Первая церковь в с. Беседы на р. Москве, по преданию, была построена великим князем Московским Дмитрием Донским после возвращения с битвы на Куликовском поле в память о славной победе, дарованной Богом. Название села предание объясняет так: великий князь, двигаясь с войском навстречу хану Мамаю, собрал здесь на беседу, то есть на военный совет, князей и воевод.

Своим возвышением Годуновы обязаны Дмитрию. Он и его брат Фёдор (отец будущего царя Бориса Годунова) совместно владели небольшой вотчиной в Костроме. Потом стали вяземскими помещиками. Фёдор умер, и Бориса взял на воспитание дядя, Дмитрий Иванович. В это время царь Иоанн Грозный взял Вязьму в опричнину, его подручные там произвели «перебор людишек». В присутствии особой комиссии каждый вяземский дворянин должен был дать показания о своём происхождении, родстве жены и дружеских связях. В опричнину набирались незнатные дворяне, а тех, кто дружил или состоял в родстве со знатными боярскими и княжескими фамилиями, лишали поместий и высылали из уезда: царь создавал себе новое, опричное окружение. Так Дмитрий Иванович оказался при дворе, Борис оказался там подростком, его сестра Ирина воспитывалась при дворе с 7 лет. Она была ровесницей царевича Феодора Иоанновича.
Новую Думу возглавил боярин Алексей Басманов, главными приказами руководил оружничий Афанасий Вяземский, ясельничим был Петр Зайцев, постельничим - Василий Наумов, но он вскоре умер, и важный пост занял Дмитрий Годунов. Постельный приказ заботился о быте и повседневной безопасности царя, подборе слуг, охране дворца. Постельничий, он же начальник внутренней стражи, ночью ложился с царём в одном покое.
Творцы опричнины - Басманов, Вяземский, Зайцев - стали её жертвами, Дмитрий Годунов уцелел. Волна террора вынесла наверх таких авантюристов, как Малюта Скуратов и Василий Грязной. Малюта, расчищая себе путь к власти, инспирировал чудовищный новгородский процесс. В походе на Новгород участвовал и Дмитрий Иванович. Малюта, ища дружбы с ним, выдал свою дочь замуж за Бориса. Годуновы и Скуратовы любой ценой хотели породниться с царской семьей. Удалось женить старшего сына Грозного, Иоанна, на Евдокии Сабуровой (Сабуровы и Годуновы - одного рода). Через год Евдокию Сабурову отослали в монастырь. Малюта Скуратов погиб на Ливонской войне. Дмитрий Годунов устроил брак Ирины Годуновой с царевичем Феодором Иоанновичем. Иоанн Грозный реорганизовал опричнину.
Была образована Дворовая Дума, во главе её поставлены боярин Василий Умной Колычев и окольничий князь Борис Тулупов. Они погибли, Дмитрий Годунов стал окольничим. В 1571 г. царь в гневе ударил старшего сына, царевич скончался. Иоанн Грозный раздал монастырям огромные суммы на помин душ погубленных им людей, простил опальных, издал указ, грозящий страшными пытками дворовым за необоснованный донос. В царствование Феодора Дмитрий Иванович - наместник Новгородский. Ему царь пожаловал многие лучшие подмосковные земли и поместья, среди которых было и дворцовое с. Беседы. Болезненный Феодор скоро умер, царём земский собор избрал Бориса, и при венчании его на царство Дмитрий Иванович стал конюшим - первым по старшинству среди бояр. Дядя и племянник умерли в 1605 г. Но Дмитрия Ивановича похоронили с почётом в родовой усыпальнице Годуновых в Ипатьевском монастыре, а прах Бориса самозванец велел вынести из царской усыпальницы, Архангельского собора в Кремле, и похоронить с бездомными нищими в Варсонофьевском монастыре (позднее перезахоронен в Троице-Сергиевом монастыре).
Дмитрий Иванович построил в своём селе каменную церковь в честь Рождества Христова на том месте, где стояла старая, деревянная. Небольшой, но величественный храм, бесстолпный одноапсидный, стоит на высоком подклете, нижний каменный четверик переходит в восьмигранное основание открытого внутрь высокого шатра. Белый камень для подклета, четверика и апсиды привезён из Мячковской каменоломни, тщательно обтёсан и стал облицовкой как внутренней, так и внешней сторон церкви, верхняя часть которой сложена из кирпича. В строительстве принимал участие Борис Годунов, щедро жертвуя деньги и строительный материал, а впоследствии дорогую церковную утварь. Сооружение храма завершено в 1598-99 гг. Первоначально здание окружала каменная открытая галерея-паперть с одним западным входом, над которым высилась звонница. Паперть соединяла два небольших придела, которые были освящены в честь великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Иоанновича, и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Димитрия Годунова, владельца Бесед. Третий придел, в подклете, был освящен в честь преподобной Феодосии. У Феодора Иоанновича и царицы Ирины была дочь, крещённая Феодосией и умершая в раннем возрасте. Она приходилась племянницей Борису Годунову.
После смерти царя Бориса последовало падение рода Годуновых, а затем и страшная смута на Руси. В писцовых книгах по Московскому уезду за 1628 г. сказано, что с. Беседы - вотчина боярина, князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого. Но сам он, один из организаторов 1-го ополчения для освобождения Москвы от поляков (и до избрания царя он совместно с князем Д.М. Пожарским правил государством), умер ещё в 1625 г. воеводой в Тобольске. В 1635 г. село было за его вдовой, княгиней Анной Васильевной (ум. 1655), «а в самом селе церковь каменная Рождество Христово, да придел Селунского, да Феодора Стратилата, да преподобной Феодосии».
В 1646 г. Беседы стали дворцовым селом. «Некогда в церкви стояло царское место. Судя по вкладам в храм села царя Алексея Михайловича, сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты…» Об усердии к этому храму царя Алексея Михайловича свидетельствуют два его вклада - богослужебные книги. На листах Евангелия напрестольного, напечатанного в Москве в 1658 г., царской рукой было написано: «… В лето 7176, августа в 31 день Великий государь царь и Великий князь Алексей Михайлович всея малыя и велия России Самодержец пожаловал сию книгу Евангелие напрестольное в бархатем с евангелисты медными, в переплете, в Московский уезд, в свое Государево дворцовое с. Беседы, в церковь Рожество Христова из Приказа большого дворца». На запрестольном кресте имеется надпись: «Освящена церковь Рождества Христова в лето 7161 (1653 г.) при державе Благоверного и Христолюбивого Государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея России Самодержца, при святейшем патриархе Никоне Московском и всея Руси, святил церковь протопоп Макей села Коломенского мая во 8 день…». Новое освящение церкви говорит о том, что до этого какое-то длительное время в ней не совершались богослужения, или, как говорили в старину, церковь «стояла без пения»…
В 1765 г. императрица Екатерина II пожаловала с. Беседы и с. Остров графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому (1735-1807). После его смерти Беседы стали приходить в запустение. В 1815 г. старая каменная паперть, сооружённая когда-то вокруг храма, была разобрана и с южной стороны пристроен небольшой придел в честь святого пророка Илии. В 1820 г. построен более обширный северный придел Покрова Пресвятой Богородицы.
Одновременно сооружалась трёхъярусная колокольня, увенчанная высоким шатром. В 1882 г. внутри церкви была выполнена настенная роспись в академическом стиле. Приделы в честь Покрова Божией Матери и пророка Илии после пожара 1988 г., в ходе восстановительных работ обновлены росписью и сооружением нового иконостаса в правом Ильинском приделе. В 1930-х гг. храм был закрыт, его нижнее (где находилась церковь) и прилегающие помещения превращены в овощехранилище.
В 1943 г. храм Рождества Христова возвращён верующим.
Силами прихожан восстановлена церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в нижней части.
Адрес
село Беседы, 115Ю/1, Ленинский городской округ, Московская область, 142717