Атмосфера мест

Миусская площадь

Первые упоминания о Миусах встречаются в документах XVIII века. На плане Москвы 1739 года Миуссы – обширная территория, застроенная только со стороны Тверской-Ямской улицы и части Новослободской улицы. Между ними – пахотные поля. Происхождение названия местности - Миусы точно не установлено, существует несколько версий. Одна из них относится к XVII веку, по преданию, там в 1671 году был казнен сподвижник Степана Разина – казак Миюска.


Сохранилась царская грамота, в которой сообщалось, что его поймали и пытали, но где он казнен, известий не сохранилось. По другой версии, это место связывают с событиями времен Петра I. После взятия Азова в 1696 году, Петр I стал строить на Азовском море, в устье реки Миус, «Миюсскую гавань». Материалы для ее строительства заготовлялись в разных городах, в том числе, вероятно и в Москве. И на месте современной Миусской площади мог находиться склад строительных материалов для Миюсской гавани. Впрочем, в пользу этой версии тоже нет подтверждений. Так же ссылались на значение слова «миус» в тюрских языках: «угол», «мыс», но что за угол или мыс был здесь – неясно. Так Миусы и остались без объяснения.

В XVIII веке Миуссы представляли собой обширную пустошь, простиравшуюся от Оружейного переулка, до Камер-Коллежского вала. По Камер-Колежскому валу проходила граница Москвы, поэтому в тех местах, где его пересекали дороги, строились заставы. Длина вала составляла 35 верст, он имел 16 застав с воротами. Вплоть до середины XIX века на заставах осматривались товары, ввозимые в Москву. Против Бутырок на Камер-Колежском валу была сооружена застава, именовавшаяся Бутырской, или Миусской. Миусским называлось также кладбище, расположенное за заставой. Его возникновение связано с эпидемией чумы в 1771 году. В то время Миусы – московская окраина, с немногочисленными постройками. Одна из них – печально известный «замок к содержанию несчастновинных» - Бутырская тюрьма. Она показана на плане 1787 года, в северной части Миусского поля.

Миусская площадь вплоть до середины XIX века оставалась большим пустырем. Там протекал ручей, был пруд. Возможно, только в конце XVIII века этот пустырь приспособили под продажу лестных материалов – в «Историческом и топографическом описании Москвы» 1787 года упоминается «торговая площадь, на которой торгуют разным лесом, в коей лавок деревянных 38». В продолжении почти всего XIX века использование этой площади не менялось. На самом подробном московском атласе, так называемом «Атласе Хотева», изданном в 1852-1853 гг. на одном из его листов изображена Миусская площадь, в южной части которой находится «лесной ряд», в центре – «лесной рынок, что под вязками».

Издавна вся эта местность была неблагоустроенной. Московский бытописатель Д.И. Никифоров рассказывает, как он в 1830 году ездил на Миусскую площадь покупать лес для стройки: «Слабый свет фонарей едва мерцал, внизу у нас была пятая стихия, т.е. грязь по ступицу, а сверху обдавал нас дождь. Мы ехали по безбрежному морю грязи. Наконец, лошади остановились, выбившись из сил… Грязь на Миусской площади существовала даже в 1856г. В коронацию Александра II я ехал с теперешней Долгоруковской улицы в павильон Ходынского лагеря, пересекая Миусскую площадь, и экипаж мой застрял в трясине Миусской площади, так что созванные ночью рабочие вытаскивали его рычагами».

В концу XIX века город решил отдать обширную площадь под застройку, и в 1890-х годах городские землемеры распланировали ее, положив несколько улиц и переулков, которые стали называться Миусскими под различными номерами, оставив лишь в центре небольшую площадку для сквера. Но застраивать Миусское поле начали раньше официальной планировки, и первыми на северной окраине обширного поля появились здания парка конно-железных дорог, получившего название Миусского.

На протяжении сотен лет москвичи в основном пользовались услугами извозчиков, число которых в XIX веке доходило до нескольких десятков тысяч. Среди них были и шикарные «лихачи», возившие седоков в лакированных экипажах с мягкими рессорами, и «ваньки» - крестьяне окрестных селений, промышлявшие зимой в городе на своем доморощенном транспорте. Московские власти издавна пытались привести извозчичью рать в относительный порядок, издавая строгие предписания, прообразы современных правил уличного движения. Как и сейчас, много лет назад «водители» превышали скорость и не отличались вежливостью. Еще в 1744 году отмечалось, что «Его Императорскому Величеству известно, что в Москве на лошадях ездят весьма скоро, от чего попадающих навстречу людей не точию бьют верховые плетью, но и лошадьми топчут безо всякого рассуждения и сожаления, и скверно бранятся».

С увеличением размеров города и числа его населения все сильнее ощущалась необходимость в развитии транспорта. Так, в 1847 году двое предпринимателей образовали компанию конных линеек. Это были экипажи похожие на две лавки, составленные вместе спинками, на каждой сидело по 5-6 пассажиров, которые прикрывались большим фартуком от грязи. Несмотря на неприглядность и малую скорость новшество москвичам понравилось.

Во время Политехнической выставки 1872 года военное ведомство выстроило конно-железную линию, и в том же году компания, основанная В.К. Деллавосом, Н.Ф. Крузе и А.С. Уваровым, получила концессию на создание целой сети конно-железных дорог. Они получили у города большой участок в Миусах и начали устраивать здесь парк - мастерские, кузницы, конюшни. Строительство продолжалось и в 1880-1890-е гг. В 1895 году когда конку по Долгоруковской улице в виде опыта перевели на электрическую тягу, выяснилось, что доходность ее увеличилась в 2 раза, таким обрадом, введение электрического трамвая было предрешено. В 1907-1909 гг. в Миусском парке выстроили большое здание на 214 трамвайных вагонов.

Во время Декабрьского вооруженного восстания в 1905 году, здесь на баррикадах вели бои с царскими войсками и полицией дружинники Миусского трамвайного парка (ныне это троллейбусный парк). За годы Советской власти облик Миусской площади и прилегающих к ней улиц сильно изменился. Некоторые здания были снесены, на их месте и на месте оставшихся пустырей возведены ряд новых красивых построек. Район: Центральный, Тверской. Близлежащие метро: Белорусская, Менделеевская, Новослободская.

По материалам книги Романюка С.К. «Москва за садовым Кольцом» и книги Сытина П.В. «Из истории московских улиц»

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Миусская площадь интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы