Атмосфера мест

Район Коптево

Район Коптево входит в состав Северного административного округа Москвы. Площадь района – 480 гектаров. Через Коптево не проходит ни одна линия метро, ближайшие станции – Водный стадион, Войковская, Петровско-Разумовская.

В начале 20 столетия под Москвой существовало три населенных пункта, которые располагались неподалеку друг от друга и имели названия, в которых фигурировало Коптево. Село Коптево располагалось там, где сейчас протянулась улица Коптевская. Новое Коптево находилось недалеко от современной железнодорожной станции Красный Балтиец. Третья деревня – Коптевские выселки стояла у пересечения Волоколамского шоссе с окружной железной дорогой. Два последних села были намного моложе Коптева, и образовались во второй половине 19 века путем деления Коптева.

Впервые название Коптево встречается в меновой грамоте 1595-1596 года, в которой говорится, что князь Дмитрий Иванович Шуйский меняет село Топорково с соседними пустошами Игнатьевской и Коптево на село Вельяминово (Владыкино), принадлежавшее Богоявленскому монастырю. Пустошь Коптево была частью села Топорково и принадлежала И.А. Шуйскому, а затем его наследникам плоть до начала 17 века. Род Шуйских происходил от Суздальских князей, и в случае вымирания великокняжеского рода имел право на престол. Долгое время с 16 века название больше не всплывало в исторических документах, и лишь в 1852 году оно вновь появилось в статистическом справочнике.

В середине 18 века частью расположенного в этой местности сельца Головино владел коллежский секретарь Семен Евстратович (Евтропович) Молчанов, который затем приобрел и пустошь Семеновскую (еще одно название коптевской земли). Земля была ему выделена с тем условием, что он заселит ее крестьянами. Уже к 1766 году новый помещик выполнил свои обязательства: поселил крестьян и выстроил господский дом, а новое село получило название Сергиевское-Семеновское.

С поместьем Молчанова соседствовали земли богатого помещика, грузинского царевича Георгия Вахтанговича, который выкупил Сергиевское-Семеновское у Молчанова, присоединив к своему большому поместью. В 1785 году был составлен план сельца Егорьевское, которое новый владелец переименовал в свою честь. Название должно было закрепиться как Георгиевское, но межевеки-землемеры, которые занимались составление плана, записали в документах привычное для русского уха Егорьевское. Этот план изображает Егорьевское как двустороннюю улицу, расположенную на протяжении дороги от села Всехсвятского до деревни Лихоборы. На более поздних картах в стороне от общей линии домов, несколько южнее, на перекрестке с дорогой от села Петровского к Санкт-Петербургскому шоссе, изображено несколько отдельных домов, которые могли составлять господский дом и хозяйственные постройки. Чуть раньше, в 1770-х годах к северу от Коптево была построена усадьба Михалково, а к юго-востоку уже давно стояла усадьба Петровско-Разумовское.

В 1786 году Георгий Вахтангович умер, не оставив наследников. По закону все его земли и крестьяне перешли в дворцовое ведомство под управлением Кремлевской экспедиции, ведавшей всеми императорскими земельными владениями. Такие перемены были на пользу жителям села – крестьяне, принадлежавшие Дворцовому ведомству имени на порядок больше свободы, чем помещичьи. Возможно, именно этим фактором объясняется интенсивный рост села на протяжении последующих 15-ти лет.

Уже в 1800 году в селе насчитывалось 35 дворов, в которых проживало 232 жителя. Крестьяне Коптева находились на оброке, мужчины зимой подрабатывали извозом, женщины – вязанием и прочим рукоделием. В период Отечественной войны 1812 года наполеоновские солдаты выжгли село дотла. Лишь в 1816 году благодаря государственной ссуде крестьянские дома были восстановлены без хозяйственных построек.

Поскольку пахотной крестьянской земли в селе было мало, да и особой плодородностью она не отличалась, в первой половине 19 века приблизительно в полутора километрах западнее Дворцовое ведомство на свободной земле расселило несколько коптевских крестьян. Новое село назвали Коптевскими Выселками. К середине 19 века в ней насчитывалось 13 дворов и 116 жителей. Рядом с Коптевскими Выселками располагалась тенистая роща. Живописная местность нового села стала превращаться в дачную – особенно популярно это место было у семей офицерского состава, военный лагерь которых располагался на Ходынском поле.

Одной из причин, по которым Коптевские Выселки быстро разрастались, служит и близость к новому Волоколамскому шоссе. Строительство нуждалось в рабочих руках, а новая деревня хоть и не располагала обширными территориями, но сумела превратить в источник доходов дачников. В конце 19 века это был прекрасно спланированный дачный поселок, где на 20 крестьянских и 6 посторонних семей приходилось 43 избы и 90 домов, которые сдавались дачникам.

Но не только положительные события происходили здесь в конце 19 века. В это время строилась линия Виндавской (Московско-Рижской) железной дороги, которая пролегла по северной части Коптевских Выселок. В результате произошло отчуждение крупной части крестьянских наделов, и некоторые крестьяне переквалифицировались в железнодорожных рабочих. Когда в 1903 году начали строить Окружную железную дорогу, в полосу отчуждения попала и западная часть села, а после соединения полотна с Виндавской железной дорогой были отрезаны и еще несколько земельных участков. С дачной идиллией было покончено. Постепенно деревня срослась с железнодорожным поселком, и в 1927 году вошла в состав Москвы.

Промышленные предприятия в этой местности не строились. Лишь в 1897 году Ф.М. Шмаков открыл небольшую фабрику по производству искусственных цветов.

В 1931-34 годах по проекту И.А.Звездина на территории нынешнего района Коптево было построено одно из лучших школьных зданий Москвы того времени – это была школа им. Зои и Александра Космодемьянских. Эта школа располагается приблизительно там, где раньше находилось Новое Коптево. Старое Коптево шло в направлении Тимирязевских прудов и в сторону засыпанного Прохоровского болота, вместо которого спланировали Старокоптевский проезд. На месте реки, ранее вытекавшей из болота, сейчас пролегает Коптевский бульвар.

В 1937 году, когда выбирали место для строительства Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ), в качестве одних из вариантов рассматривалось Коптево. Этот поселок как нельзя лучше подходил для устройства подобного комплекса. Здесь было все: равнинная территория, пруды, близость Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Благодаря последнему фактору выставка могла играть роль учебного центра, а поскольку поначалу она планировалась как временное явление, то после ее закрытия павильоны использовались бы в качестве учебных корпусов. Но в итоге выбрали все-таки Останкино, а Коптево вплоть до 50-х годов 20-го столетия продолжало оставаться поселком, в котором преобладали обычные частные дома.

После Великой Отечественной войны, в 1848-1949 годах началась реконструкция района, стартовавшая от рынка – основной достопримечательности, построенной по проекту Я.Г. Лихтенберга и А.П. Дмитриева. Рынок представлял собой большой квадратный двор, который по периметру окружали торговые павильоны, декорированные шатрами, резными карнизами и наличниками в русском стиле. Некоторые фрагменты этого декора частично сохранились вплоть до последних лет, но в 2007-2008 годах их уничтожили, обложив деревянные стены павильонов кирпичом.

Район Коптево входит в состав Северного административного округа Москвы. Площадь района – 480 гектаров. Через Коптево не проходит ни одна линия метро, ближайшие станции – Водный стадион, Войковская, Петровско-Разумовская.

В 1952 году был готов план генеральной реконструкции Коптева, авторами которого стали П.В. Помазанов и Б.П. Тобилевич. Согласно этому проекту новая застройка пролегла дугой, охватив Академические пруды. С северо-запада дуга упиралась в прямую Коптевскую улицу (центральная улица Старого Коптева), а главной магистралью должен был стать просторный и красивый бульвар матроса Железняка. Тем не менее, улица оказалась нефункциональной – ее концы упираются в улицы Космодемьянских и Михалковскую, магазинов на ней почти нет, а кроме того, отсутствуют тротуары. Кое-где дома стоят впритык к проезжей части, и пешеходы могут передвигаться только по аллее посреди бульвара.

Одним из пунктов проекта было строительство канала, который бы связал Химкинское водохранилище с Яузой в верхнем течении. Для создания этого судоходного канала резервировались незастроенные полосы, среди которых был и нынешний Коптевский бульвар. Поскольку канал так и не был построен, свободный участок занял широкий бульвар, перпендикулярный бульвару им. матроса Железняка.

Вместо судоходного канала по районы проложили подземный. По которому чистая волжская вода поступает в Академические пруды. Из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды, а оттуда – в Академические. Затем вода проходит по реке Жабне, забранной в труду, Жабня впадает в Лихоборку, а Лихоборка – в Яузу. Именно эта система позволяет Яузе сегодня быть похожей на реку, а не на тонкий ручеек.

Для того, чтобы застроить современными многоэтажными домами коптевскую равнину, пришлось ее предварительно осушить, так как она оказалась слишком болотистой. По бокам нового жилого массива в Коптево были сооружены кинотеатры Рассвет и Байкал. С юго-востока к нему примыкал Тимирязевский парк с прудами, а с северо-западной стороны с поселком соседствовал Михалковский парк с Головинскими прудами.

Современное Коптево по-прежнему не отличается большим количеством промышленных предприятий. В окрестностях района работает тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева (бывшая Иокиша), а вблизи нынешней станции метро Войковская находился чугунолитейный завод имени Войкова. В последние годы он был перепрофилирован, и его вредное воздействие на окружающую среду уменьшилось. Также в районе Коптево функционируют мебельный комбинат, опытно-механический завод, комбинат «Игрушки», фармацевтическая фабрика.

Коптево – спокойный, немноголюдный район с невысокой, преимущественно пятиэтажной застройкой, лишенный шумных автомобильных магистралей. Важным недостатком является отсутствие метро, но благодаря наличию трамвая до ближайших станций можно добраться относительно быстро. Особенно хорошо ходили трамваи в советские годы, когда интервал между ними составлял одну-две минуты. Трамвайную линию вдоль окраины Коптево в Михалково проложили в 1924 году, а в 1932 году пути проложили и в Коптево. При строительстве трамвайной линии старались не задевать застройку, поэтому рельсы укладывали по пустырям и окраинам по весьма причудливой траектории.

В 1997-1998 годах в месте пересечения Большой Академической улицы и Коптевского бульвара была построена церковь Георгия Победоносца. Часть средств для строительства храма была собрана жителями Коптева. В последние годы в районе ведется строительство современных многоэтажных домов, которые приходят на смену старой застройке.

Улицы




Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Район Коптево интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы