На дороге из Луховиц в Зарайск, где городские постройки сменяются домами с. Сушково, с левой стороны от шоссе, на кладбище, стоит деревянный храм Казанской иконы Божией Матери с приделом Святителя Николая Мирликийского, построенный в 1754 г. владельцем села Иваном Васильевичем Свечиным.
Он молился в храме с. Сушково, но служить здесь ему также было запрещено. На кладбище у церкви он был похонен, здесь были обретены его святые мощи.
В 1920 г. игумен Московского Златоустовского монастыря Феодосии хиротонисан во епископа Коломенского. О его служении в Коломне вспоминала местная жительница: «Кажется, не было ни одной церкви в нашем городе, где бы не совершал службы в престольные праздники епископ Феодосии. Православные люди Коломны и особенно монахи очень полюбили владыку, видя в нём не только талантливого администратора, но и человека, ведущего аскетический образ жизни, видя его искреннюю и неподдельную любовь к каждому приходившему человеку.
Люди в скорби обращались к нему за помощью и молитвой. И я, уже учившаяся в шестом классе, пошла к нему. У меня на нервной почве началось заикание, и я просила его помолиться, так как очень трудно было учиться. Он ласково принял меня и на прощание дал мне маленький образок на шею. Также владыка, по-видимому, многим помогал деньгами». Всё это вызывало озлобление большевиков, и враги Церкви решили арестовать епископа. Коломенским ОГПУ была привлечена целая сеть осведомителей, в задачу которых входила тщательная слежка за владыкой.
Многочисленные рапорты с донесениями о проповедях епископа Феодосия говорят о нестерпимой злобе как к владыке, так и к Церкви в целом. Однако его вдохновенные речи не несли никаких резких или оскорбительных выражений против существующего строя и даже просто намеков на современные обстоятельства. Старания осведомителей были тщетны, но повод для ареста всё же нашли.
16 июля 1921 г. в Коломне совершался ежегодный крестный ход в память избавления города от холеры. От Старо-Голутвина монастыря крестный ход двинулся в сторону кладбищенской церкви Петра и Павла, где его встретил епископ Феодосии. Во время литургии диакон Сенкевич по печатному картону помянул всех погибших «от губительныя болезни», в том числе на первом месте молился «о благоверном государе наследнике цесаревиче и великом князе Николае Александровиче» (старшем брате императора Александра III).
По показанию диакона Сенкевича, печатный картон ему был подан диаконом Петропавловского храма Григорием Самариным. 13 июля епископа Феодосия арестовали. На допросе владыка показал: «Когда я услышал (поминание члена царской семьи), то крайне был удивлён. А в это время, со своей стороны я ничего не возражал, но сам этих лиц не упоминал совсем». Владыка Феодосии добавил: «Что касается остального духовенства, которое было там во время службы, то те ничего не провозглашали, т.к. там была всего одна ектенья». Тем не менее архипастыря арестовали по подозрению в поминовении членов царской фамилии. Дело же диаконов Сенкевича и Самарина прекратили по причине того, что «поминание было провозглашено по печатному картону, издавна хранившемуся в алтаре храма Петра и Павла, скорее по недоразумению, а нес целью противо-советской агитации».
Крестный ход, совершавшийся в Семик, был запрещён, следственный материал, касающийся епископа Феодосия, был направлен на доследование, так как, по мнению следователя, в деле имелись указания на то, что тот систематически произносил проповеди контрреволюционного характера. Заключение казалось неминуемым, но верующие собрали большое число подписей под прошением председателю Московской чрезвычайной комиссии, отмечая, что «епископ старательно избегал всего, что могло бы возбудить какие-либо грубые и низкие страсти; он учил лишь истинам Святого Евангелия, стараясь отвлечь внимание людей от мирских дел к вопросам высшего порядка, как и подобает пастырю Христовой Церкви».
Подписавшиеся просили освободить епископа Феодосия из-под стражи. Владыка вернулся в Коломну, но недолго находился на свободе.
В 1922 г. в связи с делом об изъятии церковных ценностей его снова арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму. Под следствием он был до 1924 г.
В 1925 г. снова вернулся в Коломну и начал усиленную работу по укреплению церковной жизни, его главной заботой было восстановление монастырей, уничтоженных советской властью в 1920 г. Монастырские храмы действовали как приходские.
В 1925 г. владыка постриг в монахи, с именем Никон, вернувшегося из ссылки священника Георгия Беляева, будущего преподобномученика, возвёл его в сан архимандрита и поставил наместником Старо-Голутвинского монастыря. Назначенный владыкой Феодосием в церковь Воскресения Словущего священник Михаил Страхов собрал при храме монахинь закрытого Брусенского монастыря (до 70 человек).
В 1928 г., под видом общины, владыка практически восстановил Ново-Голутвинский монастырь, куда с помощью иеромонаха Иоанна (Болагурова) собрал изгнанных Саровских монахов. В Бобренёве игумен Иннокентий и насельники монастыря лечили людей и скот. Чтобы попасть к ним, люди стояли в очереди. Деятельность владыки была не по нраву властям, и они искали повод.
1 октября 1929 г. на базарной площади иеромонах Старо-Голутвина монастыря Гермоген (Соколов) стал выкрикивать различные обвинения против советской власти, предрекая ей скорый конец. Он был арестован, оговорил других монахов, которые также были арестованы и навсегда вывезены из города.
4 декабря 1929 г. уполномоченный Коломенского отдела ГПУ сформулировал обвинение против владыки: «Преступная деятельность монахов Голутвина монастыря происходила под общим руководством епископа Феодосия (Ганицкого)».
3 февраля 1930 г. по постановлению коллегии ОГПУ владыку заключили в концлагерь сроком на 5 лет. Епископ Феодосии виновным себя не признал. После ареста владыки на долгое время прекратилась монашеская жизнь в коломенских монастырях.
28 мая 1933 г. дело епископа Феодосия было пересмотрено, и владыка досрочно освобождён. После заключения ему было запрещено жить в Коломне, и свои дни он окончил в с. Сушково (ныне в черте г. Луховицы Московской области). Ему было запрещено служить, и, по свидетельству очевидцев, во время богослужений он мог только присутствовать в храме и молиться как прихожанин. Он находился на левом клиросе, перед началом службы благословлял певчих и усердных прихожан.
Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 11 апреля 2006 г. в Собор новомучеников и исповедников Российских XX в. от Московской епархии был включён священноисповедник Феодосии (Ганицкий), епископ Коломенский. 3 мая по распоряжению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была образована епархиальная комиссия по обретению честных мощей святителя Феодосия, которой поручалось: «Обрести честные мощи священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского. Провести фото и видеофиксацию обретения святых мощей. Составить акт обретения честных мощей священноисповедника Феодосия. Обретённые святые мощи поместить в уготованный ковчег и перенести в Богоявленский Старо-Голутвин монастырь города Коломны».
16 мая 2006 г. честные мощи святителя были обретены. 6 октября 2006 г. Святейший Патриарх благословил разместить их в Старо-Голутвинском монастыре.
С 1906 по 1938 г. в храме с. Сушково служил, сначала диаконом, а потом священником священномученик Сергий Любомудров. Он родился 4 июля 1878 г. в с. Мышцы Касимовского уезда Рязанской губернии в семье священника Ивана Л юбомудрова.
В 1899 г. Сергей Иванович по окончании третьего класса Рязанской Духовной семинарии поступил псаломщиком в собор г. Пронска, где прослужил до 1906 г. 1 октября 1906 г. Сергий Любомудров был рукоположен в сан диакона ко храму в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Сушково Зарайского уезда.
В 1916 г. о. Сергия рукоположили во священника к тому же храму, где он прослужил до самого ареста в феврале 1938 г. Следователь НКВД в ноябре 1937 г. собрал необходимые для ареста показания лжесвидетелей.
В январе 1938 г. лжесвидетели были передопрошены другим следователем и подтвердили ранее данные показания о контрреволюционной и антисоветской деятельности священника. 6 февраля 1938 г. священник Сергий Любомудров был арестован Луховицким районным отделением НКВД и заключен в Коломенскую тюрьму.
В день ареста начались допросы.
16 февраля 1938 г. «тройка» НКВД приговорила о. Сергия к расстрелу. Священник Сергий Любомудров был расстрелян 21 февраля 1938 г. на Бутовском полигоне под Москвой.
Храм в с. Сушково был закрыт в советское время.
В 1989 г. передан общине верующих.
В нём сохранились резной трёхъярусный иконостас и роспись по штукатурке стен и потолка 2-й половины XIX в.
Адрес
улица Пушкина, 337, Луховицы, Московская область, 140500