Много неизвестных животных видят люди на Полесье (возможно, это связано с радиационным заповедником). И крайне аномальной называет уфолог всю Витебскую область. Там постоянно происходит что-нибудь необычное.
Йети или леший: Странное существо бродит по берегам озера Костовье в Белоруссии
Загадку странного существа, встреченного грибником в лесу на берегу озера Костовье (Витебский район, Республика Беларусь), недавно попыталась решить экспедиция белорусской группы по исследованию аномальных явлений «УфоКом», которая в первых числах июня посетила Витебщину. Огромное неизвестное существо житель Витебска Александр О., переехавший в город из Гомельской области после аварии на ЧАЭС, увидел еще четыре года назад. Однако он не рассказывал об этой загадочной встрече никому, кроме близких, и исследователи узнали о ней только в этом году.В начале августа Александр с женой отправились за грибами в лес на берегу озера Костовье, которое находится недалеко от деревни Кулаково Витебского района. Оставив машину на перекрестке лесных дорог, супруги разошлись в разные стороны.
Обнаружив, что грибов не очень много, Александр стал звать жену по имени, чтобы переехать на другое место. Но женщина не отзывалась, и он продолжил собирать грибы в молодняке. Через какое-то время Александр увидел, как ему показалось, обугленное дерево. Но, посмотрев вверх, грибник увидел над тем, что он принял за почерневший ствол, крупную похожую на обезьянью голову.
По словам Александра, высота существа была более трех метров, а голова крупнее человеческой раза в три и заросшая волосами. Никаких конечностей он не видел, только похожее на столб туловище диаметром около 60 сантиметров.
После того, как грибник от удивления произнес «Ого!», существо просто исчезло. Правда, при этом Александр наблюдал, как в направлении берега озера начали отклоняться вершины высоких сосен, как будто между ними проходил вихрь.
После этого супруги больше не посещали лес на берегу озера Костовье, но, не смотря на то, что прошло четыре года, Александр уверенно нашел то место, где у него произошла встреча с кем-то, похожим на так называемого снежного человека. Увы, загадочный гоминид не пожелал встретиться с давним знакомым и не показался исследователям.
Никаких следов крупного существа экспедиции «УфоКом» в лесу найти не удалось. Правда, по какой-то причине в этом месте очень много сосен с причудливо искривленными или сросшимися стволами.
В лесу на бывшей турбазе, когда-то принадлежавшей одному из витебских предприятий, а теперь выкупленной российским инвестором, живет с семьей, козой и кошкой сторож. За пару лет, что он охраняет бунгало в лесу, встречаться с чем-то аномальным мужчине и его домочадцам не доводилось.
Не видели в своем лесу ни леших, ни йети и жители деревни Кулаково. По их рассказам диких животных в лесу много и не редки встречи с медведями, но никаких необычных существ за свою жизнь они не встречали.
Однако Александр уверен, что встреча с огромным гоминидом ему не померещилась, и что это точно был не медведь. Исследователи из «УфоКом» планируют провести в этом районе повторную экспедицию и опросить жителей других окрестных деревень.
В поисках огромной ящерицы, которую видели в лесах Белоруссии
Чтобы прикоснуться к тайне, порой не нужно отправляться в дальние страны или на край света. Достаточно отъехать от Минска (Белоруссия) всего на 100 км и вот ты уже в непроходимом лесу, населенном чудовищами, встречи с которыми боятся жители окрестных деревень. В июле стартовала очередная криптозоологическая экспедиция «Уфокома» по поиску некой большой ящерицы в лесах, расположенных по берегам реки Вилии.Все началось с авторской колонки Сергея Лескетя на информационно-новостном портале «Край». Речь в очередной статье велась о нескольких населенных пунктах Вилейского района, но нас более всего заинтересовал в ней лишь один фрагмент. Автор, уроженец этих мест, описывает, как одна его родственница столкнулась здесь с непонятным существом:
«Правда, современный лес не потерял своей красоты и таинственности. Мне довелось слышать историю о том, как моя родственница пошла в лес за грибами и встретила… большую ящерицу, размером с собаку, что грелась на солнышке. Женщину охватил страх, она начала науськивать собаку, но та тихо двинулась назад, потом, не долго думая, бросила корзину и побежала домой.
Дома родственники удивились быстрому возвращению и не поверили ее словам. Одна только 90-летняя бабушка тихо заметила: «Так это же был Хаптус! Бежать надо было оттуда, а не рассматривать его!». Но с этих слов только посмеялись: «Бабка напридумывала». Где ты и у кого сегодня расспросишь о том Хаптусе? Время прошло».
Связавшись с автором, мы выяснили, что он сам пробовал разузнать про этого таинственного Хаптуса в окрестных деревнях, но, увы, никого из стариков там уже не осталось. А дачники от всего открещиваются: не видели, ничего не знаем. Произошла же эта встреча в районе 2000-х, то есть не так уж и давно.
Интересно, что если посмотреть на спутниковые снимки района наблюдения, станет понятно, что эти места изрезаны рекой Вилией на условно «цивилизованную» и «дикую» части. С одной стороны много дачников, отдыхающих и грибников, а вот противоположная представляет собой почти девственные леса с редкими вымирающими деревнями. Именно туда и направилась экспедиция «Уфокома».
Наша основная цель: опросить жителей хуторов в лесу и в деревнях на предмет их встреч к крупной ящерицей и уточнить, кого в этой местности называют Хаптусом. Попутные задачи: фиксация неизвестных ранее легенд и сбор аномального фольклора. Кроме Вилейского мы включили в наш маршрут и Сморгонский район, так как фактически большая часть леса лежит именно в нем.
Если рассматривать возможных «кандидатов» на роль Хаптуса, то тут выбирать почти не из кого. В Беларуси обитают всего три вида ящериц: Веретеница ломкая (Anguis fragilis), Прыткая ящерица (Lacerta agilis) и Живородящая ящерица (Zootoca vivipara). Веретеница настолько внешне напоминает змею, что, скорее всего, неспециалистом была бы воспринята именно как таковая; живородящая ящерица достигает всего 18 см, а вот среди прытких ящериц могут попадаться особи до 35 см.
Однако ходят байки и о более крупных экземплярах. Так, Александр Карпеченко рассказал нам о том, как в начале 2000-х годов в районе д. Гомель (неподалеку от Полоцка) Витебской области во время водного похода столкнулся с подобной крупной ящерицей. Но, может быть, в наших лесах все еще встречается редкий или неизвестный вид ящерицы или саламандры?
Уже притчей во языцех стала история, описанная в трудах нескольких краеведов XIX века о том, что в Минске, в Татарском болоте, водились крупные ящерицы, величина колотых достигала полуметра. Последнюю из них поймали в 1885 году, и ее чучело долгое время находилось в кабинете директора реального училища.
Это могла быть или Прыткая ящерица размером около 30–35 см (визуально ящерицу размером 30 см вполне можно принять за полуметровую) или саламандра. Хотя ареал обитания саламандры проходит южнее Беларуси, она, встречается в Польше и Украине и, по некоторым сведениям, в Литве и Латвии.
Зоологи высказывают мнение, что отмеченные в последних двух странах животные могут представлять собой исчезающие реликтовые популяции. Обнаружить такую популяцию в Беларуси также теоретически возможно. Но размер саламандры в очень редких случаях может достигать 30 см, не более.
Мы прочесывали одну деревню за другой, но никто не знал кто такой «Хаптус» и не видел в лесу больших ящериц. Зато люди много раз встречали длинных крупных змей толщиной с руку, впрочем, это толщина не является чем-то необычным. Зоологи нам затем подтвердили, что такие аномалии роста вполне привычны для наших широт. И вот, неожиданно, Зеленко Галина Петровна (1935 г. р.) из д. Рудня Сморгонского р-на на наш вопрос, не знает ли она, кто такой Хаптус вдруг с радостью заметила: «Знаю, знаю!». «Так это же человек, который все себе хапае»!
К сожалению, эта интерпретация явно не совсем то, что мы ожидали. Другие же наши информанты только пожимали плечами – это слово им было вообще не знакомо. Мы записали большое количество бывальщин о встречах с ужами, гадюками, медянками и даже неком «гибриде между ужом и гадюкой» (скорее всего речь идет о водяном уже), который в этом году особенно сильно «свирепствует».
Но вот рассказов о ящерицах не было. Разве что стоит отметить один интересный факт, на которой обратили внимание зоологи: во многих местах Беларуси, еще недавно, местное население не отличало ящерицу от змеи-медянки и считало ее крайне ядовитой. А это значит встреча даже с не очень крупной ящерицей для некоторых могла бы превратиться в целую историю.
Рассмотрим теперь еще одно возможное объяснение произошедшего с точки зрения народной демонологии. В белорусской мифологии есть такой персонаж – Хапун – небольшой скорченный старичок с длинной седой бородой. Он живет за темным лесом, посреди болота, в норе под корчем и время от времени похищает детей, которых сажает в свою сумку. Он невидим и перемещается по воздуху.
Интересно, что согласно примечанию автора-составителя словаря «Белорусская мифология», про Хапуна упоминали именно на Вилейщине, а не в каком то другом районе Беларуси. Внешнего сходства между нашими персонажами, как видим, нет (кроме возможного места проживания), да и название добуквенно не совпадает.
Однако Хаптус нашелся не в белорусской, а в еврейской демонологии. Собственно, среди синонимов для нечистой силы и черта есть и такие: Хапун, Хаптус, Хаптур. У еврейского Хаптуса много общих черт с Хапуном. Он тоже летает по воздуху и, как пишет О. В. Белова, «согласно народным представлениям украинцев, белорусов и поляков, ежегодно в Судную ночь (день очищения, еврейский праздник Йом Кипур) дьявол похищает из каждого села или местечка еврея или еврейку, чтобы в вихре унести в болото, бросить в пропасть, посадить на высокую сосну или осину, растерзать или замучить до смерти».
Исследовательница при этом пишет, что в обследованных ей регионах не удалось зафиксировать ни одного рассказа о «хапуне» от евреев, а лишь от славянского населения. Носители еврейской традиции единодушно отрицали свое знакомство с этим сюжетом. Видимо это была для них табуированная тема.
Итак, мы можем сделать два возможных вывода:
1) В лесу произошла реальная встреча с крупной ящерицей. Когда женщина рассказала об этом в деревне, то другая женщина (возможно еврейка) знавшая легенду о нечистой силе, живущей в болотах, соотнесла ее со своим представлением о чертовщине и ответила, что это был Хаптус (вариант, черт или нечистая сила). Тогда этот случай все еще может быть предметом рассмотрения криптозоологов.
2) В лесу женщине «привиделось» или ее «заморочила», как говорят в народе, нечистая сила. Пожилая женщина в деревне знала, что произошла встреча с легендарным хозяином этих мест – Хаптусом. Тогда это свидетельство будет являться очередным штришком к портрету фольклорного персонажа Хапуна или Хаптуса.
Как оказалось, эти места богаты также всевозможными слухами о привидениях, ходячих покойниках, знамениях, чудесах, с собой мы привезли внушительный багаж свидетельств такого рода. Были также обнаружены два любопытных камня. Один в лесу за д. Ягодново Сморгонского района, возможно, старый, вросший в землю, каменный крест с углублением в центральной части.
Люди о нем уже ничего не помнят. Второй – с подозрениями на две лунки в районе д. Трилесина того же района. Лунки выражены не четко, поэтому необходима перепроверка. В этом же районе зафиксирована легенда про гору, на которую если затянуть человека, то он вылечится.
Итак, нас пока постигла полная неудача в вопросе поиска свидетельств встреч с крупной ящерицей. А может этот переросток существовал лишь в одном экземпляре примерно на рубеже двухтысячных и был как раз встречен женщиной во время принятия им солнечных ванн?
Ведь нередки случаи, когда некое экзотическое животное, например, игуану, выпускали на волю. Впрочем, мы не оставляем надежды на обнаружение следов обитания этого крупного пресмыкающегося в других частях леса по берегам Вилии.
Встречи со странными существами-карликами в Беларуси
В европейском фольклоре мы можем наблюдать обилие различных мифологических персонажей, отличающихся своим маленьким ростом – гномы, эльфы, дварфы, цверги, людки и т.п. Для Беларуси подобная картина не характерна, хоть страна и граничит с Польшей, где широко представлены предания о краснолюдках и скшатах. Здесь мы, как правило, имеем дело либо с духами различных локусов – природных (леший, полевой, водяной, русалки) и домашних (домовой, кикимора, хлевник, банник), либо просто с нечистой силой вообще, среди которой также выделяются определенные персонажные типы.Согласно народным поверьям, они могут являться в различных ипостасях (даже зооморфных), в том числе и в виде существ маленького роста. Но, как правило, тенденции выделения в отдельный класс мифических карликов не наблюдается.
Тем не менее, изредка сообщения о встречах с карликовыми существами все же встречаются. Несколько таких сообщений оказались в архиве «Уфокома», и их сложно однозначно отнести к уфологическим инцидентам, а некоторые и вовсе имеют скорее фольклорный характер. Рассказаны они были уже взрослыми людьми, которым довелось в детстве столкнуться с такими существами и которые просто уверены в реальности произошедшего. Вот эти истории:
1) Ивановский район, аг. Мотоль.
По словам очевидца, Софьи М., на тот момент ей было около 8-10 лет, а сами события датируются примерно 1963-1965 годами. Одним весенним утром ее семейство отдыхало, выполнив все утренние хозяйственные дела. Выбежав из комнаты, где она спала вместе с матерью, девочка направилась на кухню и, пробегая мимо зала, заметила в застекленных дверях чью-то рожицу (см. схему).
В одном из нижних окошек двери красовалась голова странного существа. Голова была продолговатой и вытянутой вверх формы, с серой кожей и без какого-либо волосяного покрова. На лице – огромные темные глаза.
Учитывая пропорции двери, рост нежданного «визитера» был оценен примерно в 1,2 метра. Зрительный контакт длился не более пяти секунд, после чего испуганная Софья бросилась обратно в спальную к матери и подняла ее. Успокоив дочь, мать прошлась по дому, но никого постороннего уже не обнаружила.
Софья до сих пор помнит это страшное для нее событие из ее детства, которое оставило довольно яркие, но неприятные впечатления. Очевидец считала, что ей довелось увидеть «чёрта». Но, что интересно, впоследствии она отметила большое сходство увиденного ею существа с изображением типичного «грея» – одного из наиболее популярных в уфологии типов пришельцев.
2) Лунинецкий район, аг. Кожан-Городок (сообщение публикуется впервые).
Очевидец – Олег О. из Каменецкого района. На момент описываемого события, когда ему было около 6-7 лет (примерно 1971-1972 годы), он вместе со своей семьей проживал в Кожан-Городке. Жили в большом одноэтажном деревянном доме, рассчитанном на несколько семей.
Старый дом постройки 1870-х годов некогда был начальной школой, в которой размещалась и квартира учителя. В один из летних вечеров Олег задержался допоздна у соседей и, когда уже стемнело, отправился домой спать. Для этого ему нужно было лишь обогнуть здание вокруг, где с другой стороны находился вход в его квартиру.
Несясь вприпрыжку, он резко выскочил из-за угла и тут перед верандой резко застыл в ступоре, столкнувшись «нос к носу» со странным человекообразным существом.
На человека это существо было похоже мало. Сейчас, спустя столько лет, было уже трудно вспомнить детали его внешнего облика. Да и неожиданная встреча продлилась всего несколько секунд. Запомнилось только, что оно было маленького роста – около 60 см – ниже ребенка.
У него была страшная мерзкая мордочка и странные ноги, похожие больше на куриные лапы. Возможно, на нем и была какая-то непримечательная одежда, но эти подробности в памяти уже не сохранились.
Карлик также не ожидал подобной встречи и застыл в удивленной позе, взирая на остановившегося в метре от него мальчика. На его лице выражение удивления сменилось маской отвращения и злобы. Тут у застывшего в шоке Олега сработала реакция: он развернулся и быстро убежал обратно к соседям.
Шок сменился испугом. Соседи удивились его возвращению и выслушали сбивчивый рассказ о встрече, но все списали на детскую фантазию. Олег наотрез отказался возвращаться домой самостоятельно, и его отвели назад взрослые. После этого о случившемся больше никому не говорил, так как чувствовал, что ему никто не поверит и что кроме неприятностей это ему ничего не принесет. С тех пор у очевидца остались только неприятные ощущения при воспоминании об этом непонятном существе.
3) Барановичский район, д. Крепачи.
Эта история к нам пришла уже «из третьих рук» после проведения экспедиции в указанном регионе. Узнав о нашем интересе к «домику ведьмы», которая некогда проживала на окраине данной деревушки, одна из жительниц соседней деревни рассказала нашим знакомым о случае из своего детства. Приведем записанный рассказ полностью, чтобы не вносить в него возможные искажения со своей стороны:
«Она была свидетелем в молодости, даже в детстве, как та самая ведьма лечила. И говорила, что лечила вовсе не сама ведьма. Будучи маленькой и живя в Красевичах, соседская женщина попросила ее родителей, чтобы они упросили ведунью из Крепачей помочь ей. Женщина была беременна, и беременность протекала очень плохо. Они пошли все вместе в Крепачи.
Её, маленькую девочку, попросили остаться снаружи. А все остальные зашли внутрь. Но девочке было очень интересно, что там будет происходить, и поэтому через пристройку она залезла на чердак, где через щель в потолке увидела следующее. Будущая роженица легла на кровать. Ведунья отвернулась от кровати и остановилась как раз под щелью в потолке.
Достала какой-то металлический треугольник, плоский, полила на него водой, села возле кровати с роженицей и стала ждать. Все остальные (родители девочки находились в этот момент в сенях) в прихожей.
Далее вот что, с ее слов, она увидела.Не издавая ни звука, к кровати подошел кто-то карликового роста, черного как тень цвета. Наклонил большую голову над животом роженицы, положил руку (рука была худая, даже тощая) на живот роженице. Девочка отчетливо увидела, что пальцев на руке четыре.
Девочке стало резко плохо, она едва доползла и выбралась с чердака. Во дворе ей полегчало, она подошла к родителям и стала ждать. Прошло около часа. Из дома вышла роженица и ведунья, и они отправились обратно в Красевичи. Роды, с ее слов, прошли нормально. Она спрашивала потом у родителей, что за карлик заходил в дом, но сказали, что никто ничего не видел. Не видела его также и сама роженица».
Как мы видим, во всех трех случаях, говорится о встрече со сверхъестественными существами небольшого роста. Нигде здесь очевидцами не проводится их привязка к конкретному типу мифологических персонажей, за некоторым исключением в первой истории из Мотоля, где «уфологический» по внешнему виду карлик в рамках традиционных народных представлений был отнесен к обобщенному классу нечистой силы – чертям.
Во всех трех случаях встречи произошли в доме либо на приусадебном участке, но попыток связать этих существ с традиционными мифологическими персонажами локуса обжитого человеком пространства информантами не предпринимается. Существо в Кожан-Городке в рамках традиционного мировоззрения вполне могло быть названо домовым или чем-либо подобным.
Существо из Крепочей также не получает соответствующего имени от очевидца, но, судя по логике повествования, его можно отнести к разряду демонических помощников «знающих людей» – в данном случае ведуньи. Все это – фольклорный аспект подобного типа материалов. Но здесь стоит обратить внимание еще на одно обстоятельство.
Несмотря на то, что все эти сообщения были получены от взрослых людей, не стоит забывать, что все описанные наблюдения имели место в детском возрасте очевидцев. Это позволяет связать их с темой, недавно поднятой на страницах нашего сайта в статье «Наблюдение призраков детьми: материалы к изучению».
Думается, что класс наблюдаемых детьми существ следует значительно расширить, а сама тема может быть чрезвычайно интересной при рассмотрении ее на стыке возрастной психологии, психиатрии, физиологии и нейрофизиологии. Только для начала следует собрать достаточный статический материал и разработать для этого соответствующий методологический аппарат.