С. Подсосино расположено в семи километрах от Лавры на правом берегу р. Торгоши. Село основано на пустоши, пожертвованной в Троице-Сергиев монастырь в 1432-1443 гг. Иваном Афанасьевичем: «и се аз Иван Афанасьев сын дал есмь в дом Святей Троицы в Сергиев монастырь игумену Зиновию с братией его в Радонеже свою пустошь Богородицкую, и с лесом, и с пожнями, и с береги, да пустошь Опалевская, и с луги, и со всем, что к тем пустошем потягло.

В писцовой книге 1594 г.: «Монастырь Богородицкой Подсосенье на речке Торгоше, а в нём церковь Успение Пречистыя Богородицы, да другой храм Воскресение Христово, древена вверх. А в церкви образы, свечи и книги – строение монастырское. Двор - поп Гаврило (ум. 1610 г. уже иеромонахом, принял постриг с именем Герасим), двор - пономарь Тренька. Да на монастыре ж 8 келий, а в них живут старцы-черноризцы. А крестьянских дворов показано 7, у монастыря же нетяглых 12 дворов, а в них живут королевины дети боярские и всякие дворовые люди… да под тем же монастырём мельница на р. Торгаше… а у мельницы мельник чернец Иона Редька…». По описанию 1590 г., в монастыре было 30 стариц, в том числе в 1-й половине 1588 г. приняла монашество вдова ливонского короля Магнуса, двоюродная племянница Иоанна, младшая дочь старицкого князя Владимира Андреевича, Мария Владимировна (в монашестве Марфа). По смерти невесты Магнуса - Евфимии - Иоанн Грозный предложил ему руку малолетней сестры её Марии с богатым приданым. Венчание состоялось в 1573 г. Король Магнус умер в 1583 г.
Она вернулась из Ливонии в Москву в 1586 г., её встретили с царскими почестями. Ей были пожалованы большие земельные владения (которые после её пострижения отошли в казну). Её малолетняя дочь Евдокия (ум. 18 марта 1589 г.) также попала в монастырь. В 1598 г. монастырь получил от царя Бориса Годунова жалование, царь велел увеличить штат инокинь до 30 и выдавать им с игуменьей ежегодно деньги из казны и продовольствие рожью и овсом из ближайших дворцовых сёл. В другой грамоте царь Борис пожаловал «Успенья Пречистой Богородицы девичья монастыря, что под Сосенками, игуменью Маремьяну Заболотскую с сестрами» в Тверском уезде сельцом Кузьминским с 11 деревнями, да селом Федуловым с 3 деревнями. Грамота эта подтверждена царями Василием Шуйским (1606) и Михаилом Феодоровичем (1613). Игуменья Маремьяна скончалась в 1608 г. В 1571 г. вдова Матрона, жена Григория Ивановича Заболотского, дала в Сергиев монастырь в Переславском уезде в Шуромском стане сельцо Новое с деревнями, «а в сельце храм Никола Чудотворец, и похочу аз постричися в черницы, и мене постричи у Пречистой под Сосною в монастыре и до смерти мене покоити, а Бог пошлёт подушу, и меня схоронити у Живоначальной Троицы в Сергиеве монастыре».
В Смутное время начала XVII в. инокиня Марфа вместе с другими инокинями Подсосенского монастыря и дворовыми людьми нашла убежище в монастыре преподобного Сергия, где в Успенском соборе и погребена (в 1617 г.), рядом со своей дочерью (1589). В синодике Сергиевской монастырской ризницы под 1609г. записаны имена «священноинока Кирилла - королевин поп, инока Дионисия - королевин дьячок, инокинь Марию и Евпраксию - из-под Сосны, Иллариона, Алексия, Прокопия и Никифора - служебники королевины». Монастырь запустел и больше не возобновился. Инокини Подсосенского монастыря переведены в Подольный Пятницкий монастырь. Согласно описанию 1622 г., в Подсосине стояла деревянная Успенская, церковь, построенная в 1616 г. Дионисием, архимандритом Троице-Сергиева монастыря, которому принадлежало село.
В 1619 г. построен и освящён придел Нерукотворного Образа Спасова.
В 1671 г. при архимандрите Феодосии II построена новая церковь, с употреблением материала от прежней. Феодосии до пострижения в монашество был приходским священником с. Подсосенье, а сделавшись настоятелем Троице-Сергиева монастыря (управлял с 1667 по 1674 г.), пожелал в своём бывшем приходе устроить более обширный и красивый храм. Из древнего церковного синодика с. Подсосенья о Феодосии известно: «род архимандрита Троицкия Сергиевы Лавры Феодосия, что был в селе Подсосенках поп Феодор арзамасец, коего иждивением в оном селе построены и утварью снабжены две деревянные церкви». Феодосии был уроженцем г. Арзамаса или одного из сёл его, из вдовых священников с. Подсосенья, постриженник Троицкий, был архимандритом Новгородского Юрьева монастыря, откуда в 1667 г. переведён в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался в 1674 г. и погребён близ преподобного архимандрита Дионисия. Архимандритом Феодосием, кроме Успенской церкви построена в Подсосенье ещё и другая, судя по описи села в 1784 г., во имя Святителя Николая Чудотворца.
В 1844 г. Никольская церковь разобрана и употреблена частью на пристройку к перенесённой в скит Успенской церкви, частью на дрова для построенной каменной.
В 1827 г. в селе, которое находилось во владении подполковницы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, и на её средства, была построена ныне существующая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Святителя Николая Мирликийского и Святых праведных Захарии и Елизаветы, с трёхъярусной колокольней (выстроена в 1831 г., разрушена в 1970-х гг.). Приделы освящены в 1830 г. наместником Лавры архимандритом Афанасием (Фёдоровым, управлял с 1818 по 1831 г.). «Он был из неучёных, ремеслом иконописец, долго заведовал иконописною школой при митрополите Платоне и образовал несколько искусных учеников, между которыми лучшим был художник Малышев, заступивший место Афанасия в заведовании школою. Прежде наместники Лавры назначались из префектов лаврской семинарии или из числа других учёных монахов. Когда архимандрит Никанор (Клементьевский)… из наместников Лавры поступил в должность ректора Вифанской семинарии, архиепископ Московский Августин по совету приезжавшего тогда в Лавру ревизора, доктора богословия архимандрита Филарета (впоследствии митрополита Московского), назначил наместником Лавры Афанасия…
В управлении Лаврой добрый старец был слишком снисходителен; когда говорили ему, что нужно держать монахов построже, он отвечал: «Ох, окаянные, окаянные, измучили они меня! А взыскивать не могу: сам я всех грешней». Он скончался 23 февраля 1831 г. Последняя болезнь о. Афанасия продолжалась недолго и не казалась опасною, но он имел какое-то предвещание о приближающейся кончине. В последний день его жизни, когда ректор Академии архимандрит Поликарп зашёл к больному и шутя звал его к себе на именины, о. Афанасий с весёлым лицом отвечал ему: «Сегодня же я зван на другой праздник; оттуда уже не ворочусь сюда». И действительно, во время обеда у ректора-именинника удары в царь-колокол возвестили о смерти наместника. Тело о. Афанасия было погребено за алтарём Сошественской церкви».
Сама церковь в с. Подсосенье была освящена инспектором Московской Духовной академии архимандритом Евлампием. Современник писал о нём: «Строгий аскет, он поставил себе за правило относиться всегда строго к малейшим проступкам студентов и держался этого правила с величайшим упорством. Он мог служить образцом строжайшего монашеского жития и был неутомим в церковной службе, чем дольше она продолжалась, тем ему было приятнее. Проповеди его были безмерно длинны… Лекции писал он самым тяжёлым языком, периодами, растянутыми до того, что на мелко исписанной странице редко встречалось более одной точки. Притом периоды эти были испещрены текстами в скобках. Студент на публичном экзамене принуждён был вставлять эти тексты в свой ответ, который растягивался оттого до безобразия. Это весьма не нравилось митрополиту, и Евлампий всякий раз получал от него выговор.
Вот образ мыслей его о поведении студентов (по сохранившейся собственноручной его записке): «Между студентами Академии усматриваются три порока: 1) поведение студента бывает «несообразное», если он заботится о своей наружности, старается уподобиться светскому щеголю, а не будущему служителю Церкви; 2) «безобразное» поведение обнаруживается в излишнем употреблении спиртных напитков; 3) признаки поведения «зло-образного»: недостаток повиновения и вообще уважения к начальству, дерзость и грубость. Первый из этих пороков наказывается напряжёнными увещаниями и выговорами, второй - постепенным понижением в списке, а третий требует изгнания из Академии. Только отец ректор много мешает», - прибавлял он, намекая на добродушие о. Поликарпа. Студенты очень не любили Евлампия за непомерную взыскательность, и эта нелюбовь продолжалась всё пятилетнее его инспекторство. Он не спускал без взыскания ни малейшей вины, и, может быть, многие из воспитанников подверглись бы исключению, если бы их не защищала благодетельная снисходительность отца ректора.
В Екатеринбурге, где он был викарием архиепископа Пермского, раскольники полюбили Евлампия за истовое, благоговейное и продолжительное богослужение; многие из них приходили к нему спорить о вере, но не слышно, чтобы кто-нибудь из собеседников присоединился к Православной Церкви.
Получив епархию в Орле, Евлампий был строгим архипастырем. Впрочем, его управление епархией было непродолжительно по следующему случаю. При проезде императора Николая Павловича через город Орёл Евлампий встретил его при входе в кафедральный собор и угостил длинной речью. Государь слушал её, стоя на открытом крыльце под дождём. Вслед за тем Святейший Синод запретил епархиальным архиереям произносить речи при встрече государя, а Евлампий был переведён из Орла в Вологду. Там он оставил по себе добрую память, вологжане говорят о нем как об архипастыре кротком, благочестивом, сострадательном к вдовам и сиротам. Каково было служение его в Тобольске, куда он был перемещён позднее,.с возведением в сан архиепископа, мне неизвестно. Но в последние годы жизни своей, на покое в свияжском Богородицком монастыре преосвященный Евлампий жил совершенным аскетом, постником и молитвенником. Некоторые из жителей Казани и Свияжска смотрели на него как на богоугодного святителя. Преосвященный Евлампий скончался на покое в свияжском Богородицком монастыре в 1862 г…».
Деревянная церковь стояла без службы и быстро ветшала. Местный священник в 1843 г. обратился к митрополиту Филарету с прошением «разрешить означенные церкви (кроме церкви Успения, в селе ещё стоял Никольский храм, построенный тоже в XVII в.) разобрать, а материал употребить для отопления нового храма». Владыка написал наместнику Троице-Сергиевой Лавры: «Деревянную церковь желательно сохранить, не придумаете ли, как могли бы мы сие сделать?» Это побудило наместника Лавры архимандрита Антония осуществить мысль об устройстве Гефсиманского скита, куда и была перенесена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Материал от Никольской церкви пошёл на ремонт Успенской. В советское время она разрушена.
Иконы, более замечательные по древности, были взяты в скитскую церковь. Пожертвованы частью Булгаковым, большей частью - Арсеньевой. В 1875 г. возобновлены лаврским иконописцем иеромонахом Симеоном.
Причт церковный до 1871 г. состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря. В церковном синодике записаны священники Филипп Фёдоров и Симеон Фёдоров, Алексей Иванов (1778-1785), Иоанн Данилов (1788-1800), Александр Фёдоров (1802-1811), Пётр Васильевич Лавров (1814-1855), Иоанн Николаевич Казанцев (1855-1863), Алексей Васильевич Поспелов (с 1865 г.). С 1871 г. дьяконское место закрыто.
В 1890-х гг. причт состоял из священника и псаломщика.
Священник Сергий Николаевич Казанский родился в Московской губернии, сын священника.
В 1894 г. окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2 разряда.
В 1894-1895 гг. был учителем и законоучителем в церковноприходской школе в с. Горки Дмитровского уезда.
В 1895 г. рукоположен во священника ко храму с. Подсосенье. В том же году назначен законоучителем Подсосенского начального училища. В 1897 г. был награждён бронзовой медалью за труды по проведению первой всеобщей переписи населения. У о. Сергия и его жены Любови Сергеевны было двое детей (Николай и Сергей).
Отцу Сергию сослужил диакон на псаломщицкой вакансии Николай Васильевич Лебедев (74-х лет).
26 января 1938 г. был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной повстанческой группе «монахов и бывших людей» проживавший в церковном доме настоятель храма с. Подсосенье иеромонах Митрофан (Михаил Алексеевич Преображенский). 14 февраля того же года он был приговорён тройкой УНКВД по МО к высшей мере наказания и 17 февраля 1938 г. расстрелян. Он родился в 1879 г. в с. Хомяково, ныне Сергиево-Посадского района Московской области, имел начальное образование.
Храм был закрыт.
В 1957 г. взорвана колокольня.
В 2000 г. храм возвращён верующим и восстанавливается.
Адрес
деревня Подсосино, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область