Первое упоминание об Ахтырке мы находим в межевой духовной грамоте 1504 г., в то время Ахтырку называли «сельцо Дудкино». В 1694 г. оно принадлежало Ивану Андреевичу Панину. От Паниных перешло к их родственнику Василию Никитичу Татищеву (1686-1750).
В 1712-1714 гг. обучался математике и артиллерии в Германии. С1714 г. состоял при генерал-фельдцей-хмейстере (начальнике всей российской артиллерии) Якове Вилимовиче Брюсе, которого в 1719 г. сопровождал на Аландский конгресс. Подал Петру проект о составлении географии России с ландскартами.
В 1720 г. Татищев был командирован на Урал для устройства заводов и в 1721 г. основал Екатеринбург.
В 1722 г. командирован в Сибирь и в 1724 г. о развитии медных заводов в ней докладывал в Сенате, в присутствии Петра. В том же году отправился в Швецию для обучения горному делу, осмотрел многие заводы и рудники, собрал много чертежей и планов. В 1727 г. произведён в полковники и назначен советником Московской монетной конторы.
В 1728 г. по случаю коронации Петра II получил чин статского советника. В 1730 г. активно выступал против попыток ограничения самодержавия, составил записку о его необходимости, подписанную 300 дворянами. При императрице Анне Иоанновне пользовался влиянием, был верховным церемониймейстером при коронации, получил чин действительного статского советника, с 1730 г. - главный судья Московской монетной конторы.
В 1731 г. начались столкновения Татищева с фаворитом императрицы Бироном, Татищев был отдан под суд по обвинению во взяточничестве.
В 1734 г. освобождён из-под суда и в чине генерал-бергмейстера отправлен в Сибирь для надзора за казёнными заводами.
В 1737 г. назначен начальником Оренбургской экспедиции с производством в тайные советники и в чин генерал-лейтенанта. Во время усмирения башкирского бунта в 1737-1739 гг. начальствовал над войсками.
В 1739 г. снова обвинён во взятках, отрешён от должности и над ним учреждено следствие. В 1740 г. арестован и заключён в Петропавловскую крепость, лишён чинов. После падения Бирона Татищев освобождён, в июле 1741 г. назначен начальником Калмыцкой комиссии, утвердил ханов в подданстве России, с 1741 по 1745 г. одновременно был и астраханским губернатором.
В 1745 г. из-за поступивших жалоб и конфликта с наместником отставлен.
С 1746 г. жил в своей усадьбе Болдино (Клинского уезда). Татищев опубликовал тексты «Русской правды» и Судебника 1550 г., его «История России с самых древнейших времен», написанная на основании многочисленных русских и иностранных источников, не потеряла значения и в наше время. Татищев был женат на Анне Васильевне Андреевской, в 1728 г. просил Святейший Синод расторгнуть брак из-за расточительности жены, прелюбодеяния и из-за попытки отравить его. Жена не явилась к допросу, и дело осталось без последствий.
После этого они жили врозь. У них было двое детей. Татищев был во всех делах сведущ и решителен, хотя худ и болезнен. Скончался в возрасте 64 лет.
В 1734 г. имение Дудкино купил князь Иван Юрьевич Трубецкой Меньшой (1703-1744). При императрице Елизавете Петровне он стал президентом Юстиц-коллегии. Его женой была Марья Яковлевна, урождённая Глебова. У Трубецких родились четыре дочери: Прасковья и Екатерина-девицы, Аграфена (ум. 1794) за князем Петром Михайловичем Волконским, Варвара за князем Андреем Даниловичем Друцким-Соколинским, - и сын Николай. Новые хозяева привезли с собой иконы, среди них Ахтырскую икону Божией Матери. Семейное предание говорит о двукратном спасении членов рода. Одно из них - когда молодой князь Николай Иванович Трубецкой, сын нового владельца Дудкино, уезжал учиться за границу, родители благословили его Ахтырской иконой Божией Матери, через год молодой князь возвращался, и на подъезде к дому лошади понесли, карета перевернулась. Князь очнулся лежащим на склоне холма, невредимым, а перед ним стояла икона. Он бережно принял её и побрёл к дому.
Князь Николай Иванович Трубецкой от брака с дочерью обер-прокурора Святейшего Синода князя А.С. Козловского, Татьяной Алексеевной, имел сына Ивана 1766-1844) и дочь Варвару (замужем за действительным тайным советником Алексеем Ильичом Мухановым). Брат Татьяны Алексеевны, князь Фёдор Алексеевич Козловский, погиб в 1770 г. в Чесменском бою при взрыве корабля «Св. Евстафий» (в 1769 г. отправлен курьером к Алексею Орлову, с поручением заехать к Вольтеру в Ферней и передать письмо императрицы Екатерины II, из Фернея отправился в Италию и состоял при графе Орлове до самого Чесменского боя). Князь Фёдор был одним из образованнейших людей своего времени, пробовал силы в поэзии, переводил с французского. Он ввёл Дениса Ивановича Фонвизина в общество, о котором тот впоследствии не мог «без ужаса вспомнить, ибо лучшее препровождение времени их состояло в богохулии и кощунстве».
По ведомости 1773 г. о домовых церквах, в вотчине князя Николая Ивановича Трубецкого, сельце Дудкине, Радонежской десятины, в 1772 г. была построена по указу Синодальной конторы, за дальним от приходской церкви расстоянием и болезнями Трубецкого, церковь явления Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы «с подвижным антиминсом».
В 1777 г. Николай Иванович построил деревянную церковь во имя Явления Ахтырской иконы Божией Матери. Его сын, надворный советник, князь Иван Николаевич (1766-1844) и его жена, деятельная и хозяйственная Наталия Сергеевна (1775-1852, урождённая княжна Мещерская), построили в 1820-х гг. дворец и каменную ныне существующую церковь, освящал её в 1825 г. сам митрополит Филарет (Дроздов, в 1994 г. причислен к лику святых) по проекту архитектора Александра Сергеевича Кутепова (1781-1855).
17 сентября 1882 г. в церкви с. Ахтырка венчались доцент Московской Духовной академии (в будущем член-корреспондент Академии наук и профессор Московской Духовной академии) Николай Фёдорович Каптерев и дочь ректора Московской Духовной академии Сергея Константинович Смирнова, Вера Сергеевна (1857-1942). Был разбит парк, на запруженной р. Воре создан огромный водоём. Усадьба стала одним из архитектурных шедевров начала XIX в., с великолепными парадными комнатами (правда, жилых помещений было мало, и все неудобные, тесные, с низкими потолками).
Следующий владелец Ахтырки Пётр Иванович Трубецкой (1797-1871) с любовью к матери, строительнице семейного гнезда, поставил памятную колонну с выбитыми на ней безыскусными, но от сердца написанными стихами.
Ранее колонна стояла у моста через Ворю, сейчас поставлена около церкви. Князь П.И. Трубецкой (1798-1871) - генерал от кавалерии, с 1849 г. сенатор, смоленский и орловский военный губернатор, его образ сохранён для нас Н. Лесковым. Пётр Иванович, прозванный за буйный нрав и любовь самолично распоряжаться во время пожаров в городе «князем Пожарским», был добрым, но вспыльчивым и очень гордым.
Ахтыркой владели пять поколений Трубецких. Последний её хозяин из рода, князь Николай Петрович (1828-1900), офицер лейб-гвардии Преображенского полка, участник Венгерской кампании и Крымской войны, в 1876 г. был вице-губернатором Калуги, действительным тайным советником, почётным опекуном в Москве, позднее директором Московского отделения Русского музыкального общества и щедро помогал созданию Московской консерватории. Он сам был музыкально одарён, хорошо играл на рояле, сочинял романсы, балетную музыку, хореографом которой бывал даже знаменитый Петипа.
Ахтырку посещали многие знаменитые музыканты, среди них братья Антон и Николай Рубинштейны, профессора Московской консерватории Лауб, Гербер, Иоахим, Фитцвенгаген, Гржимали, гостил и П.И. Чайковский. Первой женой Николая Петровича стала графиня Любовь Васильевна Орлова-Денисова, родившая детей - Петра (1858-1911) и Марию. Вторым браком Николай Петрович сочетался с Софьей Алексеевной Лопухиной (1841-1901), у них было 9 детей: сыновья Сергей, Евгений, Григорий и дочери Елизавета (1865-1935, в замужестве Осоргина), Антонина (Самарина), Ольга (1867-1947), Вера (1870-1933, Лермонтова), Александра (1972-1925, Черткова), Марина (1877-1924, княгиня Гагарина).
Старший сын, князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905), религиозный философ, друг и последователь Владимира Соловьёва, общественный деятель, окончил историко-филологический факультет Московского университета и с 1888 г. был в нём приват-доцентом на кафедре философии, защитил магистерскую («Метафизика в древней Греции») и докторскую («Учение о Логосе») диссертации, с 1900 г. стал профессором, а в 1905 г. - первым избранным ректором. Философы-идеалисты братья Сергей и Евгений Трубецкие в кризисные моменты жизни страны становились активными политиками.
В мае 1905 г. в Москве прошёл объединённый съезд представителей земств, городов и дворянских обществ. Он собрался вскоре после цусимской катастрофы и единогласно принял резолюцию о необходимости немедленного созыва свободно избранных народных представителей для обсуждения с монархом вопросов войны и мира и установления порядка в стране. Участники съезда составили петицию царю и для представления её государю избрали делегацию, лидером которой был князь Сергей Николаевич Трубецкой.
Сын Сергея Николаевича, князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938) - известнейший лингвист, профессор Венского университета, один из главных теоретиков евразийства. В 13 лет он стал членом Московского этнографического общества, в 15 опубликовал первую научную работу. По окончании Московского университета слушал лекции в Лейпциге. В революцию уехал на юг, к белым, преподавал в Ростовском университете.
В 1920 г. Н.С. Трубецкой перебрался из России в Болгарию, преподавал в Софийском университете, выпустил свой труд «Европа и человечество». Поселился в Австрии, преподавал славистику в Венском университете.
В 1930 г. Венская Академия наук избрала его своим действительным членом. Его труды по языкознанию оказали огромное влияние на развитие науки. Николай Сергеевич стал одним из главных теоретиков евразийства, он утверждал необходимость строить жизнь в России в соответствии с национальной культурой. Интуиция и умение наблюдать позволили Н. Трубецкому уже в 1921 г. предвидеть 1991 г.
Он писал: «Вообще думать о России тяжко и жутко, особенно тем, кто не желает прятать голову под крыло и создавать себе иллюзии. Тамошние правители производят на меня впечатление всадника, великолепно умеющего сидеть на диком коне так, чтобы не упасть, но совершенно не умеющего управлять конём и не знающего даже, куда ехать (конь сам едет). Но именно ввиду этих свойств всадника ему рано или поздно придётся не свалиться, а слезть».
Разгром Академии наук, дела историков, инженеров-вредителей и т.д. навели Н. Трубецкого в 1930 г. на мрачные мысли о России.
В 1925 г. он размышлял о трагической истории России и предвидел крах культурной политики большевиков.
Николай Сергеевич выступал с критикой расовых теорий нацистов, после поглощения Австрии нацистской Германией был подвергнут преследованиям, у него устраивали обыски, проходившие в весьма грубой форме, значительная часть его рукописей была изъята и уничтожена. Преследования вызвали инфаркт и раннюю смерть, Николай Сергеевич умер в 48 лет.
Его брат Владимир Сергеевич погиб в сталинских лагерях.
Брат Сергея Николаевича и дядя Николая Сергеевича, князь Евгений Николаевич (1863-1920), был глубоко религиозным, церковным человеком, мечтавшим уйти от мира и закончить свои дни в молитвенном уединении на Афоне. Философ, погружённый в мистические созерцания, испытавший глубокое влияние философии Владимира Соловьёва, он провёл жизнь, полную общественного послушания, был энергичным деятелем: после 1905 г. основал «партию мирного обновления», с которой вошёл в партию Народной свободы, преподавал в Ярославле, Киеве, Москве, редактировал журнал, участвовал в работе земства, выступал на религиозно-философских собраниях, заседал в Государственном Совете, был избран товарищем председателя Всероссийского Поместного Собора, который восстановил патриаршество в России.
Среди трудов Е.Н. Трубецкого - книга «Три очерка об иконе», открывшая многим образованным русским мир иконы.
После защиты магистерской диссертации в 1892 г. Е.Н. Трубецкой получил место приват-доцента, а затем (в 1897 г.) - профессора Киевского университета Св. Владимира (где он провёл годы 1894-1906). В 1899 г. он женился на княжне Вере Александровне Щербатовой; в 1900 г. у них родился сын Сергей, написавший впоследствии в изгнании воспоминания, в которых содержится множество ценных сведений и живых картин из жизни Трубецких того времени, помогающих почувствовать особую атмосферу их дома.
События 1905 г. застали семейство Трубецких в Киеве. В том же году Е.Н. Трубецкой был избран профессором Московского университета, он - один из основателей и руководителей партии кадетов (из которой, правда, вскоре вышел, основав собственную партию «мирно-обновленцев», про которую говорили, что «все её члены умещаются в купе вагона»), член Государственного Совета.
В 1906 г. он окончательно покидает Киев и переезжает в Москву.
В 1917-1918 гг. Евгений Николаевич принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви в качестве товарища (заместителя) председателя. Он был одним из 6 заместителей (вместе с митрополитами Антонием и Арсением). В 1918 г. в Москве был издан наиболее значительный философский труд Евгения Трубецкого «Смысл жизни».
В 1919 г. в статье «Звериное царство и грядущее возрождение России» Трубецкой писал: «Большевизм возник и вырос в мировую величину на почве духовного падения народов. Поэтому и освобождаться от него можно только путём духовного подъёма». Угроза ареста заставила его покинуть Москву. Он примкнул к Добровольческой армии генерала Деникина и умер при отступлении белых 23 января 1920 г. в Новороссийске.
Младший брат Евгения Николаевича, князь Григорий Николаевич Трубецкой (1873-1939), политик, дипломат, член Поместного собора Русской Православной Церкви (1917-1918), входил в состав правительства барона Врангеля, был соредактором эмигрантской газеты «Россия и Славянство». Григорий Николаевич окончил Калужскую гимназию и в 1896 г. Московский университет. Начал службу в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел.
С 1897 г. - секретарь посольства России в Константинополе.
В 1900 г. он женился на Марии Константиновне Бутеневой (1881-1943). У них было трое сыновей: Константин, Николай и Михаил. Продвигаясь по служебной лестнице, Трубецкой занимал различные должности в русских миссиях на Балканах и в Передней Азии.
С июля 1914 г и по февраль 1917 г. он являлся чрезвычайным посланником и полномочным министром в Сербии, в 1914-1915 гг.- начальником Ближневосточного отдела МИДа.
К 1917 г. Григорий Николаевич был действительным статским советником и камергером. Был членом конституционно-демократической партии.
В марте 1917 г. Трубецкой назначен начальником дипломатической канцелярии при Ставке. В январе 1918 г. стал членом Совета при командовании Добровольческой армии. В марте того же года он участвовал в создании «Правого центра» в Москве.
В начале 1919 г. Трубецкой перебрался на юг России в ставку генерала Деникина и возглавил управление вероисповеданий в его правительстве.
В феврале 1920 г. Трубецкой с семьёй эвакуировался из Крыма в Сербию, а затем в Австрию, откуда в 1923 г. переехал во Францию, поселился в Кламаре, в предместье Парижа, в старинном имении, купленном ещё его тестем, старым русским дипломатом, графом К. Хрептович-Бутеневым. В обширном доме, окружённом большим прекрасным садом, образовалась настоящая подмосковная усадьба, названная «Гнездом Трубецких». На её территории была построена церковь, в которую могли приходить все русские. До конца своих дней Трубецкой вёл активную общественную и журналистскую деятельность. Был близок к евразийскому движению, сотрудничал в Русском студенческом христианском движении, написал воспоминания «Годы смути надежд (1917-1919)».
В 1879 г. Трубецкие были вынуждены срочно продать Ахтырку, чтобы выкупить из долговой тюрьмы своего родственника «дядю Ивана», заядлого картёжника. Усадьбу купил Тихомиров и перепродал её в 1882 г. жене почётного гражданина Екатерине Дмитриевне Матвеевой.
С 1911 г. усадьбой владел Иван Михайлович Матвеев, мировой судья Москвы и большой знаток изобразительного искусства и музыки, цветовод-любитель. При нём усадебный ансамбль преобразился, похорошел партер между дворцом и церковью, где был разбит цветник с фонтаном и круглым бассейном посредине, провели водопровод (часть его действует и поныне), реконструировали парники и оранжереи.
В 1924 г. дворец сгорел, плотина развалилась, и исчезли водоём, мельница и дом мельника, был вырублен парк, сломаны оранжереи.
Причт церковный состоял из священника и псаломщика. 592 квадратные сажени усадебной земли подарены причту в 1893 г. наследником умершего священника ахтырской церкви А. Сахарова, надворным советником О.А. Сахаровым. Храму принадлежали две часовни. Одна, деревянная, построена князем Николаем Ивановичем Трубецким в 1775 г. на месте бывшей в древние времена приходской Рождественской церкви, при которой было кладбище. Другая - древняя каменная в сельце Артемьево. Ко храму с. Ахтырка была приписана церковка Нерукотворного Образа Спасова в имении госпожи Мамонтовой в Абрамцеве.
С 1891 г. в храме Ахтырской иконы Божией Матери в с. Ахтырка (служил будущий священномученик о. Василий Архангельский (1864-1937). Он родился в г. Серпухове в семье псаломщика, в 1884 г. окончил Вифанскую Духовную семинарию, с 1885 по 1891 г. находился на первом своём месте иерейского служения - в с. Матвеевском (в наше время в Подольском районе Московской области). Почти четыре десятилетия о. Василий служил в храме Ахтырской иконы Божией Матери в с. Ахтырка. В деревнях своего прихода он организовал три воскресных школы. С 1895 г. был законоучителем Абрамцевского начального училища. Церковноприходская школа в Ахтырке была открыта в качестве школы грамоты 1 сентября 1898 г. В 1900 г. для неё выстроено специальное здание на средства благотворителей при пособии в 300 рублей от Епархиального Училищного Совета . К 1 января 1909 г. учащихся было 37 человек, заведующим был священник В. Архангельский, попечительницей - потомственная почётная гражданка Александра Саввишна Мамонтова.
В 1919 г. о. Василий возведён в сан протоиерея. В 1920 г. арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорён условно к трём месяцам заключения.
В 1929 г. обвинён в том, что «использовал свой авторитет среди верующих для ведения яростной антисоветской агитации…», арестован и заключён в Бутырскую тюрьму, приговорён к ссылке на 3 года в Северный край. В1932 г. по возвращении из ссылки о. Василию было запрещено селиться к Москве ближе, чем за 100 километров. Отец Василий был назначен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Тимашево Волоколамского района.
В 1935 г. награждён митрой. 22 сентября 1937 г. он был снова арестован. Председатель сельсовета показал, что о. Василий систематически занимается контрреволюционной агитацией. 13 ноября того же года он расстрелян. У о. Василия и его жены Софии Николаевны было четыре дочери: Ольга, Любовь, Вера, Надежда.
В 1937 г. закрыли церковь. Её последний настоятель игумен Лазарь расстрелян 12 декабря 1937 г. Местные жители рассказывают, что храм в 1941 г. был вскрыт, жгли иконы. Когда разгром закончился, и все разошлись, дочка псаломщика увидела в догоравшем костре икону. Она вытащила её и с изумлением увидела храмовую Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы, ту самую, для которой строился храм. Тайком девочка перенесла её в дом.
В 1960-1970-х гг. лишь руины церкви с растущими на крыше деревьями напоминали о былой красоте. Да и эти стены хотели снести, использовать на щебёнку. Но художники из Абрамцева выпросили развалины для своих целей, а здание бывшей церковноприходской школы было приобретено скульптором Тавасиевым. Вскоре в здании церкви он начал ваять героя башкирского народа Салавата Юлаева (памятник в Уфе).
Летом 1880 г. в Ахтырке на даче жил художник Виктор Михайлович Васнецов. Здесь он писал этюды, которые затем легли в основу знаменитой картины «Алёнушка». До сих пор в Ахтырке сохранился Алёнушкин пруд в излучине Вори.
В 1991 г. храм возвращён верующим и восстановлен.
Адрес
деревня Ахтырка, 77, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область