Атмосфера мест

План ленинской монументальной пропаганды

Ленинский план монументальной пропаганды – это предложенная В.И. Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. За 1918-1923 годы было сооружено около тридцати монументов, некоторые из которых сохраняются в Москве до сих пор.

  • План ленинской монументальной пропаганды
  • План ленинской монументальной пропаганды
  • План ленинской монументальной пропаганды
  • План ленинской монументальной пропаганды
  • План ленинской монументальной пропаганды
  • План ленинской монументальной пропаганды
  • План ленинской монументальной пропаганды
  • План ленинской монументальной пропаганды
  • План ленинской монументальной пропаганды
  • План ленинской монументальной пропаганды
  • План ленинской монументальной пропаганды
  • План ленинской монументальной пропаганды

Памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу

Памятник был выполнен скульптором С.А.Мезенцевым и установлен 7 ноября 1918 года на площади Революции. Сооружение памятника было признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Для этого выделили специальные ассигнования и объявили конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов. Не смотря на это в народе сей монумент почти моментально получил прозвище «двое в одной ванной». По всей вероятности, не самое лучшее качество работы почувствовали и большевики из Моссовета, потому что скоро памятник Марксу и Энгельсу был с площади Революции убран.

Мемориальная доска «Павшим за мир и братство народов»

Доска, исполненная скульптором С.Т. Коненковым, появилась на стене Сенатской башни Кремля 7 ноября 1918 года. Она посвящена памяти павших борцов октябрьской революции. На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова. Барельеф из сорока девяти кусков подкрашенного цемента представлял собой крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и пальмовой ветвью – в левой. У ног его – поломанные сабли и ружья, за плечами – восходящее солнце, лучи которого составлены из слов «Октябрьская 1917 Революция».

Рассказывают, что на открытии мемориальной доски «Павшим за мир и братство народов» одна старушка допытывалась: «Какой святой икону ставят?» «Революции», – не растерявшись, сказал Коненков. «Такую святую не знаю», – удивилась старушка. «Ну что ж, запомни», – услышала она в ответ. Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска «Павшим за мир и братство народов» находилась на своем месте вплоть до 1948 года. Сейчас она хранится в фондах Музея современной истории России.

Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР)

Это творение скульпторов Д.П. Осипова (обелиск) и Н.А. Андреева (скульптура). Обелиск появился на Советской площади в 1918-1919 годах. Сей монумент открывался в два захода: сначала непосредственно обелиск со статьями из первой конституции Советской России на больших деревянных досках, и позже – когда была сделана величественная скульптура Свободы, а деревянные доски были заменены бронзовыми. Несмотря на тот факт, что обелиск был сложен из простого кирпича, простоял он достаточно долго. Его разобрали в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года.

С обелиском Конституции РСФСР связано много занимательного и интересного. Во-первых, с 1924 года и аж до 1993 год памятник фигурировал на официальном гербе Москвы. Правда, чести ради необходимо отметить тот факт, что после Великой Отечественной войны герб мало где использовался. Во-вторых, изображение обелиска Конституции РСФСР можно встретить на оградах Большого Каменного моста через Москву-реку. В-третьих, голова статуи разобранного памятника нынче хранится в Третьяковской галерее. Кстати, для статуи позировала Вера Алексеева – племянница Константина Сергеевича Станиславского.

Да и с разбором памятника тоже связано несколько мифов: по официальной версии разобрали его из-за ветхости. Кроме того, ходили забавные слухи, что Свобода очень смахивает лицом на жену Троцкого. Но все гораздо прозаичнее: в те годы как раз планировали строить новый проспект – Проспект Конституции (Новый Арбат). Были проекты, где проспект открывали обелиски с цитатами из новой, сталинской конституции. А две конституции в одном городе, наверное, – лишнее... Эту версию подтверждает еще один любопытный момент: в 1962 году Н.С. Хрущев решил разобрать памятник Юрию Долгорукому и восстановить обелиск Конституции. Правда, вскоре «сняли» Хрущева.

Памятник революционным мыслителям

Этот необычный монумент архитектора Н.А. Всеволжскиого появился в 1918 году в Александровском саду. Это переделанный обелиск-монумент, посвященный трехсотлетию царствования дома Романовых, который был установлен в саду в 1914 году. Автор первоначального проекта – архитектор С.А. Власьев. Памятник представлял собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой был увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых. В 1918 году по плану монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название.

Фамилии царей были стесаны, двуглавый орел был демонтирован, а сам памятник обрел название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости обелиска: Маркс, Энгельс, Либкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов. В центре в венке было вырублено: «РСФСР» и ниже – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В 1966 году, в связи с возведением Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа к гроту «Руины».

Монумент «Мысль»

Этот памятник – творение скульптора С.Д. Меркурова. В 1918 году «Мысль» украсила Цветной бульвар. «Мысль», как и меркуровский памятник Достоевскому были изготовлены еще до революции. Но когда потребовалось в городе установить сразу много скульптур, стали буквально прочесывать мастерские известных и не очень скульпторов на предмет подходящих памятников, обелисков и скульптур. «Мысль» взяли «за компанию» с Федором Михайловичем. Любопытно и то, как было выбрано место для скульптур: сработал фактор «близости места». Памятники громоздкие, а автокранов тогда и в помине не было, везти куда-то далеко – сложно. А мастерская скульптора была рядом – на Цветном бульваре. Это и решило дело.

Скульптура простояла до осени 1936 года, когда начались работы по реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре. «Мысль» перевезли на улицу Воровского (Поварскую) и установили в палисаднике перед знаменитым «домом Ростовых», который был занят Союзом советских писателей. Вскоре появилась такая байка: писатель Ф.И. Панферов, один из руководителей Союза, спросил: «Что это за статуя?» Узнав, что это «Мысль», он изрек: «При чем же тут мысль и какое отношение она имеет к писателям? Убрать!» Несколько лет высланная скульптура стояла в саду у скульптора. После смерти мастера в 1952 году «Мысль» стала надгробьем его могилы на Новодевичьем.

Памятник А.Н. Радищеву

Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Радищева работы скульптора Л.В. Шервуда. Погрудный портрет русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, «прорицателя вольности» был выполнен Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде. Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: «Радищев».

В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время страшной бури, московский памятник писателю Александру Николаевичу Радищеву простоял на своем месте больше десяти лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией Триумфальной площади он был разобран, а бюст передан на хранение в музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов – в музей архитектуры (ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Алексея Викторовича Щусева), где и мирно пребывает до наших дней. Обязательно приходите на него посмотреть!

Памятник М. Робеспьеру

Еще один монумент ленинской монументальной пропаганды, появившийся в Александровском саду, – памятник Робеспьеру скульптора Б.Ю. Сандомирской. Памятник был открыт 3 ноября 1918 года у грота «Руины». Газета «Правда» писала: «Стройными рядами заполняют Красноармейские полки Александровский сад, – сообщает с места событий собственный корреспондент газеты. – Пьедестал памятника увит гирляндами живых цветов. Памятник окружен стягами и знаменами. Музыка играет «Марсельезу». Спадает покрывало. К подножию кладут венки хризантем».

Но простоял памятник совсем недолго. Утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, опубликованной в той же «Правде» от 9 ноября 1918 года: «Открытый неделю тому назад в Александровском саду памятник Робеспьеру в ночь с 6 на 7 ноября был уничтожен чьей-то преступной рукой. Памятник был, видимо, взорван…» Есть и другая версия: как и большинство памятников, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, памятник Робеспьеру был выполнен из не самых качественных материалов. В ночь 6 на 7 ноября ударил мороз, бетон растрескался и памятник развалился.

Памятник А.В. Кольцову

Монумент скульптора С. Сырейщикова установили в 1918 году на Театральной площади. Вот что писали в журнале «Искусство»: «Памятник отличался наивностью образа, но привлекал своей мягкостью, поэтичностью, душевной чистотой». Кольцов простоял на Театральной площади недолго. Статую решили перевести в бронзу, и оригинал уже через несколько месяцев сняли и перевезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея на Б. Дмитровке. Сырейщиков энергично принялся дорабатывать произведение, но ему срочно пришлось уехать к родителям в Воронеж: кто-то из его родных умер от тифа. В Москву скульптор не вернулся. По некоторым данным он сам умер от тифа в том же 1919 году.

Памятник Т.Г. Шевченко

Статуя работы С.М. Волнухина появилась на Рождественском бульваре 3 ноября 1918 года. Образ Кобзаря в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал недолго. В 1920 году Волнухин должен был перевести памятник в долговечный материал, однако художник тяжело заболел. Страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике. Удивительно сходство в судьбах учителя (Волнухина) и ученика (Сырейщикова) и их творений (Шевченко и Кольцов), выполненных в одной мастерской.

Памятник Ивану Каляеву

В 1918 году Александровский сад заполонили скульптуры монументальной пропаганды. У входа в сад появился памятник И.П. Каляеву работы скульптора Б.В. Лавров. Он заменил взорванный (по официальной версии) памятник Робеспьеру. Каляев – террорист, совершивший убийство московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова. Москвич Никита Окунев 13 ноября 1918 года записывает в своем дневнике: «Видел открытый памятник социалисту Каляеву. На одной стороне пьедестала написано: «Уничтожил Велик. Ки. Сергея Романова». На других сторонах ничего нет. Значит – нет и других заслуг, кроме «уничтожения»?!...»

Памятник Ф.М. Достоевскому

В 1918 году на Цветном бульваре появился Достоевский работы С.Д. Меркурова. С этим памятником связана любопытная история. Когда комиссия пришла в мастерскую Меркурова, чтобы выбрать памятники для выполнения «госзаказа», им приглянулись две работы: гранитный памятник Федору Михайловичу и фигура «Мысль». Председатель Комиссии М.Ф. Владимиров заявил, что Достоевского поставим, «если сойдемся в цене». В цене сошлись, Меркуров запросил по-божески, и обе фигуры решили установить к празднику. Место выбрали неподалеку от мастерской скульптора – в центре Цветного бульвара.

Вот как описывал искусствовед Н.Д. Виноградов установку памятников: «30 октября 1918 года с утра на Цветном бульваре можно было видеть, как Меркуров «египетским способом» тянет своего Достоевского для установки. Скульптура была уложена на два бревна, связанных в форме саней. Под бревна подкладывались валки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с автором…». Памятник Достоевскому простоял здесь до осени 1936 года, когда он был перенесен во двор старинной Мариинской больницы для бедных, на Новую Божедомку (с 1940 года – улица Достоевского). Здесь, в одном из флигелей бывшей больницы в 1823 году родился великий писатель.

Памятник М.А. Бакунину

Памятник был установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б.Д. Королевым, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты писали о «взбесившейся фигуре». Памятник не был принят даже самими анархистами, которые выразили протест против такого «скульптурного издевательства» над вождем. Моссовет постановил памятник снять.

Скульптура «Степан Разин с ватагой»

В самом центре Москвы на Лобном месте Красной площади в 1919 году появился памятник «Степан Разин с ватагой» знаменитого скульптора С.Т. Коненков. Выполненные в дереве фигуры Разина, его товарищей и персидской княжны – геометризованные по формам, непропорциональные, грубо обработанные и аляповато раскрашенные, по стилю напоминали народную деревянную игрушку. Композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поется в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну».

Открытие памятника было приурочено к первомайскому празднику 1919 года. Скульптурную композицию разместили на Лобном месте, с которого был оглашен 6 июня 1671 года смертный приговор Степану Разину. Скульптура простояла на площади двадцать пять дней. Памятник был снят не только потому, что явно нарушал своим обликом цельность восприятия ансамбля Красной площади, но и потому, что не соответствовал основной задаче мемориального сооружения и не отвечал целям монументальной пропаганды, показывая крестьянского вождя не как историческую личность, но как героя народного эпоса, сказочный, былинный образ.

Вот что писал искусствовед В.Н. Терновец об этой скульптурной группе: «Произведение, несомненно, самое значительное и яркое из всего, что было создано в революционную эпоху, осталось неоцененным. Пусть группа проигрывала на Красной площади - в стенах мастерской и позже, в комнатах музея, она захватывает своей эпической мощью. Лица Разина и его товарищей дышат ширью Волги, жаждой приволья, разбоя и удали. Скованность поз, еле намеченные резцом складки одежды – дерево раскрашено в живопись, несет здесь функции скульптуры, – все, – дышит величавой простотой и красочностью, которой богата народная жизнь».

Памятник Дантону

Памятник был исполнен скульптором Н.А. Андреев и установлен в 1919 году на площади Революции. Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими «рублеными» плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Народная молва моментально окрестила монумент «памятником говорящей голове» из «Руслана и Людмилы». Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.

Это далеко не полный список памятников ленинский план монументальной пропаганды. Можно вспомнить также памятники К. Марксу на Садовой-Триумфальной и Николоямской улицах, И.С. Никитину на Театральной площади, Ж. Жоресу на улице Чайковского, С.Н. Халтурину и С.Л. Перовской на Миусской площади, Г. Гейне и Э. Верхарну на Страстном бульваре, Ж.-П. Марату в Симоновой слободе. Некоторые из монументов до сих пор можно увидеть в Москве. Например, памятники А.И. Герцену и Н. П. Огареву перед зданием МГУ на Моховой или памятник К.А. Тимирязеву у Никитских ворот.

Татьяна Воронцова
План ленинской монументальной пропаганды интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы