Одно из самых впечатляющих мест в Республике Алтай. Свое название она получила благодаря протекающей здесь горной реке с одноименным названием, которая является самым крупным притоком жемчужины Горного Алтая – Телецкого озера.
Долина реки Чулышман (также называют ущелье или каньон Чулышмана) простирается от самых верховьев реки — озера Джулукуль до впадения в Телецкое озеро.
Река Чулышман одна из крупнейших рек Горного Алтая. Его длина 240 км, площадь бассейна — 16 800 км². Исток Чулышмана от высокогорного озера Джулукуль, где северный заболоченный берег озера постепенно мелкими ручейками дает начало великой реке. В этом месте, так называемое Чулышманское нагорье, расположено более 300 различных озер. Наиболее крупные: Джулукуль, Теренколь, Тадинколь и др. С высоты 2200 м Чулышман, сливаясь с мелкими притокам, из болотистой местности входит в ущелье гор. Здесь река показывает свой настоящий горный характер, скорость течения сильно увеличивается, появляется множество порогов, водопадов, шивер и перекатов. Верховье Чулышмана необитаемо, тут нет ни одного населенного пункта, только изредка могут попасться домики лесников или охотников.
В среднем течении река протекая в каньоне набирает свои силы, появляется первый населенный пункт — Язула. У села находится единственный автомобильный мост через Чулышман. С этого места начинаются многие маршруты туристов-водников, но сплав по реке под силам только опытным спортсменам. Река очень мощная с большим количеством сложных порогов. В районе Язулы 15-и километровый участок каньона представляет собой сплошной опасный Язулинский порог. Скалы вплотную прижимаются к Чулышману, есть места непроходимые даже пешком. Ниже притока реки Адулюгем река становится абсолютно непроходима для сплавов, сплошная смесь глыб камней и воды.
Еще 20 км вниз по течению — перевал Кату-Ярык. Начинается наиболее популярная часть до южного берега Телецкого, где каньон имеет впечатляющие размеры с отвесными стенами. В этой части, вдоль Чулышмана проходит автодорога, соединяющая села Коо и Балыкча с Улаганом. На берегах много туристических баз, это самая обжитая часть. Говоря про долину реки Чулышман, многие представляют именно эту часть каньона. По берегам очень много водопадов, больших и маленьких. Именно здесь, на реке Чульча — правом притоке Чулышмана, самый большой каскадный водопад — 160 метров. Недалеко на правом берегу находятся уникальные скальные образования — каменные грибы. Ученые говорят что уже через 50 лет их не останется — разрушатся под воздействием эрозии. После села Коо в Чулышман вливается река Башкаус.
И вот в 70 км от перевала Кату-Ярык — устье Чулышмана. Река впадает в Южную часть Телецкого озера, давая 70% всей воды озера. Место впадения Чулышмана в Телецкое озеро — конечная точка многих путешественников: туристы водники, сплавляющиеся с верховьев реки; автотуристы приехавшие сюда через перевал Кату-Ярык; или туристы прибывшие сюда на катерах через все Телецкое озеро из Артыбаш.
Ущелье Чулышмана всегда притягивало своей грандиозностью, это то место — где нужно обязательно побывать на Алтае.
Как добраться
Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом: Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Иня → Акташ → Улаган → Балыктуюль → Чулышманская долина. Расстояние от Бийска примерно 525 км.В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога — отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту. В Усть-Семе есть старый мост через Катунь, по которому так-же можно уйти направо в сторону Ташанты.
Поднимаемся на Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте — отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. За селом Купчегень трасса идет вдоль Катуни. Проезжаем село Иня, за ним место впадения Чуи в Катунь. Теперь Чуйский тракт будет идти вдоль реки Чуя. Проезжаем село Ак-Бом (Белый Бом) и село Чибит, через 7 км будет крупное село Акташ.
Проезжаем село Акташ насквозь, начинается грунтовая дорога. Проезжаем знаменитые «Красные ворота». Дорога петляет среди гор, появляется множество озер, выходим на Улаганский перевал. Через 30 км после перевала будет крупное село — Улаган.
Проезжаем село и двигаемся дальше по указателю на Балыктуюль. Еще 15 км грунтовой дороги. В селе Балыктуюль, нужно повернуть направо на первый мост через речку. Дорога пойдет мимо знаменитых Пазырыкских курганов. Продолжаем движение прямо. Временами грунтовка ухудшается, придется ехать медленно и аккуратно, но есть участки где безопасно можно ехать 80 км/ч. Эта дорога приведет прямо к перевалу Кату-Ярык. Слева от начала спуска будет смотровая площадка на долину реки Чулышман.
Если у вас не полноприводная машина с высоким клиренсом, то не советую вам спускаться вниз по перевалу Кату-Ярык, т.к. самостоятельно подняться вы уже не сможете. Будьте внимательны при спуске. Пропускайте машины идущие на подъем. Помните, что перегретые тормоза теряют свою эффективность, останавливайтесь в уширениях дороги для охлаждения тормозов.
Со смотровой площадки долина просматривается по 5 км в каждую сторону. Чтобы оказаться в самой долине, спускаемся по перевалу. Автомобильная дорога в долине будет идти до самого впадения Чулышмана в Телецкое озеро, к южному берегу. Вверх по течению дороги нет, только тропа. Пешком можно дойти даже до кордона Чодро (около 20 км пешком).
Адрес
Улаганский район, Республика Алтай