Атмосфера мест

Петровский путевой дворец

Петровский путевой дворец – одна из главных достопримечательностей Ленинградского проспекта, бывшего Петербургского тракта. Он был построен по просьбе Екатерины II в 1776-1789 годах замечательным архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым и является, по всеобщему мнению, одним из лучших его творений в национально-романтическом стиле. Но почему же дворец, построенный по воле Екатерины II, носит название Петровского? Причина в том, что расположился он на землях, некогда принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю – тому самому, что дал название нашей старинной улице Петровке. Дворец возвели как место отдыха для путешествующей царской семьи.

  • Петровский путевой дворец
  • Петровский путевой дворец
  • Петровский путевой дворец
  • Петровский путевой дворец
  • Петровский путевой дворец

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург туда переехали царская семья, Сенат, правительственные учреждения. Но главные государственные святыни и, прежде всего, Успенский собор, в котором испокон веков проходило венчание на царство, а затем и коронация российских государей, по-прежнему оставались в Москве. А это значит, что хотя бы раз в жизни члены царствующего дома должны были совершать путешествие из Санкт-Петербурга в Москву. Мы с вами привыкли быстро перемещаться в пространстве: самолет, скоростной поезд… Наши предки относились к этому иначе: ехали долго, с чувством, с толком, с расстановкой. И чем выше был ранг путника, тем дольше длилось путешествие. Во времена Алексея Михайловича один из чиновников к месту своей службы в Сибири добирался в течение трех лет. Императорская семья путешествовала из новой столицы в Первопрестольную в течение двух-трех недель. В пути «царский поезд» останавливался для проведения встреч будущего императора с подданными. Для отдыха членов царствующей семьи и сопровождавших их придворных строились так называемые «путевые» дворцы. Их между Санкт-Петербургом и Москвой было несколько, но, несомненно, самым величественным стал Петровский путевой дворец. Его еще иногда называют подъездным, поскольку здесь была последняя остановка перед въездом будущего императора в Москву.

История строительства Петровского путевого дворца весьма интересна и тесно связана, как ни странно, с событиями Первой русско-турецкой войны (1768-1774 годы). 10 июня 1774 года Российская империя торжествовала. В небольшом местечке Кючук-Кайнарджи между Россией и Турцией был заключен мирный договор, положивший конец Первой русско-турецкой войне. По условиям Кючук-Кайнарджийского договора Российская империя получила контрибуцию в 4,5 миллиона рублей, право держать военные корабли в Черном море и, главное, под протекторат России перешел Крым. Екатерина II решила достойно отметить это событие и повелела устроить большие народные гулянья в Москве. Однажды императрица позвала к себе придворного архитектора Василия Ивановича Баженова и сказала ему: «Любезный мой Баженов, за три версты от города есть луг (Екатерина Великая имела в виду Ходынское поле); представьте, что этот луг – Черное море и что из города две дороги; ну вот, одна из двух сих дорог будет Танаис (Дон), а другая Борисфен (Днепр); на устье первого Вы построите столовую и назовет ее Азовом; на устье второго – театр и назовете его Кинбурном. Из песку сделаете Крымский полуостров, поместите тут Керчь и Еникале, которые будут служить бальными залами… и, таким образом, у нас выйдет праздник без вычур, но, может статься, гораздо лучше других».

Конечно, императрица, лукавила. Празднества были устроены с невиданным доселе размахом: на Ходынском поле появился сказочный город с деревянными крепостями, декорированными под камень и носившими названия взятых в ходе войны турецких крепостей; на лугу, изображавшем Черное море, были установлены корабли, служившие трибунами для зрителей, а вокруг расположились иллюминированные деревни и мельницы. Во время театрализованных представлений Азов брали штурмом, а в Керчи и Еникале устраивались роскошные балы и фейерверки. Для гуляющей публики фонтаны били вином, на столах были разложены жареные быки, а на деревьях развешаны жареные курицы. Императрице гуляния очень понравились, и она решила построить здесь же, напротив Ходынского поля, новый путевой дворец. Екатерина II повелела архитектору Казакову, ученику Баженова, работавшему вместе с ним над возведением ходынских павильонов, построить для нее каменную дачу, приписав к указу: «Фантазии своей не жалей…». Строительство Петровского путевого дворца велось очень быстро. Казаков приступил к работам в 1776 году, а уже в 1779 году начались отделочные работы. Все декоративные элементы (больше тысячи) были выполнены известным немецким мастером Иоганном Юстом. Екатерина II впервые посетила дворец в 1785 году по пути из Новгорода.

Перед взором императрицы предстало великолепное здание, по структуре своей напоминавшее классицистическую усадьбу: главный дом с флигелями, парадный двор, проездные ворота на задний двор и там – еще два хозяйственных флигеля. Но внешне дворец казался сказочным замком, в котором причудливо сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо, увенчанное двойной аркой с гирькой и опирающееся на бочкообоазные колонны, соседствовало с барочными окнами-люкарнами, украшенными рогами изобилия; белокаменные древнерусские пояски прекрасно уживались со стрельчатыми готическими окнами. Башенки-донжоны, придающие дворцу вид крепости, сверху были украшены зубцами-мерлонами, похожими на те, что поместили итальянские мастера на кремлевские стены, а проезды в задний двор фланкировали башенки, напоминавшие миниатюрные минареты. Дополняли это буйство фантазии архитектора многочисленные декоративные детали: пирамидки – «знак славы и памяти добрых государей», каменные шары, остроконечные звезды, винтовые дымоходы. «Праздник праздников», «дневная иллюминация» – так окрестили Петровский путевой дворец восторженные современники. Во дворце видели символическое воплощение так называемого «греческого проекта» императрицы.

Екатерина II, выиграв Первую русско-турецкую войну 1768-1774 годов, не считала борьбу России с Османской империей завершенной. Она планировала полностью вытеснить турок из Европы и возродить Византийскую империю во главе со своим внуком Константином Павловичем – она не случайно назвала его именно так. И тогда выбор места для строительства дворца оказывается не случайным: ходынские постройки – это взятые турецкие крепости, своеобразный отчет о проделанной сложной работе. А расположенный на одной оси с ними Петровский путевой дворец, купол которого напоминает знаменитую константинопольскую Софию, – это то, к чему нужно стремиться, планы на будущее. Греческому проекту Екатерины не суждено было осуществиться, тем не менее, начиная с Павла I, все будущие императоры останавливались перед коронационными торжествами в Петровском путевом дворце. А в 1812 году дворец посетил император Наполеон Бонапарт. Он явился гостем незваным, сбежав из Московского Кремля, к которому вплотную подобралась огненная стихия. Проплутав целый день в дыму и пламени, Наполеон вечером 16 сентября добрался до дворца и потребовал провести его в покои его «брата Александра» – так он называл императора Александра I. Во дворце уже вовсю хозяйничали французские солдаты, так что первую ночь Наполеон провел на подоконнике, укрывшись шинелью.

Наполеон работал с документами, развлекался и принимал французских подданных, проживавших в Москве. С просьбой компенсировать потери от пожара к императору приезжала модистка Мари-Роз Обер-Шальме. Она держала магазин на Кузнецком мосту и продавала товар втридорога, за что москвичи метко прозвали ее Обер-Шельмой. Именно здесь Наполеона видели ползающим по географическим картам, разложенным на полу: он прокладывал маршрут похода в Индию, намереваясь включить в состав своего войска и покоренную российскую армию. При отступлении из Москвы французы подожгли Петровский путевой дворец: обрушился купол и перекрытия, а то, что уцелело в огне пожара, разграбили окрестные крестьяне. Дворец простоял в полуразрушенном состоянии до 1827 года, когда император Николай I назначил архитектора Ивана Таманского, ученика Казакова, руководить восстановлением дворца. Таманский воссоздал внешний облик Петровского замка таким, каким его задумал его учитель, а вот интерьеры переделал в модном тогда стиле «ампир». Дворец вновь стал местом последней остановки царской семьи перед въездом в Москву. После строительства в 1851 году железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой высочайшие особы, приехав на Николаевский вокзал, пересаживались в поезд, который по специально проложенной Царской ветке доставлял их на Брестский (Белорусский) вокзал.

На Брестском вокзале все садились в экипажи и двигались в обратную сторону от Москвы, в Петровский путевой дворец, который по-прежнему оставался обязательной частью коронационных торжеств. Здесь проходили встречи с представителями сословий, балы и приемы. Именно отсюда в день коронации торжественная процессия направлялась по Петербургскому тракту в Кремль. Со времен Николая I Петровский путевой дворец стал использоваться и как загородная дача членов императорской семьи, когда они находились в Москве. На первом этаже дворца располагалась приемная государя, комнаты членов императорской семьи, колонный зал, два вестибюля и четыре лестницы. Одну из этих лестниц архитектор Таманский сохранил такой, какой ее задумал Казаков – с обильной лепниной, имитирующей плоды изобилия и символизирующей процветание России под скипетром императрицы Екатерины Великой. Второй этаж дворца делился на две половины: Императорскую, где находились покои государя, и Запасную, где располагались комнаты наследника престола. Парадные помещения представляют собой большой купольный зал высотой шестнадцать метров и примыкающие к нему четыре гостиные. Главной достопримечательностью Купольного зала является роспись, выполненная братьями Артари. До пожара 1812 года купол был украшен лепниной.

В 1917 году жизнь Петровского путевого дворца резко изменилась – он был национализирован, здесь размещались то пулеметная команда, то стрелковая рота. Новые обитатели топили печи драгоценным паркетом и мебелью красного дерева, а картины и ценности из дворца бесследно исчезли. В 1923 году Анатолий Луначарский предложил передать дворец «для утилизации» Красной авиации, благо неподалеку находился Ходынский аэродром. И дворец действительно ожидала утилизация: военные начали приспосабливать его под свои нужды. В одном из флигелей разместилась типография, в другом – моторная мастерская, купольный зал использовали как столовую. В Петровском путовом дворце пробили новые дверные проемы, поставили перегородки.

Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского занимала дворец до 1996 года. После переезда военных здесь начались серьезные реставрационные работы, которые продлились почти десять лет. Восстановленный дворец вернулся к выполнению представительских функций – он стал Домом приемов правительства Москвы. Сюда вновь приезжают высокопоставленные гости, здесь совершаются торжественные приемы и заседания. В Круглом зале дворца проходят концерты органной музыки, романсовая гостиная и концерты инструментальной музыки.

Лариса Скрыпник

Прокомментируйте первым...

Все поля обязательны для заполнения




  

Петровский путевой дворец интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы
Всё самое интересное ещё дальше...