Собор Василия Блаженного – самый красивый храм Москвы и самое главное украшение Красной площади. Эта церковь стала единственным в своем роде сооружением Москвы XVI века. Она настолько красива и нарядна, что иностранные путешественники, возвращаясь из Москвы, рассказывали своим соотечественникам только о ней. Собор Василия Блаженного производит самое яркое впечатление! Это символ сказочного или даже райского города. Это воплощение «небесного Иерусалима», который часто изображался на древнерусских фресках и иконах. Это воплощенный в камне праздничный церковный благовест.
В том же 1552 году войско Ивана IV взяло Казань – столицу Казанского ханства. В память об этом царь приказал построить величественный собор. Мастера Барма и Постник Яковлев возвели восемь храмов, симметрично размещенный вокруг главного девятого. К слову, сегодня исследователи сходятся во мнении, что архитекторы собора – одно и то же лицо: Иван Барма по прозванию Постник. Строительство завершилось в 1561 году. Говорят, что Иван Грозный настолько был пленен красотой собора, что велел ослепить Барму и Постника, чтобы они не создали больше ничего подобного. Однако это не более чем легенда, потому что «ослепленный» Постник позже участвовал в строительстве Казанского Кремля.
Построенный храм получил название Покрова Богородицы на Рву, потому что именно в день Покрова произошло взятие Казани. В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, в которой оказалась могила святого Василия. Именно тогда собор получил свое традиционное название. Изначально храм не был таким ярким, как сейчас, и его палитра ограничивалась только белым и кирпичным цветами. Многоцветный декор, придавший собору «пряничный» характер, появляется в XVII веке. Примерно тогда же строятся изящные крыльца, украшенные шатрами, и колокольня, существующая и теперь. В XVII веке собор Василия Блаженного состоит уже из одиннадцати церквей.
С тех пор храм, если и перестраивался, то незначительно. До наших дней он дошел как памятник двух столетий – XVI и XVII. В 1812 году, во время нашествия на Москву французов, собор Василия Блаженного был разграблен. Говорят, Наполеон, уходя из Москвы, хотел забрать чудесный храм с собой, но, конечно, даже Наполеону это было не под силу. Тогда император повелел взорвать собор, чтобы он не достался никому. Прогремел взрыв, но случилось настоящее чудо, и храм остался практически невредимым. Восстанавливал собор в 1817 году великий архитектор Осип Бове. На протяжении XIX века храм несколько раз реставрировался.
После Октябрьской революции, когда советское правительство начало закрывать и разрушать храмы по всей стране, несколько раз собор Василия Блаженного находился на грани уничтожения. В начале 1930-х годов Лазарь Каганович, руководивший генеральным планом реконструкции Москвы, предлагал снести собор Василия Блаженного, чтобы расчистить место для демонстраций, парадов и автомобильного движения. Существует легенда, согласно которой однажды Каганович пришел к Иосифу Сталину с макетом Красной площади и рукой сбил собор Василия Блаженного со словами: «А если бы его – р-раз!» На что Сталин ответил: «Лазарь, поставь на место!».
Несколько лет спустя опять среди высоких чиновников СССР опять появилось предложение разобрать храм. На его защиту встал выдающийся русский реставратор Петр Барановский. «Это безумие и преступление! Безумие и преступление одновременно. Если снесете – покончу с собой» – так отреагировал Барановский на известие о судьбе собора. Возможно, советское руководство испугалось, что самоубийство великого ученого вызовет в мире общественный резонанс. Собор Василия Блаженного уцелел и в нем разместился филиал Государственного Исторического музея. И сегодня храм находится в совместном пользовании музея и РПЦ.
Собор Василия Блаженного – это главнейший символ Москвы и самая живописная ее достопримечательность. Обратите внимание, что храм не имеет ярко выраженного главного фасада. Изначально он был рассчитан на всестороннее обозрение, на круговой обход как снаружи, так и внутри. Интерьеры собора – тесные лабиринты с внутренними лестницами. Храм как будто представляет собой законченный, четкий и динамичный узор. Ему присуще единство мотивов архитектурного оформления фасадов с яркими, выразительными деталями. Это богато украшенные фасады с треугольниками, квадратами и арками. И конечно, разноцветные луковки куполов, знакомые всем с самого детства.
Адрес
Красная площадь, 7, Москва, 109012