибавления не было, так как дети умирали в младенчестве, Супруги усердно молились Господу и обрели чудесное утешение: Елизавете явился святитель Московский Петр, в честь которого был освящен придел горетовского храма. «Ваш ребенок будет жить, и именины у него будут шестого сентября»,- сказал он. Действительно, вскоре, в 1923 г., у них родился сын, которого назвали Петром в честь Московского Первосвятителя (память его 6 сентября), Их старший сын Николай погиб в годы Великой Отечественной войны, дочь Елизавета умерла в 1993 г.

Младший сын, Петр прошел войну, несколько раз был ранен, остался без ноги, в 2007 году он отметил свое 85-летие, Горетовские прихожане любили о, Михаила, Сохранилось свидетельство, что во время засухи и пожаров батюшка обходил с молитвой поля, и огненная стихия милостью Божией усмирялась, Любовь к пастырю, высокий авторитет священника не остались, конечно, без внимания местных властей, тем более что поставленную наверху задачу по уничтожению Церкви и ее служителей повсеместно старались претворить в жизнь.

В 1930 г. Марковых раскулачили и лишили избирательных прав. В число лишенцев с о, Михаилом были вписаны супруга его Елизавета, мать Мария Федоровна, сестра Фелицата и брат Александр (второго брата Леонида, в прошлом царского офицера, а после революции учителя, к этому времени уже не было в живых). Можно было подать прошение о возвращении имущества - бывало, что такие прошения удовлетворялось. Однако сохранился документ, в котором против фамилии Марков М. М. значится: «Раскулачивание подтвердить».

В 1933 г, было принято решение о закрытии Троицкого храма с. Горетово. Церковный совет начал сбор подписей в защиту Церкви.

11 марта 1933 г. о. Михаила арестовали и заключили в можайскую тюрьму. Во время допроса 13 марта он показал: «В 1929 г. я был судим за агитацию на страховочный сбор на храм и был приговорен к восьми годам ссылки. Но областной суд данное решение отменил, и я был осужден к 300 рублям штрафа. Мое хозяйство с 1927 г. признано зажиточным, и до него было Доведено твердое задание.

С того же года по 1932 г. включительно я как служитель религиозного культа облагался индивидуальным налогом от 230 до 400 рублей.

С 1918 г. я лишен избирательных прав и являюсь лишенцем до сего времени. На советскую власть я смотрю как верующий и считаю, что советская власть, также как и остальные власти, от Бога.

В 1933 г. по моей инициативе были посланы ходатаи из крестьян, члены Церковного совета, в Москву с ходатайством об отмене постановления сельсовета о закрытии нашей церкви. Помимо церковных служб, в нашей церкви часто собирались совещания членов Церковного совета, на которых, по их просьбе, присутствовал и я, но с правом совещательного голоса. Ставился ли на совещании верующих вопрос о колхозном строительстве и вообще о власти, я не помню. Но в период моего присутствия этого не было. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю».

22 апреля 1933 г. тройка ОГПУ приговорила о. Михаила к трем годам исправительно-трудового лагеря, но через год приговор был изменен: на оставшийся срок он был выслан этапом в ссылку в Казахстан.

Вернувшись из ссылки, о. Михаила Троицкий нашел храм закрытым. Семья его бедствовала. Раньше Марковым принадлежали дом, двор, сарай, корова, 2 овцы, 15 десятин церковной земли, теперь остались лишь дом и двор.

Через год о. Михаила назначили в Преображенскую церковь в с. Горячкине, в 10 км от Горетова. Священник, служивший до него, не пользовался авторитетом у прихожан. В новом настоятеле люди увидели ревностного пастыря и молитвенника. Отец Михаил даже дерзнул (и это в 1937 году!) ремонтировать храм. Реакция властей не заставила себя ждать.

29 ноября 1937 г. батюшку арестовали по обычному для того времени обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросе его спросили:

- С какого времени вы служили священником в горячкинской церкви?

- Я по отбыванию высылки вернулся в с. Горетово в 1936 г. и нигде не работал год. С 25 апреля 1937 г. я служил священником при горячкинской церкви по декабрь месяц 1937 г.

- Где вы служили до этого?

- С 1909 г. я служил священником при горетовской церкви по 1933 г.

- Кого вы из духовенства знаете в Можайском районе?

- Из духовенства я знаю священников с. Глазова Голубева) Петра Николаевича, Лебедева Петра Ивановича, работающего в Старосельской церкви священником. Смыслова Ивана Ивановича, священника, проживающего в селе Мышкине.

- С кем из них имеете хорошие связи?

- Я ходил часто молиться в глазовскую церковь и иногда бывал у священника Голубева Петра Николаевича.

- Цели вашей встречи?

- Когда я ходил молиться в глазовскую церковь и после молебна меня приглашал священник Голубев пить чай, я у него просиживал около 30 минут.

- С кем вы имели связь в с. Горячкине?

- Связь в с. Горячкине я имел с председателем Церковного совета по делам службы с гр. Богдановой Матреной.

- Часто вы собирались с Церковным советом и у кого?

- За время моей работы священником Горячкинской церкви Церковный совет ни разу не собирался.

- На каких основаниях вы скосили колхозный сенокос 0,75 сот.?

- Я скосил сенокос 0,75 сот. по распоряжению председателя Церковного совета Богдановой Матрены. Но от сельсовета мне не было дано разрешение.

- О контррреволюционной деятельности священника Маркова мне известно следующее: Марков, еще только что прибыл служить в горячкинскую церковь, занялся связью с гр. окружающих деревень, с каковыми Марков часто встречается как у себя на квартире, а также у церковного старосты Ларичева Лариона Никитовича. Ларичев в прошлом из крепко зажиточной семьи. В квартиру Ларичева собираются часто и Марков, и еще ряд со всем незнакомых для меня лиц из других деревень, поэтому я считаю, что Марков имеет большой авторитет среди окружающих граждан окрестных деревень.

- Какое влияние священника Маркова среди колхозников?

- До Маркова в с. Горячкине служил священником по фамилию сейчас не припомню как, который совершенно не имел никакого влияния среди колхозников, какового верующие выгнали. Но когда стал служить в церкви священник Марков, то стало Аля каждого заметно, что Марков завоевывает авторитет среди верующих. Это можно объяснить тем, что с момента службы Маркова участились случаи Невыходов на колхозную работу отдельных колхозников в дни службы церкви, Из разговоров ряда колхозников можно слышать, что Марков хороший священник, который крепко сюит за религию и дает нам напутствие о том, чтобы мы не забыли Бога,

В июле месяце 20-го дня с/г Марков, не спросив разрешения у Правления колхоза, самовольно скосил 0,75 га сенокоса, на что составлен акт как на самовольное сенокошение, Но когда Маркову предложили это сено сдать в колхоз, то Марков заявил: вы мне заплатите за работу, так как это не по моей вине был скошен сенокос, мне его отвел Церковный совет, При разговоре о том, что мне не винить в том, то Марков заявил: «Я для советской власти не батрак и поэтому прошу мне за труды заплатить», В защиту Маркова ко мне пришла гр. из деревни Грязи Богданова, которая мне прямо заявила, говоря: «Вы какое имеет право обижать нашего священника, мы вас под суд отдадим за такие безобразия. Священник этот не ваш, и он вам не мешает, а нам он нужен, поэтому дайте ему свободу действия в его службе и не притесняйте его ни в чем»,

- Что вам еще известно о священнике Маркове?

- Больше мне о священнике Маркове ничего не известно, т, к. он служил в нашей церкви немного время и какой-либо со мной особенности не имел, но мое заключение о Маркове такое, что с появлением его в село Горячкино как священника ухудшилась трудодисциплина в колхозе и замечаются частые невыходы на работу отдельных колхозников, Появились также антигосударственные тенденции по выполнению госпоставок, так, например, председатель Церковного совета Ларичев по вопросу сенопоставок выступает прямо за невыполнение плана, говоря: «Почему с нас государство стало брать больше сена, у нас для себя нет ничего, а государству выполняй, нам нужно первоначально обеспечить колхозников, а потом что будет, то можно сдать государству» и т.д., Кроме Ларичева, с такой антигосударственной тенденцией выступают и другие колхозники, больше мне ничего не известно,

С.П. Роднев практически повторил показания Соловьева, Обвинительное заключение, составленное помощником оперуполномоченного Можайского р/о УНКВД МО сержантом госбезопасности Изотовым и утвержденное зам, начальника УНКВД МО майором госбезопасности Якубовичем, гласило: «Марков Михаил Михайлович, обвиняется в том, что, будучи враждебно настроен против соввласти, ведёт контрреволюционную деятельность, группируя вокруг себя весь церковный актив и верующих, среди них имеет авторитет»,

После единственного допроса, 4 декабря 1937 г., дело было передано на рассмотрение «тройки» НКВД, которая приговорила о, Михаила к 10 годам заключения в ИТЛ. Отец Михаил Марков был отправлен этапом в Мариинские лагеря НКВД. По прибытии он был помещен в лагерную больницу, и 16 июня 1938 г, скончался,

После 1937 г, Елизавета Матвеевна Маркова с детьми переселилась в с. Авсюнино.

В 1956 г, она подала заявление прокурору РСФСР о реабилитации о. Михаила Маркова.

Этот вопрос был связан с назначением Е.М. Марковой пенсии.

В ответе, полученном на заявление Е.М. Марковой, говорилось. Что дело по обвинению М.М. Маркова производством прекращено за отсутствием состава преступления.

В 2004 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви, священник Михаил Марков был прославлен в лике новомученников и исповедников Российских.


Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Учитель Понаринской церковноприходской школы священномученик Михаил (Марков). адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...