Семь сталинских высоток являются неотъемлемым символом российской столицы наряду с Красной площадью, Арбатом и Останкинской башней. Все знают, как они выглядят снаружи. Но вот внутрь, как водится, заглядывали немногие.
Барельефы над лифтами изображают счастливых советских людей - видимо, тех самых, которым достались квартиры в заветном доме. Делилась эта первая генерация жильцов на три группы: работники НКВД СССР (заселившие первый, боковой корпус), учёные-ядерщики и творческая интеллигенция. Естественно, большинство знаменитостей входили в третью группу. Среди них были, например, Фаина Раневская, Александр Твардовский, Нонна Мордюкова и Галина Уланова (в квартире которой в 2004 году открылся музей). А из современных жильцов дома можно отметить Дмитрия Нагиева и Александра Ширвиндта.
В последние десятилетия престижные квартиры стали покупать не очень известные, но весьма богатые люди. В 2014-2016 годах некий Сергей Котляренко приобрёл аж 10 квартир на 14-м этаже, явно намереваясь каким-то образом их объединить. Об этом бы никто не узнал, если бы дотошные борцы с коррупцией не провели расследование, согласно которому за ничем не примечательным юристом стоит не кто-нибудь, а первый зампред правительства Игорь Шувалов.
Другие подъезды, кроме центрального, внутри выглядят менее торжественно. На этажах главного корпуса всё смотрится довольно роскошно - по крайней мере, по советским меркам. Общие коридоры отделаны плиткой и паркетом и освещены красивыми плафонами. Внутри самих квартир кое-где сохраняются детали первоначального интерьера, вроде кухонного кафеля, старых светильников на стенах или древних приспособлений для открывания форточек. Пол в квартирах изначально был паркетным и тоже кое-где остался, как и оригинальные двери между комнатами. Кроме того, квартиры оборудованы очень полезным атрибутом - задней дверью, ведущей на чёрную лестницу.
Напоследок не о внутреннем, а о внешнем облике высотки - о детали не самой заметной, но весьма пикантной. На крыше перед последней башенкой здания установлена скульптура мужчины и женщины, разворачивающих свиток с советским гербом. Если взглянуть на женскую фигуру поближе, обнаружится, что авторы обошлись с патриотическим материалом крайне фривольно: грудь красавицы-комсомолки буквально прорывает её одежду. На такой высоте, впрочем, дать волю фантазии не зазорно - снизу всё равно никто не увидит.
Сложно найти человека, который бы не представлял, как выглядит высотка Министерства иностранных дел на Смоленской площади. Видели все, но немногие были внутри, а тем, кто был, зачастую было строго запрещено фотографировать, объект режимный, фотографировать не то что внутри здания, но даже по какой-то причине виды с крыши нельзя. Но что не сделаешь, когда очень хочется. Сразу за массивными дверьми на Смоленской площади скрывается парадный холл сталинского здания с колоннами из чёрного камня, декором и люстрами как на лучших станциях метро.
Не только стены, облицованные мрамором и полированный гранит колонн, не только витые украшения из латуни и анодированного алюминия, но и мельчайшие детали вроде табличек по стенами вешалок в гардеробе – всё сохранилось здесь с 1950-х будто в законсервированном виде. Много где сохранилась деревянная отделка лифтов и оригинальные двери с занавесками, местами кажется, что время в старом здании высотки остановилось. Здесь нужно сказать, что в основном работа в МИДе, большие заседания и пресс-конференции уже давно проходят в более современном здании рядом.
Легендарная гостиница «Украина» была построена последней из сталинских высоток, в 1953-1957 годах, и стала второй по высоте (34 этажа, 206 метров). Именно от неё начинается открытый тогда же, в 1957 году, Кутузовский проспект, вокруг которого впоследствии сформировался один из самых престижных районов Москвы. Название гостинице дал известный украинофил Хрущёв. Он же распорядился переделать два боковых корпуса под квартиры, которых в итоге получилось почти 250. Люди там живут и сегодня, а среди известных обитателей элитного дома можно вспомнить режиссёра Сергея Герасимова и писателя Анатолия Рыбакова. Прочем, подъезды в этих жилых корпусах выглядят хоть и опрятно, но вполне обычно.
Что касается самой гостиницы, то в 2010 году она прошла масштабную реконструкцию и была передана под управление известной международной компании «Рэдиссон», получив официальное название «Рэдиссон Ройал, Москва». С тех пор её интерьеры заблистали положенной по статусу роскошью. Коллекция произведений искусства, оставшаяся здесь с советских времён, впечатляет: одних картин в ней 1200. Входит в неё и известная диорама «Москва - столица СССР», созданная к Нью-Йоркской выставке 1977 года. Впрочем, иногда советское искусство смотрится в новом окружении довольно странно. Как, например, скульптура юного разведчика, установленная аккурат в зале с шикарными бутиками, по соседству с салоном «Роллс-Ройс». Впрочем, роскошь заставляет забыть о таких мелочах. Неслучайно минимальная стоимость ночи в «Рэдиссон Ройял» составляет 8 тысяч рублей, а самый дорогой из 497 номеров, президентский люкс площадью 370 квадратных метров, обойдётся почти в 339 тысяч.
Высотка у Площади трёх вокзалов гостиница «Ленинградская» - самая маленькая из всех «семи сестёр» (136 метров и 17 этажей), но может поспорить за лидерство в плане изящества. Стройное здание, не отягощённое прилегающими корпусами, не имеет и других назначений, кроме гостиничного. Построенная в 1949-1954 годах «Ленинградская» более всех других высоток тяготела к русскому стилю, особенно в отделке интерьеров. Будучи памятником архитектуры федерального значения, она сохранила эти элементы и после масштабной реконструкции, законченной в 2008 году. В результате гостиница, как и «Украина», была отдана под управление международной компании (в данном случае - «Хилтон») и получила длинное англоязычное официальное название: Hilton Moscow Leningradskaya Hotel.
Количество номеров в «Ленинградской» после реконструкции снизилось менее, чем до 300, стоимость их тоже значительно ниже, чем в «Рэдиссон Ройял». Самый дешёвый стоит 6 500 рублей, самый дорогой, президентский люкс, «всего» 86 500. Но в плане красоты интерьеров новоявленный «Хилтон» вряд ли намерен кому-то уступать.
Уже на улице, над входными дверями, гостя встречает стилистика а-ля рюсс. Наличествует она и на потолке первого же зала. А вход на площадку с лифтами выполнен и вовсе в каких-то церковных тонах. Есть в «Ленинградской» и атрибут, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса. Это самая длинная люстра в мире, протянувшаяся на 15,5 метров и 5 этажей. Русский стиль продолжается в других залах. Сменяясь чем-то менее очевидным.