В 1817 г. крепостной мельник и плотник Григорий Михайлович Цуриков (1782-1852) состоял на откупе у своего барина Павла Ивановича Голохвастова, проживавшего в своём поместье Покровском-Рубцове близ Ново-Иерусалимского монастыря Московской губернии Звенигородского уезда, и арендовал у экономических крестьян деревни Ивановской того же уезда пустопорожнюю землю на реке Истре, негодную для полевых работ. Земля же эта, носившая название «Коровий брод», служила крестьянам местом для прогона скота на водопой…
Такой напор воды был нужен Цурикову для приведения в движение построенной им здесь мельницы. Перед плотиной образовалось глубокое водохранилище, излишки воды которого сбрасывались в ту же Истру по вырытому Цуриковым обводному каналу, оканчивающемуся значительно ниже плотины. А перед плотиной образовался теперь переезд - «брод», к которому подходила дорога от Московского шоссе и так называемой Павловской слободы, где имелась казенная суконная фабрика.
Для себя же и для своей семьи Цуриков построил недалеко от мельницы на берегу канала избу, куда и переселился. Цуриков никогда не молол на своей мельнице муку, но промывал на ней сукна, которые доставлялись ему с этой целью с суконной фабрики в казённом Павловском. А поэтому понятно, почему мельница Цурикова никогда не называлась «мельницей», а называлась «мелющей». Казённая фабрика этот труд Цурикова оплачивала и стала давать ему значительный доход. Так было, положено начало Ивановской суконной фабрике.
Через несколько лет после постройки Цуриковым плотины и мельницы на Истре, предприятие его оказалось настолько прибыльным, что он… задумал организовать близ д.Ивановской собственное суконное производство». 1837 год считается официальным началом работы Ивановской суконной фабрики. Поначалу Цуриков занимался только промывкой и валяньем сукон, получаемых им с Павловской казённой фабрики, и от Шапошникова, имевшего фабрику в Лихоборах, под Москвой.
В 1830 г. Цуриков установил ручные ткацкие станки и начал самостоятельно вырабатывать сукно. Работа на фабрике производилась постоянно, кроме небольших перерывов на Святой и Фоминой неделе, одного дня Рождества и трёх - масляницы. По сведениям 1864 г., Ивановское входило в Никулинскую волость Ведомства государственных имуществ Звенигородского уезда. В это время здесь было имение Воскресенского, 2-й гильдии, купца Павла Григорьевича Цурикова (1812-1878). Первыми рабочими у Григория Цурикова были ткачи закрывшейся в то время Дютьковской (Звенигородского уезда) фабрики. Приблизительно с 1835 г. в управлении фабрикой стал принимать участие сын основателя Павел Григорьевич Цуриков. Он жил в Ивановском, в деревянном доме у фабричных ворот. В «Атласе промышленности Московской губернии» Л. Самойлова (М., 1845) он уже назван владельцем фабрики.
В 1837 г. Павел Григорьевич венчался в церкви Петра и Павла с. Лужки с жительницей Воскресенска, дочерью коллежского асессора Анной Сергеевной Мингапёвой (1818-1907, похоронена в Воскресенском монастыре, сохранившийся до нашего времени памятник украшен мозаикой по рисунку В.М. Васнецова). Благодаря природному уму и настойчивому труду П. Г. Цуриков стал миллионером, дворянином, статским советником.
Фабрика, постепенно разрастаясь, достигла полного расцвета после Крымской войны 1855 г., очевидно, значительно поддержанная армейскими заказами. Она стала одной из главных в России по своим оборотам.
Фабрика славилась преимущественно выделкой дешёвых суровых сукон, до 2 руб. за аршин. Такое же дешёвое сукно при том же качестве не мог сделать больше никто ни в России, ни за границей. В армяки цуриковского сукна одевалась в свое время вся извозчичья Москва. Сукну этому не было износа. Благодаря своим добротным постройкам, с архитектурными украшениями, - карнизы и обрамления входов кирпичных строений были сделаны из белого камня, сочетание красного кирпича и белокаменной отделки окон и дверей было очень красиво, - фабрика получила в народе название «красавицы-фабрики». На ней были построены добротные здания: налево, у вхо да в главные ворота, - дом с башенками и балкончиками- хозяина фабрики, окруженный парком, цветниками и оранжереями. Ближе к плотине -помещение народного дома, на дорогу выходила длинная стена фабричных складов, были построены здания директорского дома, корпуса квартир для служащих и спален для рабочих; здание магазина было украшено башенками и часами.
Даже сараи и конюшни в Ивановском были капитальными строениями, выстроенными из кирпича.
Живописное расположение, красивые фронтоны главных фабричных корпусов, выкрашенные в темно-красную краску с белыми продольными полосами, архитектурные украшения в виде ваз, гербов, и т.п., деревянные, окрашенные под кирпич, красивые будочки для писсуаров и ретирад, производят отрадное впечатление.
Фабричный двор содержится чисто. Пред одним из главных фабричных корпусов устроен даже фонтан, пускаемый по временам. Для рабочих на фабрике устроены баня, школа и больница (по состоянию на 1882 г.), есть харчевой амбар, откуда желающим отпускаются в кредит мука, соль, крупа и масло.
До 1880-х гг. фабрика продолжала работать на ручных станках с 11-часовым рабочим днём.
В 1880 г. годовой оборот фабрики оценивался в 416 000 руб.
В 1887 г. фабрику приобрёл у вдовы Цурикова Максим Ефимович Попов, московский купец, владелец суконных магазинов на Ильинке, бывший советником и помощником в суконной торговле сначала Григория Михайловича, а затем и Павла Григорьевича Цуриковых, женатый с 1843 г. на сестре Павла Григорьевича, Матрёне Григорьевне Цуриковой.
В 1868 г. (29 сентября), в 7-вёрстном расстоянии от г. Воскресен-ска, был освящён каменный, с таковою же колокольней, храм во имя Успения Божией Матери, близ Ивановской суконной фабрики. Этот храм, привлекавший в течение не одного десятилетия взоры многих архипастырей, храмоздателей и любителей церковного украшения как выдающийся по своей архитектуре и богатству, заслуживает того, чтобы сделать его описание и вспомнить о его создателе. Строитель храма, Павел Григорьевич Цуриков, родился в январе 1812 г. в крестьянской семье, небогатой по своим доходам, но богатой по своей нравственности.
Воспитанный с юности в духе православной веры и нравах строгой нравственности, он остался таким же и в то время, когда стал обладать своими средствами, более или менее значительными, когда он уже имел собственную суконную фабрику, близ которой и построен им храм. С этого времени, можно сказать, в нём даже больше проявились религиозные и нравственные потребности благочестивой души его. Он начинает жертвовать из своих средств, так же как и его родитель Григорий Михайлович, на украшение соседних храмов и обителей.
Благотворительность Павла Григорьевича, унаследованная от благочестивого родителя, стала принимать всё большие размеры и вскоре сделалась известной всей России. В пяти верстах от Ивановской фабрики есть небогатая женская Аносина обитель; в эту обитель отец Павла Григорьевича Григорий Михайлович ежегодно жертвовал целый обоз с хлебом и крупою в день Благовещения. По имени благотворителя из обители Аносиной никто не знал, только по смерти его сын, Павел Григорьевич, сказал в монастыре, что ваш благодетель умер, молитесь о рабе Божий Григории. Сам Павел Григорьевич, как любитель церковного богослужения, желал, чтобы и работающие на его фабрике не оставались без богослужения под воскресные и праздничные дни. Для этого из с. Лужков, куда в приход принадлежала фабрика, он стал приглашать на фабрику свою причт для служения всенощного бдения. Но этого мало. Ему хотелось, чтобы все трудящиеся на фабрике, а равно и сам он посещали Божественную литургию. Но где же посещать? Храмы далеко. Сообщение неудобно. И вот у него появилась мысль и душевное желание построить свой храм.
Настал 1864 г., в котором и суждено было осуществиться желанию Павла Григорьевича. О своем решительном намерении построить свой храм он открыл самому близкому дли него человеку — своей супруге Анне Сергеевне, которая, вполне сочувствуя его святому желанию, дала совет не медлить совершением этого святого дела. В том же 1864 г. Цуриков испросил разрешение на построение храма близ своей фабрики на собственные средства у Епархиального начальства и немедленно, по получении разрешения, приступил к построению его.
Соорудив близ своей фабрики храм в честь Успения Божией Матери, храмоздатель не оставлял его до самой своей кончины как своею заботой об украшении, так и своим посещением. Он, как любитель церковного богослужения и человек глубоко верующий, не пропускал ни одной Божественной литургии. Также он исходатайствовал перед Его Высокопреосвященнейшим митрополитом Иннокентием разрешение под дни воскресные и праздничные совершать всенощное бдение с торжественным звоном для фабричного населения. Кроме того, сам поставил за правило, чтобы в его храме 4 раза или, по крайней мере, 3 раза на буднях в неделю совершалась литургия, за которой всегда его можно было видеть молящимся.
В 1868 г. святой храм в с. Ивановское посещали: митрополит Московский Иннокентий, преосвященный Леонид, епископ Дмитровский - 2 раза. Преосвященный Пётр в 1869 г. Преосвященный Леонид, епископ Дмитровский в 1870 и 1871 г., 2 раза в 1872 г. Преосвященный Леонид 2 раза и митрополит Иннокентий в 1873 г. Преосвященный Леонид, епископ Дмитровский в 1874 г. Митрополит Иннокентий и епископ Леонид в 1875 г. Епископ Леонид в 1876 г. Епископ Никодим.
В 1878 г. - Игнатий, епископ Можайский, совершивший отпевание храмоздателя, и преосвященный Алексий Можайский.
В 1881 г. - митрополит Макарий и преосвященный Алексий.
В 1883 г. - митрополит Иоанникий.
В 1884 г. - преосвященные Мисаил, епископ Можайский, и Алексий, епископ Дмитровский.
В 1885 г. - преосвященные Алексий, епископ Дмитровский, и Александр, епископ Можайский. В 1891 г. - преосвященный Иоанникий, митрополит Московский (летопись церкви).
Главный храм, холодный, в честь Успения Божией Матери, построенный храмоздателем на горе, окружённой сосновым бором, имел при себе, кроме означенного, два придела, тёплые: на правой стороне посвященный Св. Николаю, а на левой - Преподобному Павлу Фивейско-му (празд. 15 Января) — святому, имя коего носил храмоздатель.
«Сей св. храм основан был в 1864 г., 25 июля, с благословения митрополита Московскаго Филарета, грамота коего, данная храмоздателю Цурикову, гласит следующее: «Божиею Милостию Смиренный Филарет Митрополит Московский: По благодати, дару и власти Всесвятаго и Животворящего Духа, данной нам от самого Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа чрез святыя Его Апостолы и наместники и преемники, благословляем мы Почетному гражданину Воскресенскому 1-й гильдии купцу Павлу Григорьевичу Цурикову на иждивение его построить при деревне Ивановской Звенигородского уезда новую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя тёплыми приделами: одним во имя Святителя Николая, и другим во имя Преподобного Павла Фивейского, с таковою же при ней колокольнею, с образованием при сей церкви и нового прихода из крестьян означенной деревни Ивановской и жителей суконной фабрики его Цурикова, состоящих ныне в приходах церквей Петро-Павловской села Лужков и Ильинской с. Ильинского на Городищах Звенигородского уезда, и с учреждением особого причта, с тем
1) чтобы построение сие было произведено во всём согласно с одобренным проектом, под смотрением архитектора, имеющего о своих познаниях в архитектуре и строительном искусстве законное удостоверение, и под наблюдением местного благочинного села Ильинского на Городищах, священника Иоанна Покровского;
2) чтобы здание храма по подобию прочих церквей обращено было алтарём на восток, престолы и жертвенники были узаконенной меры вышиною одного аршина шести вершков, а длиною и шириною сообразно с потребностью и пространством алтарей и
3) чтобы по построении храма сего благочинный и г. Цуриков просили разрешения на освящение оного с приложением описи храма и его имущества, как-то: священнослужебных сосудов, ризницы, книг и прочих принадлежностей священнослужения; о чём сия грамота за нашим подписанием с приложением печати и дана в царствующем граде Москве тысяча восемьсот шестьдесят четвертого года Майя в 12 день».
В сем же году, июля 25 дня, с благословения Его Высокопреосвященства приступлено было к построению храма. Земля для постройки храма и для домов будущих священно-церковнослужителей в количестве 8 десятин и двух сот саженей, из коей 4 д. 1600 саж. покрыты сосновым лесом, была ещё заранее приобретена храмоздателем Цуриковым у крестьян дер. Ивановской, за которую тем же храмоздателем внесён капитал крестьянам дер. Ивановской для обеспечения их от оброков в количестве 20 000 р. Работы по построению храма, начатые в 1864 г., были окончены в 1868 г. и храм совсем был готов к освящению, которое, с благословения Его Высокопреосвященства митрополита Иннокентия, и состоялось в 1868 г.
29 Сентября, в воскресный день. Освящение храма было торжественное: накануне освящения храма было совершено всенощное бдение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Леонидом, епископом Дмитровским. В самый день освящения к литургии изволил прибыть Высо-копреосвященнейший Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, который освящение настоящего храма во имя Успения Божией Матери и совершил лично, в сослужении Преосвященного Леонида, епископа Дмитровского, викария Московского, и Преосвященного Петра, члена Московской Синодальной конторы, настоятеля Ставропигиального Воскресенского монастыря, именуемого Новый Иерусалим. Приделы же сего храма, по благословению Владыки, митрополита Иннокентия, были освящены в тот же день: с южной стороны во имя Святителя Николая наместником Звенигородского Саввино-Сторожевс-кого монастыря игуменом Галактионом, который пожертвовал ко дню освящения храма богатое облачение, а с северной стороны во имя Преподобного Павла Фивейского священником сего храма благочинным Иаковом Волхонским.
Погода в день освящения храма была прекрасная. Стечение молящихся из окрестных сёл и деревень было столь велико, что храм не мог всех вместить, и многим из богомольцев пришлось стоять во время богослужения на улице. Многие почётные и знатные лица нарочито прибыли из Москвы ко дню освящения. Мало этого, с раннего утра в день освящения храма до позднего вечера храм был отперт для желающих посмотреть его благолепие, и только глубокая ночь заставила затворить двери храма. И до сих пор храм часто посещается, как Архипастырями, так и любителями церковного благолепия. Уже по одному этому можно судить о благолепии и украшении храма.
В главном храме -летнем, во имя Успения Божией Матери, весь иконостас сияет золотом с различными цветочными украшениями; все иконы фряжского письма чеканной работы, подсвечники, запрестольный семисвещник и паникадило медные — литые, позлащенные; лампады у икон все серебряные, тоже позлащенные. Тёплые приделы, с правой стороны во имя Святителя Николая, в коем приделе покоится прах храмоздателя Павла Григорьевича, а с левой — во имя Преподобного Павла Фивейского, тоже богато украшены. Иконостасы блестят золотом и иконы такого же письма, как в главном храме; стены росписаны картинами фряжского письма.
Все подсвечники и паникадила медные литые - позлащенные, все лампады сребропозлащённые. Вообще храм церковной утварью богат, так что долго и очень долго он не будет нуждаться в ней. Если же и будет нужда какая в церкви, то она легко может быть отстранена, благодаря капиталу в 16 000 рублей, внесённому покойным храмоздателем Цуриковым на обеспечение храма.
Причт при храме, по желанию храмоздателя, четырёхчленный и состоит из священника, диакона и двух псаломщиков. Дома для священноцерковнослужителей были выстроены храмоздателем же, которые по прошествии 12 лет отданы в собственность причта.
В 1941 г., перед приходом немцев, фабрика была взорвана. A.M. Шуберт вспоминала: «В течение ряда лет продолжали ещё стоять стены фабричных корпусов с пустыми глазницами окон, трубами и несколько случайно уцелевших сараев, башня с часами и фабричные ворота с чугунными урнами.
Только в 1953 г. была проложена большая трасса между Звенигородом и Истрой. Эта магистраль разрезала территорию бывшей фабрики пополам. Кирпич фабричных корпусов весь ушёл на бут шоссе. Местность, когда-то занятая фабричным городком, превратилась в чистое поле».
В 1950-х гг. ещё сохранялись несколько обветшавших строений в первозданном виде. В наше время от фабрики остались только три надстроенных одно- и двухэтажных строений.
В 1924 г. с колокольни ивановской церкви сняли колокол, имевший необыкновенное звучание. Замечательный звон ивановской церкви определялся тем, что при отливе колоколов на заводе Финляндских Павел Григорьевич Цуриков и Максим Ефимович Попов со всем религиозным усердием положили в котёл огромную массу серебра в монетах и драгоценностях.
В конце 1920-х гг. она была разрушена, разорена в поисках драгоценностей и могила П.Г. Цурикова. Новые власти обещали устроить из здания церкви школу, но так ничего и не построили, кирпич от разрушенного храма постепенно растащили.
Адрес
село Церковново, Балахонковское сельское поселение, Ивановский район