Атмосфера мест

Краснопрудная улица

Краснопрудная улица названа так потому, что проходила у Красного пруда, который находился рядом с нынешним Ярославским вокзалом. Застройка этой улице началась сравнительно недавно – в основном XIX и XX века, когда пруд был засыпан.


У пруда раскинулось большое село Красное, которое впервые упоминается в 1423 году в завещании великого князя Василия I, отдавшего во владение сыну Василию «селце у города у Москвы над Великим прудом». Тогда пруд назывался Великим и не зря – по площади он был почти равный всему Кремлю. Потом он стал называться так же, как и село, - Красным, т.е. красивым. У пруда в Троицын и Духов дни происходили так называемые «русальные гулянья». Стоглав, свод правовых норм, принятый в 1551 году порицал эти игрища, дошедшие от языческих времен. Однако гулянья пользовались большой популярностью у простого народа, вот как они описывались: «…сходятся там мужие, жены и девицы на ночное плещевание и бесчисленный говор, и на бесовские песни, и на плясание и на скакание и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с воплем и кричанием, аки беси, и умываются водою бережно».

Село ни раз упоминалась в связи с событиями, которые решали судьбу страны. Оно упоминалось, во времена Василия III при многодневном «стоянии», которое повлекло за собой избавление от татарского ига : Василий III покинул войско во время «стояния» на Угре и находился в своем дворце в Красном селе, однако под давлением духовенства и бояр вернулся к войскам. Упоминалось в летописях Смутного времени, в связи с Лжедмитрием I – село первое признало в Лжедмитрии –царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, умершего или убитого еще в младенчестве.

В петровское время на пруду устраивались потехи. В Рейхсмузеуме Амстердама сохранилась любопытная гравюра, изображающая фейерверк 12 февраля 1697 года, который был устроен по случаю возвращения русской армии из-под Азова. «Огненная потеха» стала настоящим театральным представлением. Двуглавый орел разил горящими стрелами османский полумесяц. На столпе красовалась латинская надпись «Виктория». На пруду были устроены фонтаны и поставлено изображение Нептуна. На главных воротах красовался вензель Петра и надпись на латыни: «Да здравствует царь Петр Алексеевич». Или вот как этот фейерверк описывает современник: «у Красного села на пруде, сделан был город Азов, башни и ворота и коланчи были нарядные и потехи были изрядные, и государь изволили тешиться». Через два года подобная же потеха повторилась в именины государя, 28 июня: «сделано было три городка на воде, и с тех городков была пальба, а также и пушечная пальба, также и пехотная из мелкова ружья, а кругом пруда была пехота. А около тово пруда были шатры Государевы, и в тех шатрах были столы, и в тех шатрах Великий Государь изволил кушать, и бояре, и все полатные люди».

В середине и концу XVIII века к югу от Красного пруда проходили народные гуляния. В 1759 году Ж..-Б. Локателли был построен деревянный театр. В нем устраивали «публичный машкерад», а позже ставили итальянские оперы. Однако театр не сводил концы с концами и в 1762 году прекратил свое существование. Возможно, что в начале XVIII века около Великого пруда, появились большие хозяйственные дворы - ближе к городу Артиллерийский полевой двор, дальше – Фуражный и Житные дворы. В сентябре 1812 года в грандиозный пожар, на Артиллерийском дворе произошел взрыв, что звук от него был слышан за много десятков верст.

До середины XIX века улица была застроена слабо. В 1850 году она имела по левой нечетной стороне всего три двора, да и то один двор не имел никаких строений. А по четной стороне шел лишь один двор купца Урусова, имевший у Красносельской улицы 2 больших каменных фабричных здания и 7 маленьких деревянных. Во дворе у купца привольно текла речка Чечора, образуя несколько небольших прудов. На северо-западном углу улиц Краснопрудной и Верхней Красносельской в деревянном здании издавна находился казенный питейный дом под названием «Тычок».

С появлением в 1851 году на Каланчевском поле (Комсомольская площадь) вокзала Московско-Петербургской железной дороги и особенно, после того как рядом с ним были выстроены в 1860-х годах вокзал Ярославской дороги, а напротив Рязанской, Краснопрудная улица стала усиленно застраиваться. На ней появились трактиры и съестные лавки для пассажиров и извозчиков, пивные, а так же дешевые привокзальные гостиницы и съемные квартиры. В 1880-х годах по Краснопрудной улице прошла от центра в Сокольники конка, которую в начале XX века заменили трамваем. Улица была замощена булыжником, освещалась керосиновыми фонарями.

Как писал современник, громадный Красный пруд до появления железной дороги «блистал зеркальною чистотою, изобиловал рыбою и походил на порядочное озеро, по которому плавали постоянно огромные стаи уток», но со временем он постепенно приходил в упадок: город надвигался на сельские избы своими заводами, фабриками, складами. В пруд стали спускать нефтяные отходы, и было решено его засыпать: начали в 1901 году и закончили почти через 10 лет. На части бывшего пруда разместили склады угля и леса, а также пустили и товарную станцию Ярославской железной дороги, а другую часть отдали под застройку - теперь о пруде уже ничего не напоминает, за исключением названия Краснопрудной улицы.

В 1920 году, после окончания строительства нового Казанского вокзала, на четной стороне Краснопрудной были построены дома для управления, служащих и рабочих этой дороги. В 1937 году построили Дом железнодорожников и клуб. В 1933-1935 годах под улицей провели линию метро первой очереди, и на углу Верхней Красносельской и Краснопрудной улиц появилась станция метро «Красносельская». Район: Центральный, Красносельский. Близлежащие метро: Красносельская.

По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов» и книги Романюка С.К. «Москва за садовым Кольцом»

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Краснопрудная улица интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы