«Ажурный дом» на Ленинградском проспекте дом 27 был построен в 1941 году по проекту Андрея Бурова как образец стандартного дома для советских граждан. Узорчатые решетки, отлитые по эскизам художника Владимира Фаворского, прикрывают кухонные лоджии. Однако в серию этот проект так и не пошел.
Личность этого архитектора, безусловно, заслуживает внимания. Во-первых, живший и творивший в первой половине XX века архитектор Андрей Буров был не только архитектором, но и механиком, переводчиком, исследователем, словом, специалистом, который не концентрируется на узких рамках своей специальности, но постоянно ищет новое и интересуется всем.
Кроме того, эстетическим взглядам Бурова не был свойственен тот нарочитый аскетизм, который был характерен для многих архитекторов того времени (хотя в начале своей карьеры и он поддался этой моде), и Ажурный дом оказался удачным продуктом синтеза домов для народа и почти «буржуйской» красоты.
Ажурным дом назвали из-за его отделки – декоративные решетки балконов, выполненные по эскизам графика Фаворского, известного книжного оформителя, необычайно украшали дом и выполняли одновременно охранную функцию, делая балконы непроницаемыми для чужих глаз. Кроме того, для своего времени дом Бурова, как его впоследствии прозвали, стал и строительным новаторством – это был первый дом, созданный из заводских бетонных панельных блоков, а также первый дом из окрашенного бетона (это была вынужденная мера, так как в процессе изготовления не удавалось добиться равномерного оттенка для всех панелей).
В результате дом стал таким необычным и красивым для своего времени (да и для нашего тоже), что быстро стал достопримечательностью города, а сейчас получил статус архитектурного памятника. Внутри же это совсем обычный дом без каких-либо дизайнерских изысков.
В разное время жителями Ажурного дома были генерал Василий Сталин, поэт Констанин Симонов, актриса Валентина Серова. Причем двое последних жили не в собственных квартирах, а в коммунальных комнатах, потому что дом был именно народным, а не элитным. Сейчас им можно полюбоваться по адресу г. Москва, Ленинградский проспект, 27.
Приметное здание по адресу Ленинградский проспект, 27 получило в народе два названия – Ажурный дом (за наличие узорчатых решеток на фасаде) и Дом Бурова (по фамилии одного из архитекторов).
Возвели его на месте одной из хозяйственных построек Московского ипподрома, на пересечении с Беговой аллеей, начало которой обозначено двумя прямоугольным постаментами бывших въездных ворот к конноспортивному комплексу. На пилонах установлены скульптурные группы «Диоскуры, укрощающей коней», появившиеся здесь еще в 1899 году.
Авторами проекта стали известные в Советском Союзе архитекторы Андрей Константинович Буров и Борис Николаевич Блохин.
Вопреки тогдашним нормам градостроительства, «ажурный» дом возвели не вдоль красной линии, а значительно отступив от нее. Главной особенностью строения стали узорчатые решетки, выполненные из бетона и прикрывающие собой кухонные лоджии.
Узорчатое переплетение имеет два разных рисунка, основой которых послужили эскизы известного живописца Владимира Андреевича Фаворского по растительной тематике. Эта архитектурная деталь изначально была призвана не только украсить дом, но и спрятать от глаз посторонних, например, развешенное на лоджиях белье, что точно не придавало бы изыска зданию на одной из центральных городских улиц.
Фасадная часть здания муарового цвета, сопоставима с мраморным оттенком. Говорят, что первоначально такой колер стен не был предусмотрен, а все случилось совершенно случайно: Бурову сообщили со строительного комбината, что получить ровный цвет бетонного покрытия не удается, после чего он велел добавлять краситель в бетон во время его заливки в формы. Разводы все равно остались, но в новой цветовой гамме они смотрелись уже более благородно – под мрамор.
Высота дома на Ленинградском проспекте, №27 – шесть этажей. Его объем выполнен в простой, несколько «индустриальной» форме. В просторном подъезде, причем единственном, устроено три лестничных марша, ведущих в расположенные буквой П сопряженные корпуса строения.
Внутреннее оформление выполнено без присущих сталинским элитным домам лепнины и мозаики: это неудивительно, т.к. архитектор Буров строил дом как образец будущего стандартного жилья для обычных советских людей. Правда, первыми жильцами стали все же семьи старших офицеров армии и правоохранительных органов, хотя комфортабельными и элитными местные квартиры трудно было назвать даже тогда: совмещенные санузлы, кухни 4-метровые, комнаты по 14 и 17 квадратов, расположение квартир коридорного типа.
Интересна была задуманная планировка. Так, первый этаж отводили под социальные объекты для обслуживания жильцов дома, а вот сами квартиры располагались на этажах, начиная со второго, который наряду с третьим, считались самыми престижными уровнями.
К сожалению, воплотить в жизнь все задуманное не удалось из-за начала войны с фашистами в 1941 году, а потому в подвалах здания оборудовали бомбоубежища, квартиры, рассчитанные на одну семью, превратили в коммуналки, социальную инфраструктуру не создавали (к ней вернулись только после войны, и то в усеченном виде).
Ажурный дом под номером 27 на Ленинградском проспекте так и не стал типовым. После войны средств на восстановление страны не хватало, и поэтому о всяких украшениях фасадов в виде узорчатых решеток больше ни шло и речи – строили что попроще и подешевле, да и на смену крупноблочному строительству пришла технология панельного производства.
История и факты о доме с узорами на фасаде
В 1930 году Андрей Константинович Буров, после своей командировки в Соединенные Штаты Америки, вернулся с идеей устройства жилых домов совместно с инфраструктурными объектами общественного и социального назначения. Именно так он и проектировал свой новый дом.Здесь должны были быть ресторан (именно этим и объясняется небольшая площадь кухонь, на которых пищу, принесенную из этой точки общепита, предполагалось только разогревать, а не готовить), продовольственный магазин, парикмахерская, а также дошкольные детские учреждения – сад и ясли. Попасть в них можно было не выходя из дома – туда вели отдельные двери прямо из подъездного пространства (в действительности, это так и не было реализовано).
История дома связана с именами известного советского поэта Константина Михайловича Симонова и актрисы Валентины Васильевны Серовой. Здесь они прожили вместе вплоть до 1949 года, после чего перебрались в квартиру на Гоголевском бульваре.
В гости к поэту однажды попал будущий режиссер Эльдар Александрович Рязанов, который принес мастеру свои стихи. Рецензию на них он так и не получил, но в дальнейшем Симонов высоко оценивал его фильмы и пьесы.
В этом доме родилась прославленная фигуристка Ирина Валентиновна Моисеева, которая в паре с Андреем Миненковым стала чемпионкой мира и серебряным призером Олимпиады 1976 года в танцах на льду.
Ажурный дом на Ленинградском проспекте, 27 включен в список московских памятников архитектуры. Его необычный вид привлекает российских режиссеров, которые снимают здесь новые кинокартины, среди которых, например, «Москва. Центральный округ – 3». Таким же вниманием пользуется и стоящий по-соседству «дом-сороконожка».
Адрес
Ленинградский проспект, 27, Москва, 125284