Атмосфера мест

Гидроузел Куйбышева

Поселок за годы своего существования носил названия – Истрастрой, плотина им. Куйбышева, теперь посёлок Гидроузла им. Куйбышева.

  • Гидроузел Куйбышева
  • Гидроузел Куйбышева
  • Гидроузел Куйбышева
  • Гидроузел Куйбышева
  • Гидроузел Куйбышева

История посёлка начинается со строительства канала от Волги к р.Москве. В сер.1932г. сообщалось, что канал Москва-Волга должен быть построен к ноябрю 1934г. Плотину на Истре около Бужарова предполагалось закончить к осени 1933г. С тем, чтобы весенние воды использовать для заполнения водохранилища. Но, после канал стали строить в другом месте и Истринскому водохранилищу была отведена роль водного резервуара. А Истринское водохранилище стало одной из составляющих частей канала им. Москвы со всеми вытекающими отсюда особенностями - строили каналоармейцы Дмитлага. Тяжело, страшно, бесчеловечно. Многое, да, наверное, почти всё, делалось вручную. Погибло огромное количество людей. Да и в Великую Отечественную история обошлась с поселком и её обитателями неласково.

Истринское водохранилище весной поднимается до 170 м над уровнем моря. Канал, соединяющий Волгу с Москвой-рекой задумывался давно, еще Петром 1. Начали строить с 1825 г. Предполагалось построить 36 шлюзов размером длиной 85, шириной 15, глубиной 5,5 фунта. Длина каналов - 57 верст. 13 шлюзов были построены. Во многих местах река Истра и река Сестра были спрямлены. Работы шли до начала строительства Николаевской дороги. А потом остановились. В советское время был составлен подобный проект.

Совнарком СССР принял постановление о прокладке канала (Волга-Москва) 1 июня 1932 года. Еще раньше, в 1929 году, начались работы на Истринском гидроузле. Вел их трест Москвострой – по немецкому проекту и при консультационной поддержке фирмы Сименс-Бау-Унион. К концу 1932 года темпы москвостроевцев признали недостаточными, от немецкого проекта отказались, а все дела передали от Наркомвода ОГПУ (с 1934 года – НКВД), где к тому времени уже имелись квалифицированные инженерно-технические и административные кадры с богатым гидротехническим опытом, приобретенным на Беломорско-Балтийском канале. Оттуда и прибыли на новую стройку ее руководители, часть специалистов и рабочих-заключенных. Строительство Истринской плотины продолжалось 18 месяцев и закончено 05.11.34, однако отдельный Истринский участок МВС ликвидирован 20.01.36. В 1936 г. на Истринской плотине была пущена ГЭС на двух турбинах. Она стала второй в СССР ГЭС, основанной на советском автоматическом оборудовании. Успешно работают турбины и сейчас - одна советская, другая шведская.

Строительство было тяжелым. Сохранились такие воспоминания старожила Истры Людмилы Ивановны Каралюнец. В начале 30-х г.г. выше города начали строить Истринскую плотину, была создана для этого организация Истрастрой, а местная газета была переименована из Воскресенских известий в Истринскую стройку. При строительстве стали сносить деревни, которым грозило затопление (Пятница-Берендеево, Лопотово, Васильки и другие), их жители стали переселяться в город. Истра стала расти, в ней появились новые улицы - Рябкина, Шнырева, 25-летия Октября. Возводили плотину заключенные, много было среди них украинцев. Украинцы были неважные работники, продразверстку не выполняли. Лагерь с деревянными бараками, в котором находились тысячи зэков, был в Бужарово (я в это время работала там в сберкассе и выдавала рабочим деньги). Часто заключенные убегали, тогда охрана НКВД начинала прочесывать окрестные леса (один раз я сама нарвалась в лесу на военных с оружием). От станции Ново-Иерусалимская к Бужарово была проложена узкоколейка, по ней ходил рабочий поезд с паровозом. Вначале плотину стали строить возле дер. Бабкино (усадьба, в которой жил Чехов, к этому времени уже сгорела). Стали выбирать грунт, но место здесь оказалось неудачное, и плотину решили строить выше, по течению реки, возле дер. Раково, где она и стоит сейчас.

Бараки и стали местом современного поселка. После завершения строительства плотины (ноябрь 1934), началось возведение настоящих домов, но делалось это спешно, строительным материалом явились те же бараки с балками, зараженными грибком. Первое время работники плотины не имели водопровода и вынуждены были пить неочищенную воду. В то же время руководство треста «Мосводопровод» превратило плотину в подобие своего дома отдыха, поблизости отремонтировали отдельный дом под дачу директора треста Штейнберга.

Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1932 год. А пока не было узкоколейки, ставили каналоармейцев в цепь от кирпичного завода в Новоиерусалиме до плотины и передавали по кирпичу. Скорее всего, узкоколейная железная дорога предназначалась для подвоза строительных материалов и техники к месту строительства Истринского гидроузла. Узкоколейная железная дорога после строительства была полностью разобрана. Сейчас по этим местам идёт автомобильная дорога.

Между рекой и водоотводом имеется насыпанный вручную каналоармейцами треугольный остров, который местные жители называют «садик Хрущева». Говорят, он сюда приезжал в 1962г. Местные жители утверждают, что существуют много захоронений репрессированных от Ново-Иерусалима до д. Ламишино. На месте спортивного поля бывшего детского лагеря отдыха Восход и сейчас просматриваются неровности на месте могил умерших каналоармейцев. На одном из форумов есть воспоминания строителей труб через реку - много костей пришлось разгребать. Холм, на котором стоит сам посёлок, также насыпной. Об этом говорит его конфигурация – от бывшего лагеря Восхода до Лесной школы. Можно только предположить сколько человек здесь работало и сколько погибло во время работ. А еще рассказывают, как перемещали от Новоиерусалима 2000 каналоармейцев. В районе д. Никулино оставили их на ночь. Поднялись наутро только 3 человека. Это было на ноябрьские праздники.

Сергей Удалов




Артур
30.08.2019 12:55
там даже на фотках виден забор вокруг гидроузла) такие объекты всегда охраняемые, и просто так не пройдешь погулятиь

Все поля обязательны для заполнения




  

Гидроузел Куйбышева, плотина, поселок гидроузла имени Куйбышева адрес, как добраться, доехать, где находится, фото, на карте, координаты, схема проезда
Всё самое интересное ещё дальше...