Атмосфера мест

Район Метрогородок

Метрогородок свое название получил от городка метростроителей, возникшего в 1930-е года, когда началась прокладка первой линии столичного метрополитена. Большую часть территории района занимает территория национального парка Лосиный Остров.


Вообще, первые планы строительства метро в Москве появились еще в начале XX века. В частности, в 1902 году инженером Балинским был предложен проект, который Московская городская дума отвергла. Затем появилось еще несколько проектов прокладки линий метрополитена, но они так же остались неосуществленными. К ним возвратились лишь после революции.

Сделать это заставила сама жизнь. Рост населения в Москве привел к тому, что его подвижность резко возросла, что обозначил со всей остротой проблему городского транспорта. Даже несмотря на увеличение числа трамваев, ввод новых автобусных и троллейбусных линий, городской транспорт столицы не справлялся с перевозками. Для примера достаточно привести немного статистики. За 1934 год московский трамвай, который являлся главным средством передвижения по городу, перевез более 2 млрд. пассажиров. При этом на долю каждого трамвайного вагона приходилось свыше 700 тыс. пассажиров в год. Для сравнения, в Вене того времени трамвайный вагон перевозил в год около 180 тыс. пассажиров, а в Берлине – 240 тыс.

Со всей очевидностью встала необходимость создания в Москве метрополитена. Однако самостоятельно справиться с этой проблемой московские власти не могли: для новой стройки требовались огромные средства – по ценам того времени около 800 млн. рублей. Чтобы правильно оценить размер этой суммы, стоит упомянуть, что в это время квалифицированный рабочий в среднем получал около 30-40 рублей в месяц. И в июне 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял решение о начале строительства метрополитена в столице.

В сентябре 1931 года Московским комитетом партии во исполнение этого решения было организовано управление Метростроя, которое приступило к проектированию линии метро, длиной около 12 км. Ее было предложено соорудить от Сокольников до Крымской площади, с ответвлением от Охотного ряда до Смоленской площади. На все это ушли конец 1931 и весь 1932 год.

Одновременно с проектированием в декабре 1931 года начались первые работы по строительству линии метро. В начале 1932 были выстроены первые городки для строителей. К концу 1932 года на строительстве метро было занято 9 тыс. человек. Сама же проходка метрополитена началась в 1933 году.

Эта дата стала неслучайной. К этому времени уже заканчивались работы по строительству Беломорско-Балтийского канала, построенного во многом благодаря труду заключенных – «раскулаченных» и иных «контрреволюционных элементов». 20 июня 1933 года Беломорско-Балтийский канал был осмотрен лично И.В.Сталиным. По мере завершения земляных работ НКВД перебрасывало контингенты заключенных на новые стройки, одной из которых и должно было явиться строительство московского метрополитена.

Однако оказалось, что подневольным малоквалифицированным трудом, с одной лопатой и кайлом построить метро невозможно. Несмотря на то, что к январю 1934 года на стройке было занято уже 36 тыс. человек, план работ оказался практически невыполнимым. По официальным сведениям, он был выполнен всего на 10 %.

Главным тормозом являлись крайне плохие бытовые условия жизни строителей. Весной 1933 года МК ВКП (б) и Моссовет принимают специальное постановление об улучшении бытовых условий ведущих профессий подземных рабочих. Так же решено было повысить и оплату труда. Тем не менее эти меры не дали ожидавших результатов.

Затягивание сроков строительства из чисто технической проблемы перерастало в политическую. Неудивительно, что первый секретарь Московского комитета партии Л.М. Каганович, курировавший стойку, буквально дневал и ночевал на ней. Тем не менее к началу 1934 году становиться ясно, что, несмотря на все старания, мог быть провален и новый годовой план строительства. В этих условиях МК ВКП(б) принимает отчаянные усилия для выправления дел.

29 декабря 1933 года созывается специальный пленум Моссовета совместно с ударниками Метростроя и руководством московских заводов. Решением пленума за каждым московским предприятием был закреплен отдельный участок линии метро. Рабочих московских заводов и фабрик в добровольно-принудительном порядке направляли на многотысячные субботники. Московскому комитету комсомола было поручено послать на строительство 10 тыс. комсомольцев. Все это привело к тому, что на стройке стали нарастать темпы. Строители, по колено в жидком грунте, метр за метром прокладывали пути.

И хотя темпы стройки возросли, серьезно встала проблема в качества работ. И на постоянную работу в шахты были посланы партработники в качестве секретарей парткомов шахт. Но главное было в том, что на стройке стали появляться квалифицированные кадры. Были организованы специальные наборы шахтеров Донбасса, тоннельщиков из грузинских Риони-ГЭС, других специалистов. К маю 1934 года на стройке было занято уже 75 тыс. человек (из них 20 тыс. было снято с других московских заводов). В Англии был заказан и доставлен специальный горно-проходческий щит, по образцу которого на московских заводах был создан второй аналогичный. Все это дало свои результаты. Привлечение техники и квалифицированных рабочих привело к тому, что темпы земляных работ были увеличены в 5 раз, в бетонных – в 8-9 раз.

К началу 1935 года строительство было в основном завершено. 6 февраля 1935 года построенные станции осмотрели члены Политбюро и правительства. В марте началось пробное движение поездов, а 15 мая 1935 года открылись первые 13 станций метро московского метрополитена.

По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Район Метрогородок интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы
Всё самое интересное ещё дальше...