Атмосфера мест

Район Восточное Дегунино

Дегунино, на речке Лихоборке, давшее название двум районам на севере Москвы – Западному и Восточному Дегунину, являлось одним из древнейших московских сел. Впервые оно упоминается в 1331 году в духовной грамоте великого московского князя Ивана Даниловича Калиты, завещавшего его своей второй супруге Ульяне.


На протяжении XIV века оно еще дважды упоминается в завещании московских князей – в духовной грамоте 1353 года сына Калиты Семена Гордого, отдавшего село своей княгине, и в завещании Дмитрия Донского 1389 года, отказавшего Дегунино своему сыну Андрею, вместе с Можайском, Медынью, Вереей. Впоследствии село на полтораста лет исчезает из документов и появляется только в писцовых книгах при описании московского уезда 1574 года, в котором оно числится за кремлевской церковью «Рождества Пресвятой Богородицы». В селе Дегунино тогда уже стояла Борисоглебовская церковь и вместе с нею дома причта и двор протопопа Рождественской кремлевской церкви.

В Смутное время Дегунино, как многие другие подмосковные села, подверглось разорению: церковь спалили, и бывшее село стало деревней. И только в 1633 году на прежнем месте вновь выстроена деревянная церковь во имя святых Бориса и Глеба, с пределом Иоанна Богослова. По переписи 1646 года в Дегунино значился 21 крестьянский двор, где жили 55 человек. При этом стоит отметить, что Дегунино являлось не коллективной собственностью собора, как церковной корпорации, а было поделено на отдельные жеребья между его служителями – протопопом, тремя попами и двумя дьяконами.

По указу Петра I в 1700 году село было отобрано у Рождественского собора и передано Алексеевскому девичьему монастырю. В 1762 году взамен прежней, пришедшей в ветхость церкви была вытроена новая деревянная, также освященная во имя святых Бориса и Глеба.

Важным событием в жизни села стала прокладка линии Николаевской железной дороги, связавшей Петербург с Москвой. Строительство, продолжавшиеся с 1843 по 1851 год, привлекло массу рабочих рук, в том числе и из села Дегунино. Железнодорожная колея прорезала земли села, и в 1863 году сельскому обществу была выплачена довольно значительная компенсация за отчужденную территорию, что позволило начать строительство каменного здания церкви. Нашелся и благотворитель – купец Василий Акимович Прорехов, владелец кирпичного завода, пожертвовший на новый храм 360 тысяч кирпичей. В 1863 году местный притч обратился к московскому митрополиту Филарету с просьбой о постройке каменного трехпрестольного храма с трапезной и колокольней и получили разрешение. Новое здание было сооружено к 1866 году, но архитектор остается неизвестен- на планах церкви, хранившихся в архивах, нет его подписи. Старую деревянную церковь не сломали, она существовала как кладбищенская до 1880-х годов.

Прокладка железной дороги, близость к огромному городу вызвали значительные перемены в жизни села. Сельское хозяйство начинает играть все менее определяющую роль. Мужское население села в основном были ломовыми извозчиками, работали в типографиях в Москве, служили в столичных трактирах. По данным 1884 году, в селе имелось 76 дворов, 486 жителей, две лавки, один трактир, кирпичный и шерстобитный заводы. За счет пришлых рабочих население Дегунино быстро возрастало. В 1890 году в нем уже числилось 700 жителей. Владельцем кирпичного завода в это время значился купец второй гильдии Ф.Л. Орлов, у которого в зависимости от сезона работало от 50 до 250 рабочих. Долго время после этого в Дегунино сохранялось место, известное старожилам как «Орловский сад». Позднее свои кирпичные заводы здесь построили братья Кошлины и братья Кацманы. В 1896 году основывается химический завод торгового дома Н.В Лепешкина, производивший кислоты и соли. При нем была устроена собственная больница. Завод расположился на дегунинских землях между Николаевской железной дорогой и речкой Лихоборкой. Позднее он превратился в известный химический завод им. Войкова, выпускавший химически чистые реактивы, соли золота, платины и многое другое.

Приток населения способствовал не только росту количества жителей самого Дегунино, но возникновению новых поселков, в том числе и Нового Дегунина.

В период коллективизации в Дегунино был организован колхоз, преобразованный после Великой Отечественной войны в объединенный колхоз «Победа», в состав которого вошли также жители Верхних Лихобор и Бескудникова. В 1940 году местный храм был закрыт и в нем обосновалась трикотажная фабрика «Родина».

Долгие годы речка Лихоборка была рубежом Москвы, пока в 1960 годах граница не перешагнула через нее и Дегунино вошло в состав столицы. Позднее здесь развернулось массовое жилищное строительство, выросли новые городские кварталы. Память о древнем селе осталась только в названии Дегунинской улицы и железнодорожной станции, а также в названии двух районов. И лишь храм, затерявшийся среди многоэтажных домов, ныне возвращенный верующим, обозначает место древнего подмосковного села.

Улицы
По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов», энциклопедии С.К. Романюка «Москва за садовым Кольцом»

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Район Восточное Дегунино интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы
Всё самое интересное ещё дальше...