Мариинская больница (ул. Достоевского, 4) – одна из самых значимых построек русского классицизма не только в этом районе, но и во всей Москве. Строительство больницы на Новой Божедомке (сейчас улица Достоевского) началось в 1803 году по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Сюда привозили пациентов без учета чина и звания – здесь лечили представителей низших слоев общества, что, впрочем, не помешало возвести эффектное здание. Автором проекта стал архитектор Иван Жилярди, построивший в Москве немало и особняков, и общественных зданий (например, корпус Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на Моховой).
С этим зданием литература действительно крепко связана – здесь 11 ноября 1821 года родился Федор Достоевский. Отец будущего писателя работал в ней лекарем в женском отделении, и семья Достоевских жила в квартире во флигеле при больнице. Сегодня в нем открыт Музей Достоевского, а перед зданием расположен памятник писателю, созданный еще до революции Сергеем Меркуровым. Скульптура эта в 1918 году в рамках реализации плана монументальной пропаганды была установлена на Цветном бульваре, а в 1936 году во время реконструкции бульвара ее перенесли сюда, к месту рождения писателя. Кстати, позировал для этой скульптуры Меркурову Александр Вертинский.
Московское инженерное училище (Минаевский пер., 2), ставшее Московским государственным университетом путей сообщения, было основано по приказу Николая II в 1896 году, но собственное здание получило чуть позже. До этого занятия проходили там, где сейчас расположен магазин Елисеева, – на Тверской улице. В 1898 году было отстроено несколько корпусов по проекту архитектора Иеронима Китнера: первый, химический, библиотечный и корпус, который теперь нумеруется как шестой (раньше здесь размещалось общежитие для студентов и преподавателей). Здания выглядят весьма представительно: эклектика с явными элементами неоклассики.
Первый корпус, который смотрит на Бахметьевскую улицу, – старая постройка, дореволюционная. Корпуса, выходящие на противоположную сторону, построены уже в 1930-е, 1940-е и 1950-е годы по проектам архитектора Ивана Фомина, который много работал с наркоматом путей сообщения. Сегодня Российский университет транспорта – одно из крупнейших по площади учебных заведений не только Москвы, но и всей страны. В этом МГУПС уступает только МГУ. Так было и в дореволюционные, и в советские времена. Это вуз с богатой историей. Здесь преподавали химик Иван Каблуков, физик Александр Эйхенвальд, математики Сергей Чаплыгин и Николай Жуковский.
В советские времена училище носило имена политических деятелей той эпохи – Иосифа Сталина и Феликса Дзержинского. Сейчас, насколько мне известно, ему возвращено имя императора Николая II. Поскольку первое образование я получала в университете путей сообщения, могу рассказать немного и о внутреннем устройстве. В старом здании существует очень замысловатая система переходов, и ни один сентябрь не обходится без стаек растерянных первокурсников, которые не могут найти какую-нибудь аудиторию, например, номер 1542. Помните фильм «Чародеи»? Фраза «Кто так строит?!» – это о здании МГУПС и его перепадах этажности, запутанных переходах.
Среди памятников раннесоветской архитектуры, которыми богата Марьина Роща, я хотела бы выделить Бахметьевский гараж (ул. Образцова, 19а), построенный по проекту Константина Мельникова. В 1925 году Москва закупила в Великобритании двадцать четыре автобуса «Лейланд» (к 1927 году их было уже сто тридцать). Это был новый вид транспорта – раньше в Москве не было ни одного автобуса. И конечно, гаражей, способных их разместить, поэтому британские автобусы квартировали буквально где придется – и в каретных сараях, и в каких-то складских помещениях. В итоге московское коммунальное хозяйство выкупило участок земли на Бахметьевской улице (сейчас – Образцова).
Для строительства гаража в 1926 году были привлечены Константин Мельников и Владимир Шухов. В гараже была впервые в стране реализована новая технологическая схема парковки – так называемая прямоточная, при которой автобусу не нужно двигаться задним ходом ни при въезде, ни при выезде. Мельникову пришлось доказывать прогрессивность этой схемы по сравнению с круговой, использовавшейся в железнодорожных депо с ХIХ века. Бахметьевский гараж – конечно, уникальное здание. Снаружи он смотрится достаточно приземистым, но если войти внутрь, это огромное, просторное помещение производит сильное впечатление.
Здесь нужно сказать спасибо Шухову: он придумал для гаража уникальную систему перекрытий – на площади восемь с половиной тысяч квадратных метров использовано всего восемнадцать тонких опор, из-за чего пространство выглядит таким воздушным. К 1990-м годам парк автобусов вывезли, и гараж пришел в абсолютный упадок. В начале 2000-х годов провели замечательную реконструкцию в связи с открытием в здании музея современного искусства «Гараж». В частности, были восстановлены шрифтовые композиции «Бахметьевский автобусный парк». Сегодня здание использует Еврейский музей и центр толерантности – здесь проходят замечательные выставки и лекции.
Гараж «Интуриста» (ул. Сущевский Вал, 33) – еще одно знаменитое творение Константина Мельникова. На стыке 1920-х и 1930-х годов в Москву хлынул поток иностранцев. В связи с этим появилась необходимость в гараже для транспорта новой организации «Интурист», которая работала с иностранными делегациями. Насколько мне известно, это здание используется по прямому назначению и сегодня. Одно время здесь размещались машины МЧС. Гараж «Интуриста», пожалуй, последняя реализованная работа великого архитектора Мельникова (1932-1934 годы).
Он здесь занимался не столько технической стороной, как при проектировании Бахметьевского гаража, где разрабатывал схему парковки, сколько внешним видом здания. Получилось интересно: попытка приспособить стиль ар-деко к советским нуждам. Фасад рассекает стеклянная поверхность – стилизованное колесо, ленты (кстати, здесь должен был появиться и макет автомобиля). К сожалению, по первоначальному проекту Мельникова была построена только правая часть. Если посмотреть на гараж, стоя на Сущевском Валу, сразу видно: тяжеловесная левая часть, достроенная позже, вступает в диссонанс с легкой авангардистской правой.
Жилой городок рабочих (ул. Сущевский Вал, 14/22) – это один из подобного рода комплексов, построенных в Москве в конце 1920-х годов. Проект, разработанный архитектором Борисом Блохиным, изначально состоял из семи корпусов. Сейчас их осталось шесть. Они расположены вдоль воображаемой оси, которая протягивается от Сущевского Вала к Вадковскому переулку, и образуют сложную систему дворов. В центре этой геометрической композиции стоит памятник Сергею Кирову. Поставлен он был здесь не сразу, а в 1934 году – после смерти Кирова. Сначала городок назывался Сущевка, а после установки памятника стал жилым рабочим городком имени Кирова.
Большая, кстати, редкость, что памятник советскому государственному и политическому деятелю до сих пор сохранился, более того – здесь регулярно появляются свежие цветы. Что касается жилых корпусов, они являются типичным образчиком раннесоветского домостроения с использованием типовой секции Моссовета. Но в отличие от многих рабочих городков они немного декорированы внешне. Корпус, который выходит на Сущевский Вал, имеет П-образную форму и как бы закрывает двор от шумной улицы. Он украшен аркой и перерезан декоративными поясками. Есть завышенные и заниженные объемы в дворовых корпусах комплекса.
Были применены разные фактуры отделки – штукатурка «под шубу» и гладкая. Во дворах до сих пор можно найти детали, характерные для 1920-х, – две огромные трубы котельных, которые примыкают к жилым корпусам. Когда эти дома строились, не было никакого центрального отопления, а была котельная, которая обслуживала квартал. Сегодня она не работает, а трубы служат напоминанием о недавних временах, когда все было совсем иначе. А вообще это довольно уютное пространство — и дворы, и сами жилые корпуса внутри. Мне доводилось бывать в здешних квартирах, и я могу сказать, что даже по сегодняшним временам планировка в них очень хорошая.
© Татьяна Воронцова