Это место, где сохранилось жутковатое скульптурное произведение. Представляет собой это изваяние существо с головой животного (предположительно льва) и телом человека. Уникальность этого монумента заключается в том, что эта скульптура – редкий свидетель эпохи язычества.
Историческая справка
«В древние далекие времена жили на этих землях племена Меря из угро-финского корня, да воинственные славяне-вятичи, потом пришли сюда удалые новогородские купцы, ища удобных торговых путей, да богатств сего края. Подымались по волжской Нерли и, ежели не входили прямо в Клещино (ныне Плещеево) озеро, откуда можно было по Трубежу и Киржачу достигнуть Клязьмы, то уклонялись правее, в речку Кубрь, в верху которой срубили на крутой горе Ждан-городок, а оттуда, лесными волоками и малыми реками, в истоках Сулоти и Дубны, путь шел на Ворю, в верховьях которой облюбовали себе гости новгородские высокий обрывистый мыс, насыпали вал, поставили частокол с рубленными башнями по насыпу, устроили пристань, поставили амбары и лабазы. Крепостцу от случайных набегов дикой мери или воинственных вятичей могла оборонить горсть ратных. Так и возник городок Радонеж, почти неприступный в те далекие патриархальные времена».Боги, которым посвящено капище
Один из них - Белбог, входивший в пантеон древнейших богов, он являлся персонификацией добра. Идола Белбога по некоторым данным волхвы устанавливали на возвышенности в июле и вымаливали у него защиту от его антагониста - Чернобога. Они (Белбог и Чернобог) вместе со своим отцом Свантевитом (богом богов) составляли образ Триглава (триединого божества), представляя тем самым образ славянской языческой системы мироздания, объединяя воедино мир горний (правь), мир людей (явь) и мир мертвых (навь).Предполагаемое месторасположение святилища отвечает определенным условиям для его основания. Этими необходимыми условиями можно считать наличие в непосредственной близости к поселениям излучин рек; определенные геофизические условия: наличие грунтовых вод, пересечения водяных жил, кольцевых структур и геологических разломов. По берегам ручья, протекающего немного в стороне от Радонежа, находится множество ключей, благодаря которым он именовался Оржавцем. Именно здесь, на берегу, в середине XIX в., по свидетельству местных жителей, лежали белые камни. Район на Оржавце — одно из немногих мест Радонежа, где в древности существовали источники при дубравах. Поэтому можно предположить, что в выборе данного места сказался славянский обычай почитать старые дубы, близ которых вытекают ключи.
Предположительно капище существовало на холме, чуть выше места, где установлен деревянный крест и купель (существуют два предания, одно из которых рассказывает о том, что сам Сергий Радонежский «крест положил» на одном из камней святилища «Белые Боги», другое - повествует о намерении Сергия основать первоначально монастырь именно на этом месте).
Как добраться: На электричке от Ярославского вокзала до Сергиева Посада, далее от автовокзала автобус №388, который идет через Хотьково до Москвы. Ехать, не доезжая Голыгино. Воздвиженское находится в паре сотен метров слева от Ярославского шоссе, примерно через километр после развязки старой Ярославки и объездной. Водитель может остановить по просьбе после моста дороги Радонеж-Воздвиженское. Или на автомобиле по Ярославскому шоссе до въезда в Радонеж, перед населенным пунктом повернуть на дорогу, идущую вдоль поля направо. Отсюда 1 км вдоль села, затем вдоль леса. Ориентир — стоящий в поле вблизи оврага деревянный крест и купальня, за которой находится источник.