Атмосфера мест

Улица Новый Арбат

Новый Арбат москвичи называли по-разному: «вставные челюсти», «протез», «стальное горло». В свое время он назывался Калининский проспект, в честь «всесоюзного старосты», советского партийного деятеля - Михаила Ивановича Калинина. На картах Москвы проспект появился в 1964 году, и это было главным детищем архитектора М.В. Посохина.


На чётной стороне Нового Арбата возвели пять 25-этажных панельных жилых домов-башен (в каждой - 176 квартир), похожих друг на друга. В этих грандиозных, по тем временам, высотках должны были расселиться высокопоставленные советские чиновники и представители творческой интеллигенции. На первых этажах этих домов расположились: кинотеатр «Октябрь», магазин грампластинок «Мелодия», Московский дом книги и фотоцентр «Юпитер».

На нечётной стороне Нового Арбата были выстроены 26-этажные административные здания - похожие на раскрытые книги, в которых расположились офисы, магазины, кафе и рестораны. Архитекторами было предложено удачное решение проблемы разгрузки товаров и продуктов в расположенные здесь магазины. По всей длине застройки устроили тоннель длиной 1 км шириной 9 м с въездами с торцов и со стороны двух арбатских переулков, что создавало определенное удобство для работников торгового центра.

Архитектор Посохин любил свой проспект. «Это ансамбль – проспект Калинина, решенный комплексно, - придал столице в этой части города новый облик и масштаб, созвучный тому времени», - писал он в своей главной книге «Архитектура окружающей среды». К сожалению, архитектор не упоминает, что пришлось снести такое место как Собачья площадка, тройной шедевр – архитектурный, градостроительный и исторический. Уникальная площадка, которая образовалась случайным пересечением нескольких переулков, с очаровательным фонтаном в центре и с изящными домами по бокам. А в них проживали Цветаева, Пушкин, славянофил Хомяков и даже Ленин. Здесь размещалось училище Гнесиных, музей быта сороковых годов девятнадцатого века, правление Союза композиторов.

Но все это было уничтожено. Из архитектурных памятников тут остался всего один – храм Симеона Столпника. В нем венчались Шереметев с Жемчуговой, любил бывать Гоголь, а Чаянов воспевал его в своей художественной прозе. Существует версия, что храм хотели побыстрее снести, но архитектор-реставратор Л. Антропов залез в ковш экскаватора, прибывшего сносить памятник, и несколько дней в нем жил, пока не приняли решение оставить храм в покое. Даже отреставрировали, поставили кресты. Однако ж их сразу же пришлось снять, по указанию властей. Оставили от них только штыри.

Словно по контрасту «материальное-духовное», тут организовали выставочный зал общества охраны природы со всеми материальными атрибутами – террариумом, макетами гадов, чучелами крыс. Лишь в девяностые храм освятили и открыли для прихожан. Самая же трагическая жертва Нового Арбата- разумеется, Площадка. Официально она называлась Собачья площадка, а неофициально – «Собачка». В первую очередь площадка была занятна как явление градостроительное. Вдруг в одном месте сходились переулки Дурновский, Кречетниковский Николопесковские (Малый и Большой), Борисоглебовский и улица Большая Молчановка. И шесть небольших магистралей образовали свободное, пусть небольшое, пространство, уютное, камерное. А в центре – фонтан (ставший символом Собачьей площадки).

Тут в основном проживала московская интеллигенция. А самим названием Собачья площадка обязана тому, что в далекие времена здесь держали собак для царской псовой охоты. А рядом в Кречетниковском переулке жили кречетники - охотники с соколами. В одном из домов на площадке в начале позапрошлого столетия жил Пушкин – он гостил у друга Соболевского. В своих воспоминаниях Погодин восторгался : «Помню, помню живо этот знаменитый уголок, где жил Пушкин в 1826-м и 1827-гг.; помню его письменный стол между окнами, над которыми висел портрет Жуковского с надписью: «Ученику-победителю от побежденного учителя». Уже в те времена этот дом был легендой. Марина Цветаева (она тоже какое-то время жила на Собачьей площадке) даже называла именем поэта фонтан, стоявший в самом центре этого уютного пространства. «Фонтан: пушкинская урна на Собачьей площадке, - писала она в дневнике, - пушкинская потому, что в доме напротив Пушкин читал своего Годунова. Почти – Бахчисарайский фонтан». Правда, в середине прошлого столетия в «пушкинском» домике уже располагалась нефтелавка.

Проживали на площадке Вернадский, Гнесины, Скрябин, Бальмонт, Синявский. Но самым интересным был дом № 7. С лица ампирный, строгий, а со двора – весь в хаотических пристройках. Снабженный всеми признаками старого уютного жилья – конюшнями, сараями, летними кухнями и погребами. До революции тут жили Хомяковы. Именно они и поставили упомянутый фонтан, который, конечно же, не имел к Пушкину никакого отношения. В двадцатом веке многие считали фонтан «Собачки» своеобразным памятником, поставленным богатыми хозяевами в честь любимой трагически погибшей охотничьей собаки. Потому что принимали морды на фонтане за собачьи. А морды были львиные, и никакой символике в фонтане не было. Стоял он просто так, для красоты.

Дом Хомяковых появился на площадке в самом начале XIX века. При пожаре 1812 года он пострадал не сильно, хозяевам хватило легкого ремонта. А хозяевами поначалу были господа Веригины, затем – Лобановы-Ростовские. Лишь в 1830-е годы особнячок купил и заново отделал штаб-ротмистр Алексей Степанович Хомяков, известный в свое время как «Илья Муромец славянофильства». У него бывали Герцен, Гоголь, Киреевские, Языков, Чаадаев, Грановский и Аксаковы..Писатели-славянофилы (во главе с самим хозяином) до одури дискутировали с писателями- западниками. После смерти Алексея Хомякова жизнь в особнячке немного поутихла. Правда, к началу XX столетия дом Хомякова снова оживился, в нем стали собираться футуристы. А в 1919 году славный особняк передали музейному отделу Наркомпроса. А в праздничное утро 7 ноября 1920 года в нем открылся Бытовой музей 40-х годов.

«Музей быта 40-х годов переносит нас в эпоху дворянско-крепостной старины. Дом, в котором помещается музей, сохранился с начала XIX века, а обстановка относится к 40-м годам, т.е. к эпохе, когда дворянство начало разоряться. В связи с развитием промышленности крепостной труд становился невыгодным, и близко уже было время уничтожения крепостного права. Но все же характерные черты быта помещичье-крепостнического класса продолжала жить, и в этом музее с ним можно познакомиться. Ряд парадных и жилых комнат и усадьба дома рисуют быт, строившийся на владении землями и людьми, дававшем возможность дворянам пользоваться всеми благами культуры. А помещения для крепостных, которые создавали своим трудом эти возможности, показывают, в каких тяжелых условиях они находились».

Это – справка из путеводителя «Даешь Москву», выпущенного для советского юношества. А создал этот необычный музей художник Борис Валентинович Шапошников. Он родился в 1890 году, и был известен не столько как художник, сколько как искусствовед, литературовед, историк и музейщик. Сразу же после революции, как только образовалась Государственная академия художественных наук, он поступил туда на службу, в скором времени добился звания действительного члена, а затем вошел в президиум. Главным увлечением Бориса Валентиновича был бытовой музей. К сожалению Шапошникова не миновала типичная в то время интеллигентская судьба. В 1929 году Бориса Валентиновича арестовали и сослали. Правда, сравнительно недалеко – в город Великий Устюг.

Спустя три года Шапошников был освобожден и занялся вторым музеем своей жизни - Музеем Льва Толстого. Но в скором времени, стремясь резко изменить свою жизнь, переехал в Ленинград и занялся восстановлением музея и музейных комплексов, связанных с именем Пушкина, стал директором Музея Пушкинского дома. В 1956 году Шапошников скончался. Известна интересная история, которая случилась за несколько дней до ареста Шапошникова. В два часа ночи, в дверь музея позвонили. На пороге стоял незнакомый человек в костюме сороковых годов XIX века. -Дома Алексей Степанович? – спросил посетитель.

Разбуженные обитатели не сразу догадались, что это имя-отчество самого Хомякова. А догадавшись – успокоились. Решили, что какой-нибудь приятель, актре-вахтанговец, явился с розыгрышем. Всматривались в лицо, но не могли узнать. Гость молчал, молчали и хозяева. Напряжение все нарастало. В конце концов неординарный посетитель произнес: - Вот, шкатулка. Передайте ее Алексею Степановичу. Положите в кабинете, на письменном столе. Только ничего не перепутайте. И действительно достал железную шкатулку, открыл ее, три раза плюнул внутрь, закрыл, сунул оцепеневшим обитателям и ушел. Шкатулку тотчас же поставили на стол. Закрыли кабинет. Уснуть уже не могли. И в пять часов утра зашли посмотреть шкатулку. Шкатулке не было. Особняк Хомяковых и до этого славился как дом с привидениями. Но раньше ночной кашель, смех, шаги и стоны списывали на скрип половиц и прочих вполне вещественных предметов. Однако пришелец из сороковых годов не поддавался этим объяснениям. А в скором времени арестовали Шапошникова. И музей закрыли за идеологическую вредность для пролетариата. Здание занял музыкальный техникум им. Гнесиных. А в шестидесятые площадка пропала. Исчезли не только архитектурные памятники- не стало и памятника градостроительного. Район: Центральный, Арбат. Близлежащие метро: Арбатская, Смоленская Прежние названия улицы: проспект Калинина, Собачья площадка, Кречетниковский переулок.

По материалам книги Алексея Митрофанова «Прогулки по старой Москве. Арбат»

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Улица Новый Арбат интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы
Всё самое интересное ещё дальше...