Не так давно друзья предложили выбраться на природу, а заодно побывать в доме с привидениями. Заманчивая природа и сельские призраки расположились всего в 50 километрах от Москвы по Дмитровскому шоссе. Если привидения обитают так близко, ехать надо безотлагательно.

Едем к призракам
Час-полтора пути — и мы в усадьбе Апраксиных. Добраться туда действительно несложно. Можно по Дмитровскому шоссе до Яхромы, там повернуть налево и ехать до Ольгово. А можно по Рогачевскому шоссе, но тогда придется повернуть направо в сторону Подъячево и ехать опять же до Ольгово. В первый раз мы добирались по Дмитровке.По дороге самый бывалый участник экспедиции поведал, что привидение в усадьбе непростое — призрак той самой Пиковой дамы, описанной Пушкиным. Якобы писал он ее с хозяйки дома, часто бывая в Ольгово на балах и театральных представлениях. «Ну, или что-то в этом роде», — легкомысленно скомкал докладчик исторический экскурс. Все оказалось и так, и не так.
Дух времени
И в первый, и в последующие визиты в усадьбу мы приезжали к одной и той же картине: забор и закрытые ворота с вывеской, извещающей о том, что дальше — территория частного владения. Тут главное без паники: отвори потихоньку калитку — и проходи, никто слова не скажет. А за забором почти сразу забываешь о привидениях, потому что оказываешься словно в другом измерении и совершенно точно в другом веке.Даже явная запущенность усадьбы и разрушенный особняк не портят впечатления, как и платная рыбалка на прилежащих прудах. Снисходит дух необыкновенного умиротворения, а некоторым, чего греха таить, так и хочется нахлобучить на себя кринолин.
Что случилось с особняком?
Руины особняка не оставляют сомнений: от былой роскоши действительно остался лишь остов некогда великолепного дворца. И вот что удивительно: еще в 50-х годах ХХ века здание было в более-менее приличном состоянии, ведь именно здесь снимали «Гусарскую балладу». Как же вышло, что за столь короткое в исторических масштабах время его настигла такая разруха?Оказывается, в 80-е памятнику архитектуры решили поменять крышу. Старую кровлю сняли, а заменить ее новой, как водится, не спешили, откладывая дело с лета на зиму и с зимы на лето, выясняя бесконечно, кто именно должен финансировать реставрацию. Тем временем подмосковная сырость и регулярные осадки кропотливо творили нынешний облик некогда роскошного строения XVIII века.
Когда мы попытались по кирпичной кладке фундамента взобраться повыше, чтобы заглянуть в пустые окна и полюбоваться остатками колонн и лепнины, из ниоткуда раздался громовой голос: «Стойте! Туда нельзя!» Конечно, мы тут же решили, что это тот самый призрак Пиковой дамы.
Но оказалась обычная женщина с ведром в руках, по виду дворник или уборщица. «Убьетесь же, — уже совершенно по-человечески проворчала она. — Кирпич осыпается, завалит».
Права, конечно. А мы вандалы, да к тому же лишенные инстинкта самосохранения. В последующие визиты мы с удовлетворением обнаружили, что здание окутали сеткой. И это правильно.
В поисках истины
Однако прежде чем продолжить прогулку по усадьбе, имеет смысл познакомиться с ее историей и разобраться наконец с духом пушкинской графини, витающим в этих местах. А история, согласно архивным записям, такова.В начале XVII века село Льгово (так раньше называли Ольгово) было пожаловано Дмитровскому воеводе Федору Васильевичу Чаплину, и его род владел им более ста лет. Позже село перешло семье Соймоновых, дочь которых вышла замуж за фельдмаршала Степана Федоровича Апраксина и в качестве приданного получила имение в Ольгово. В 1757 году (по другим данным — в 1747-м) у Апраксиных родился сын Степан, крестной которого стала сама императрица Елизавета Петровна.
При Степане Степановиче имение Ольгово достигло настоящего расцвета. А еще он был женат на Екатерине Голицыной, старшей дочери Натальи Петровны Голицыной, которая — вот оно! — и была прообразом графини в «Пиковой даме». И это подтверждает в своем дневнике сам Пушкин: «Моя Пиковая дама в большой моде: игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…»
Княгиня Голицына и правда часто гостила в имении зятя, где ей, если верить письмам, писанным из усадьбы, никогда не было скучно. Александр же Сергеевич, напротив, в Ольгово никогда не бывал, но здесь нередко гостили его дядя Василий Львович Пушкин и друг Петр Андреевич Вяземский. Возможно, они рассказывали поэту о княгине Голицыной, до весьма почтенных лет остававшейся нравной светской львицей.
Достойная расточительность
Имение в свое время вызывало восторженные отклики современников. Ансамбль его сложился как раз при Степане Степановиче Апраксине, который славился своим жизнелюбием, гостеприимством и щедростью на грани расточительства. Архивы свидетельствуют: на парадный обед здесь тратили более тысячи рублей, расходы на бал доходили до 25 тысяч (корова в те времена стоила не более 10 рублей).В 1786 году генерал Апраксин пригласил в Ольгово итальянского архитектора и художника Франческо Кампорези, который перестроил весь дворцово-парковый комплекс. Практически все, что осталось в имении, создано его руками. Не сохранились, правда, бумажная фабрика и псарня, хотя вопреки традициям эти надворные постройки тоже представляли архитектурный интерес.
Творения Кампорезе и сегодня встречают гостей при въезде в усадьбу — два стройных, но облезлых обелиска слева и справа от дороги. Едем дальше. С правой стороны остаются рига, амбары и скотный двор, вполне прилично сохранившиеся до наших дней. Если бы их не занимали арендаторы, устроившие здесь склады и магазины, было бы легче почувствовать атмосферу старинной усадьбы. По левую сторону — конюшни, конный двор, манеж (в усадьбе когда-то разводили орловских рысаков). Эти постройки вполне достойно выглядят.
Наконец, попадаем в парадный двор — через те самые якобы закрытые ворота. Слева — разрушенный особняк, соединенный, согласно идее Кампорезе, с южным и северным флигелями общим цоколем. Северный флигель архитектор сооружал для театра с ложами в несколько ярусов. Театр Апраксиных был известен не только в округе: многие известные актеры, певцы и музыканты, приезжавшие в Москву, считали за честь приглашение в Ольгово.
Напротив располагаются корпуса для холостой прислуги, которые тоже сохранились гораздо лучше главного особняка. Теперь вместо дворни тут отдыхают наши современники, приехавшие на платную рыбалку и катание на лошадях. Круг для разворота экипажей окаймляют семь огромных дубов, возраст которых, по мнению дендрологов, составляет около 200 лет.
Раньше это был корпус для прислуги, а сейчас — номера для отдыхающих.
Между корпусами для слуг находится башня въездных ворот. Раньше в усадьбу можно было заехать и со стороны Введенской церкви (полное название — Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы), построенной в 1715 году и в 1828-м перестроенной. До церкви можно дойти пешком, если есть охота к долгой прогулке.
Несколько лет назад в центральной части имения, где раньше находился фонтан, стоял — вернее, сидел — памятник Ленину. Сидел он этак пригорюнившись, и в кустах да в темноте его вполне можно было принять за привидение. Только это был призрак совсем другого времени, к тому же сейчас Ленина убрали.
Природа под замком
Между корпусом для дворни и северным флигелем — выход к Черному пруду, абсолютно чудесному, с островком посередине. Перейти на островок можно по кривоватому подвесному мостику, неоднократно рушившемуся в половодье, и там постоять, любуясь красотой дубов и кленов. Раньше, в апраксинские времена, никакого мостика на остров не было, он назывался Островом Любви, а парочки приплывали сюда на лодке, что гарантировало уединение.Когда-то в усадебном парке был целый каскад прудов, соединенных между собой единой ирригационной системой. У апраксинских прудов забавные имена: Белый Воробей, Черный Воробей, Розовый, Малиновый, Сельский. Жаль, но происхождение названий этих «Воробьев» мы так и не выяснили.
Пруды Черный, Белый и Малиновый Воробей сохранились в более-менее удовлетворительном состоянии, хотя явно нуждаются в чистке. На Малиновом Воробье в теплое время года можно купаться, есть даже небольшой пляж.
На Белом Воробье когда-то были фонтаны и скульптуры из кипенно-белого мрамора и плавали белоснежные лебеди. Сегодня вместо лебедей — черные коряги, все затянуто обильно разросшейся ряской. Из малых архитектурных форм сохранился только каменный грот на краю канала выше Белого Воробья. Мы чуть было не забыли, что приехали в поисках привидений, и тут Ольгово нас удивило: в романтичном полумраке заброшенного и абсолютно пустого грота мы увидели неизвестно кем и для чего зажженные белые свечи! Не буду описывать нашу бурную реакцию. Надеюсь, читатели не усомнятся в том, что нам в тот же миг стало понятно: нас приветствовала сама Графиня!
Грот — последнее место, куда теперь можно попасть вблизи прудов. Сегодня Белый Воробей используется для разведения толстолобика, что, как говорят специалисты, полезно: предотвращает зарастание водоема. Поэтому остальная территория обнесена сетчатым забором, за которым начинается территория платной рыбалки. Там, конечно, хорошие люди работают, доброжелательные, да и рыба наверняка вкусная и полезная. Но как-то жаль, что часть парка в последние годы стала недосягаемой.
Когда-то несколько гектаров Апраксинского парка занимал санаторий «Радуга» — сохранился даже трехэтажный корпус в узнаваемом позднесоветском стиле, особенно унылом на фоне исторических построек. Но они уживались долгие годы. А вот платная рыбалка с памятниками культуры не уживается. Что сказал бы по этому поводу генерал Апраксин? И куда смотрит призрак графини Голицыной?
© Елена Орлова
Приведения 2019, 2020, 2021 – там будут видео очевидцев реальных съемок. Переключать картинки типа фото или видео.
Призраки животных, или человекообразных, или других видов (изуродованные включительно). Так же существуют они же в виде белого облака, серого, чёрного. И в виде шаровых молний. Они ходят сквозь предметы и стены. Их сущность реальна, но не материальна, но может сохранять микроплотность от бывшего тела. Грубо говоря, это те же мёртвые, но только без тел. Я их не вижу, но я о них помню. И знаю, как они могут выглядеть: они не имеют ног, могут и сменить постоянную форму; бесцветные, прозрачные, светящиеся, постоянного цвета не имеющие. Большинство из них – как облака или образ человека в виде прозрачности, плавающий, как над свечкой. Не имеют постоянного пола, они же в теле – душа, без тела – это дух, призрак, привидение. Душа многоструктурирована и меняет местоположение, поэтому её фиксируют камеры в движении. В них мало кто верит. Но следующие жизни у каждого существуют, и реинкарнация, и воплощения никуда неизбежно не деваются. Есть жизнь после смерти. Когда мёртвые освобождаются от тела, они могут выглядеть так, как описано выше, и так далее. Они жили, были и были, и будут все жить. Пока не раскрошатся… Радуются и они радуются, без острой боли. Я их всегда вижу, когда погибаю, после каждой смерти, после прошлой смерти перед этой жизнью я был с ними. Кажется, увидим родственников после смерти, а там будут те, кто будет рядом и проведут в жизнь. Например, стоишь на дороге, машина сбила, тело улетело с машиной, душа сократилась, превратясь в духа, и смотрит, чувствует и счастлива, что движется дальше. Но беда одна: ты становишься полностью невидимым, таким, что люди тебя многие не видят, и ты сам себя не видишь. Но ты продолжаешь движение и видишь другие тучки таких же призраков, типа приведений, как и ты. И через какое-то время вновь попадаешь в утробу матери, или икринку, или яйцо, или листочек дерева – тебя создают из того, во что ты или иную форму жизни. На твоей душе, как принтером, только от одной клетки, две, четыре, шесть, восемь, двенадцать, четырнадцать... По две клеточки, потом по четыре, и так выстраиваются на душе ряды новой биоматерии, да, даже после смерти. И все эти призраки, так скажем, будут опять живыми именно поэтому. Я их помню, радуюсь за них. Хорошо, что пока они мне себя не показывают. Они могут мне стать видимыми. Такие призрачные сущности живут на Венере. Там иная атмосфера, бестелесная, и на других планетах. Просто человеческий орган зрения их не чётко видит, потому что привидение переливается в пространстве, как бы микро-частицы из нейтрино, назовем это условно, из одного живого гена в структуре со множеством функциональных и множества отключённых или неподвижных, заряжающихся от него, неподвижных и подвижных, точь-в-точь таких же. Эта сущность хранит память без мозга, не в мозгу, а в солнечном сплетении память. И не лишь, но не без помощи мозговой активности, которая поддерживает функции всего организма, не автоматической и автоматической, само движущейся, самовосстанавливаемой, не только при помощи важных чувств и силы духа и души. Смейтесь от души глубоко, потому что это кажется страшной темой. Не боясь, печатаю всё свои прошлые смерти, зная понимание своих и других прошлых жизней, и мне это даёт уверенность в наших будущих жизнях. Небояться невозможно, но и привыкнуть к ним нельзя. Мы должны их знать и верить, потому что они такие же, как мы, они будут в следующей жизни, как мы, а мы после смерти – как они. Только каждый по-своему времени. Умираешь – куда ты денешься? Когда раздеваешься, выходя из тела. А ты увидишь то же солнце, на той же планете. Почему? Видят яркий свет, когда в теле умирают в клинической смерти, они видят тот же свет в тоннеле своего тела. Слыша много раз пожелание «царствие небесное», мне сейчас то видно продолжение его. Что? Живые есть в этом царствии небесном! Вы же, так называемый тот свет, где? В этом же мире он един для всех. Частично прозрачные, мы их не видим. Нет голосовых связок, и мы их не слышим. Но что не существуют, я так не скажу. Их могу только показывать, потому не казать. Их, видимо? Невидимо их много. Они среди нас, они друг другу помогают, как мы, заряжаются и плачут, и да, на небе. Но тут не надо плакать. Тут можно уже смеяться. Тем им тоже непривычно. Невидимость их уже самих пугает: люди прямо сквозь них ходят. Вокруг видят, а себя не видят. Но радует без тела, но живёшь. Встретился мне призрак, я... Меня нет. Он – ты, как я смотрю, а они как призраки. Умерев, уже вернулся в то место, где и знал свои дела, взял ручку, не смогось. Рука проскальзывала сквозь ручку. Но другие призраки меня провели и научили сходить сквозь стены. Но было страшно ходить сквозь стены, потому что мы привыкли, что стена плотная, но не так, когда ты типа призрачный. Да, ты проникнешь и попробуй на руках. Пробуя, рука проникала сквозь стену. Знаешь, как проникает рука сквозь стену? Вспомнишь? Та часть остаётся за той же стеной.