Атмосфера мест
Сегодня 26.09.22 в Москве 10°, восход солнца в 06:20, закат в 18:21
Получай уведомления о новых публикациях на канале PlacesMoscow
О жизни и путешествиях

Безумно красивый Алтай

Алтай… Горы и долины, леса и степи, озера и бурные реки: все это Алтай. Вернувшись оттуда, я не знал, как описать увиденное. Алтай - безумно красивый.

Описание


Алтай… Горы и долины, леса и степи, озера и бурные реки: все это Алтай. Вернувшись оттуда, я не знал, как описать увиденное. Я точно мог сказать, что, будучи на Кавказе, я видел великолепные горы – пожалуй, лучшие горы в мире, по моему чисто субъективному мнению. Побывав на Камчатке – стране вулканов, я любовался этими поражающими воображение гигантами, а в Дагестане познакомился с замечательными мастерами, которые рождают на свет прекрасные вещи. Все это я не раз рассказывал своим друзьям за бесконечно долгими вечерами на кухне, а также описывал в своих постах. Но когда пришел черед что-то сказать о поездке на Алтай, я растерялся: с языка слетали ничего не говорящие фразы, вроде «красивые горы», «красивые озера», «красивые леса и долины»… Я понял, что о таком удивительном, чарующем, волшебном крае, как Алтай, рассказать очень сложно. Невозможно! Я и сам, когда мы проезжали очередной живописный поворот, понимал, что восхищаться вслух вновь увиденным великолепием уже неприлично, но из легких сам собой вырывался выдох восхищения: «опять красота»!

И вот сейчас, спустя уже несколько месяцев, сидя у себя дома перед экраном компьютера, мне пришло время написать об Алтае, и я, задумавшись о пережитом, глубоко погрузился в воспоминания.

Мы въехали в горный Алтай так же, как это делают все автомобилисты: по Чуйскому тракту. Дорога была идеальная, что очень нас удивило. Мы почему-то ожидали увидеть обычную старую дорогу, разбитую грузовиками и латаную нашими талантливыми дорожными службами. Но вместо этого мы ехали по идеально ровному, будто бархатному двухполосному шоссе, на котором красовалась новенькая разметка и чистые дорожные знаки.

Я слышал мнения, что Алтайский край, как очень красивое и удобное в отношении климатических условий место, далекое от экологически грязных производств, привлекает сильных мира сего и в неопределенном будущем должен стать своего рода закрытой резервацией для мировой элиты.

Строящиеся дороги — и притом отличного качества, такого, что и в Москве не везде бывает – являются первым вестником такой тенденции.

В смысле быта наше пребывание на Алтае было очень простым: каждый раз, когда начинало смеркаться, мы находили какое-нибудь высшее место, где ставили палатки и по возможности разжигали костер. Первая же наша такая ночевка оказалась самой запоминающейся и мистической, так что мы сделали очень мало кадров этого места. Достаточно было отъехать несколько километров от основной дороги, чтобы попасть в такую красоту.

Улаганское плато довольно обширное: у нас ушел почти весь день на то, чтобы добраться до его края — перевала Кату-Ярык, за которым крутой серпантин спускается в Долину реки Чулышман.

Многие приезжают сюда заниматься активным отдыхом. Мы не раз видели автомобили, груженые велосипедами на всю семью. И неизвестно, скольких туристов, которые ушли с рюкзаками в горы, мы не видели. Мы даже застали российский чемпионат по парапланеризму: его участники вместе с семьями приезжают на Алтай и довольно долго живут в своем уединенном палаточном городке, выезжая днем на соревнования.

По дороге назад мы любовались Северо-Чуйским хребтом, который прекрасно виден с высоты Улаганского плато. Мы провели на Улаганском плато два дня, которых явно не хватило. Если бы не заранее составленные и вечно мешающие планы, мы с великим удовольствием остались бы там ещё не на одну ночь. На обратном пути, кстати говоря, мы так и сделали. Но пока наша дорога вела к монгольской границе, мы спешили побывать во всех тех местах, что заранее себе наметили. После Улагана пейзаж изменился, и зелень уступила место степным краскам.

Мы доехали до села Кош-Агач, который уже совсем недалеко находится от границы с Монголией, и решили там заночевать. На закате удалось погонять по степи, окружающей поселок на много километров вокруг.

Мы были уже очень близко к монгольской границе, но на следующий день решили свернуть с Чуйского тракта и отправиться по направлению к границе с Китаем — на плато Укок, к Джумалинским теплым источникам. Дорога резко ухудшилась, из прекрасного гладкого асфальта превратившись в щебень и пыль. Через несколько километров после Кош-Агача нам встретилась погранзастава, где нас без всяких проблем пропустили, естественно посмотрев в наши паспорта. Дальше мы попали в настоящий рай! Несмотря на то, что выехали мы довольно рано, а до источников было всего около 80 километров, мы потратили на дорогу весь день и только в вечерних сумерках приехали на место.

Источники оказались оборудованы небольшими домиками, в которых может жить любой желающий совершенно бесплатно. Только с собой нужно иметь все необходимое для жизни. Мы выбрали один из домиков, но через некоторое время появились местные, которые стали требовать за всё деньги. Мы бы даже были не против, если бы это была адекватная цена. Но ребята захотели очень много и сразу за все: за дом, за парковку, за костер, за мусор и так далее. Стало ясно, что это развод, поэтому мы отъехали на 100 метров и встали с палатками. Настроение было испорчено. Утром мы быстро собрались и поехали назад, опасаясь, что для дальнейшей прогулки может не хватить бензина.

С этого момента мы стали двигаться в обратном направлении, проезжая те же места, но открывая для себя новые красоты, которые не заметили ранее. Случайным эпизодом стал заезд в мёртвый поселок Белтир.

На этом наша поездка была завершена. И сейчас, описывая наше путешествие по Алтаю, я задумался, чем же запомнился мне больше всего этот край. Для меня, пожалуй, самым характерным, что могло бы передать прелесть этих мест, стали гармония и соразмерность, тот человеческий масштаб, которые объединяют в одно цельное и горы, и долины, и озёра, и степь, и леса. Это равновесие и делает Алтай таким очаровательным, таким влекущими к себе.

© Николай Рыков
Гостиница Аструс Москва

Отзывы

Прокомментируйте первым...

Вы можете прикрепить к сообщению не более 5 файлов
Я не робот *

Отслеживать комментарии в этой статье