Селу Яковлево больше 300 лет. Первое упоминание о нём в переписных книгах 1678 г. - «деревня Яковлево, Щетиново, сельцо Власово за Алексеем Терентьевичем Возницыным». Соседняя д. Тимонино была во владении патриарха, д. Федотово - братьев Тютчевых. Предки дворян Возницыных были новгородцами, переведёнными после покорения Новгорода во Владимир.
В 1862 г. жители д. Яковлево, Щетиново, Тимонино, Федотово, сельца Власово испросили разрешения у епархиальной власти перенести из Покровского что в Сеньгу Погоста бывшую там деревянную церковь, после построения каменной стоявшую без службы. Они решили образовать самостоятельный приход, устроив церковь вблизи д. Яковлево.
В 1864 г. двухэтажная пятиглавая церковь была собрана на новом месте и в 1865 г. престол нижней церкви был освящён во имя Покрова Божией Матери (здесь находилась одноимённая чудотворная икона), престол верхней - во имя местной святыни, Ахтырской иконы Божией Матери. Икона эта - явленная, явление её было при источнике за д. Федотово. Над источником построили каменный колодец с часовней над ним. Сюда трижды в год из Яковлевского храма совершался крестный ход. Почитание иконы возросло после бывших от неё знамений. Источник был обильным, но после того, как в советское время колодец сдвинули трактором, приток воды стал очень мал.
На содержание причта от служб и треб получалось до 900 рублей в год, процентов с причтового капитала в 200 рублей - 8 руб. в год. При основании прихода, крестьяне обязались вместо пахотной и сенокосной земли выплачивать причту 180 руб. в год. Но обязательство это выполнялось крестьянами неаккуратно. Также неаккуратно выполнялось прихожанами и обязательство - по отоплению домов причта и выдаче причту сена для кормления скота. Дома у членов причта были собственные на церковной земле.
В 1876 г. приход Яковлевский состоял из с. Яковлева, в котором числилось 313 душ мужского пола, и деревень Щетиново -134 души, Фёдотово - 192, Власово - 68, Тимонино - 160, Губино - 386, всего 1253.
В приход церкви с. Яковлеве в конце XIX в. числилось 1411 душ мужского пола, 1407 - женского, кроме того в приходе было 775 раскольников.
С 1892 г. в с. Яковлеве была открыта церковноприходская школа, в 1896 г. в ней было 86 учащихся. С южной стороны храма стояла сторожка, разрушенная в советское время.
Первый состав причта, который служил в новом храме с. Яковлево в 1865 г. состоял из священника Арсения Смирнова, дьячка Якова Веселовского и пономаря Сергея Благовещенского.
В конце XIX в. причт церковный по штату состоял из священника и двух псаломщиков. В действительности в храме с. Яковлево служили: священник Иоанн Преображенский, диакон на псаломщицкой вакансии Василий Виноградов, дьячок, исправлявший должность псаломщика Яков Веселовский и пономарь Сергей Благовещенский. Священник Иоанн Елисеевич Преображенский служил в храме с. Яковлево до своей кончины 8 января 1893 г. в возрасте 64 лет. С 1886 г. о. Иоанну Преображенскому в Покровско-Ахтырском храме с. Яковлево сослужил диакон Василий Васильевич Виноградов. Он умер в 1916 г. в возрасте 74 лет. С 1886 по февраль 1900 г. в яковлевском храме служил псаломщик Яков Фёдорович Веселовский (умер 18 февраля 1900 г. в возрасте 70 лет).
Ахтырский придел Яковлевской церкви уже не вмещал всех желавших помолиться святыне. Тогда решили построить южнее деревянного храма большой каменный - Ахтырской иконы Божией Матери. Всё началось с купца Бажова. Улица с. Яковлево, пересекая дорогу на Шатуру, вливается в главную улицу д. Щетиново, на которой выделяется большой и мрачный дом купца Школьникова. До нашего времени в Щетинове пригорок по левую сторону от главной улицы называется Баховка. Раньше на нём был колхозный сад. А ещё раньше - усадьба купца Бахова, на пригорке стоял её главный дом (разрушен ещё до войны). В последней четверти XIX в. купец продал усадьбу и часть вырученных денег положил в банк с той целью, чтобы яковлевское общество построило школу, больницу и церковь.
Капитал лежал без движения до начала XX в., о нём забыли. Когда сын Бахова приехал проверить, что выстроено, тогда и объявился капитал, ещё и с про центами, и был пущен в дело. Построена больница в Яковлеве (в больнице до революции работала фельдшером Любовь Георгиевна Соколова, вскоре после революции работал обладавший большим практическим опытом, как говорят местные жители, исполнявший обязанности врача, фельдшер Александр Григорьевич Петухов), двухэтажная каменная школа в Щетиново, но денег на возведение каменной церкви для большого прихода осталось мало. Так местное предание описывает появление в практически слившихся Яковлево и Щетино во школы и больницы и причину, почему жителям с. Яковлево пришлось самим делать кирпичи для церкви.
Подготовка к строительству была начата при священнике о. Александре Васильевиче Костинском. Он служил в яковлевском храме с января 1893 г. по декабрь 1905г. При о. Александре в селе открылась приходская школа.
В 1905 г. его перевели в храм с. Гора, где он служил до своей смерти в 1918 г. Отцу Александру Костинскому сослужил, с августа 1900 г. диакон Сергей Алексеевич Загорский.
С июня 1908 г. он не мог уже продолжать служение, вероятно по болезни, и умер 21 августа 1908 г. в возрасте 39 лет. Был похоронен у алтаря деревянного Яковлевского храма. Надгробные плиты над могилой о. диакона и, вероятно, его супруги сохранились, поблизости лежат ещё два поваленных надгробных памятника. Дом Загорских сохранился, после разрушения дома Левкоевых он самый близкий к храму.
С февраля 1900 по декабрь 1917 г. в яковлевском храме служил псаломщиком Иван Разумовский. Иван Андреевич (в следственном деле отчество указано неправильно, он Афанасьевич, как говорят родственники) Разумовский (1877-1938) родился в с. Саварня Вязниковского уезда Владимирской губернии, происходил из крестьян. У Ивана Разумовского были дети: Александр, Василий, Сергей, Афанасий, Дмитрий, Антонина. Разумовский служил псаломщиком, а позднее диаконом Яковлевской церкви, но после арестов священства и закрытия храма оставил служение и стал сторожем на губинских торфоразработках. Там он был арестован 17 февраля 1938 г. по ложному обвинению в контрреволюционной террористической агитации, приговорён к расстрелу и 7 марта 1938 г. расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой, реабилитирован.
Дом Разумовских сохранился до нашего времени, это второй дом от храма по направлению к селу.
Средств у общины было очень мало. Поэтому устроили завод, чтобы изготавливать кирпич (цены на кирпич). К северу от деревянной Яковлевской церкви нашлась подходящая глина. Её постепенно взяли столько, что образовался пруд, существующий и поныне.
К 1906 г. заготовили больше половины потребного кирпича - 500 000 штук.
По словам местных старожилов, кирпичный завод был за домом Василия Карпова. У его сына Николая Васильевича были дети: Анна, Александра, Елизавета. Его брат, Иван Васильевич был раскулачен, Николай Васильевич, по семейному преданию, откупился золотом, собранным для приданого дочерям. Иван Васильевич Карпов породнился с родом зажиточных крестьян Казаковых.
В Яковлеве стояло несколько домов, построенных Казаковыми.
Сохранился дом Андрея Казакова. У Андрея Казакова был брат Иван и сестры Анна и Евдокия. Анна вышла замуж и с мужем уехала в Ташкент. Евдокия вышла замуж за односельчанина Кирюшина. Он был трудолюбивым, у него была валяльня, он делал валенки. Во время коллективизации Кирюшина сослали, его жене с детьми раз-решили остаться. Впоследствии дом Кирюшиных разрушен.
Иван Казаков построил свой дом (не сохранился), у него была дочь Наталия. Наталия Ивановна Казакова, вышла замуж за приезжего из Калужской области плотника Осипа Семёновича Климова, который построил в Яковлеве дом для своей семьи. У них были дети Вера, Валентина и Пётр. Сравнение фотографий яковлевских жителей до революции и в 1940-х гг. говорит само за себя. Казаковы и Климовы - родственники чтицы Иоанно-Богословс-кого храма Нины Вяловой.
Покров Пречистой, чудотворный образ которой чтится в яковлевском храме, и неустанные труды строителей во главе с местным священником о. Дмитрием Левкоевым и неутомимым старостой храма В.И. Галкиным позволили выстроить красивый храм даже с недостаточными средствами. Сейчас над могилой Василия Ивановича Галкина (1858-1916) стоит памятник из листового железа, поставленный взамен утраченного. Рядом находится памятный крест с надписью: «Крест сей поставлен в память убиенного гонителями Церкви протоиерея Дмитрия Левкоева (1875-1938), строителя храма Ахтырской иконы Божией Матери в с. Яковлево».
Крест поставлен по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, по проекту архитектора Е.П. Салова, тщанием прихожан Ликино-Дулёвского храма (потому что восстановление храма, приходской жизни и богослужения в 1995-1997 (1-я половина года) производились причтом и прихожанами Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулёво). В престольный праздник яковлевского храма у Креста собирались потомки о. Дмитрия Левкоева и их родственники. Владыка благословил в Ликино-Дулёвском и Яковлевском храмах молитвенно поминать «убиенного протоиерея Дмитрия».
Церковь была задумана очень большая, вместимостью 1000 человек. С финансовой помощью А.В. Смирнова, местного землевладельца К.В. Сабанина, М.С. Кулакова, торгового дома Зыковых и Берёзкиных, церковного старосты В.И. Галкина, весной 1915 г. была закончена внутренняя отделка, и 28 июня (по ст. ст.) 1915 г. храм освящён благочинным протоиереем с. Орехово Ф.В. Загорским и священником с. Гора А. Костинским, священником соседнего с. Пашнево о. Иоанном Архангельским, о. Дмитрием Левкоевым, диаконом из Орехова Алексеем Левкоевым, местным диаконом Василием Виноградовым. Пел церковный хор фабрики Викулы Морозова из с. Орехово. Приветственное слово о. Дмитрию Левкоеву и В.И. Галкину сказал преподаватель Владимирской духовной семинарии А.И. Преображенский (сын о. Иоанна Преображенского, он окончил Яковлевскую школу).
Дмитрий Григорьевич Левкоев родился в 1875 г. в с. Дубенки Владимирской губернии, в семье священника. В 1897 г. он окончил Владимирскую Духовную семинарию. Старший брат Дмитрия Григорьевича, Алексей Григорьевич Левкоев, окончил Владимирскую Духовную семинарию в 1890 г., затем обучался в Варшавском ветеринарном институте, с 1898 г. был учителем народной школы при фабрике Саввы Морозова в местечке Никольском (в наше время г. Орехово-Зуево), к 1915 г. он был уже диаконом в Ореховской церкви.
В 1902 г. Д.Г. Левкоев стал учителем церковноприходской школы в с. Воскресенском Ковровского уезда Владимирской губернии. После рукоположения в сан иерея служил в с. Яковлево. Крестьяне любили его за безотказность к их просьбам и за простоту образа жизни. Он ничем не выделялся среди крестьян: также пахал землю, заготавливал сено. Если случалась беда, к священнику шли в любое время.
Отец Дмитрий был неутомимым тружеником. Кроме служения в церкви с. Яковлево (с 1905 по 1930 г.), он преподавал в церковноприходской школе и устраивал для народа чтения.
С 1908 г. в яковлевском храме диаконом служил Иоанн Абрамов. В этом году у него, жившего в д. Федотово, в приходе храма с. Яковлево, родился сын Алексей, 1908-1938, который не пошёл путём отца, а стал заведующим магазином в пос. Ликино, где проживал на ул. Почтовой, д. 5, здесь был арестован 11 марта 1938 г. по обвинению в контрреволюционной агитации террористического характера и расстрелян 22 марта.
С сентября 1916 по декабрь 1917 г. диаконом в яковлевском храме служил Сергий Рудаков. В декабре 1917 г. был рукоположен во диакона псаломщик яковлевского храма Иоанн Андреевич Разумовский (во время гонений самовольно сложил сан, и в 1938 г. - расстрелян).
К Пасхе 1929 г. за усердное служение Церкви о. Дмитрий был награждён наперсным крестом. В следующем году разразилось несчастье. 2 февраля 1930 г. церковный совет получил отношение об уплате налога - 2200 рублей (для сравнения, конфискованный вскоре советской властью дом о. Дмитрия, крытый железом, площадью 140 кв. м, был оценён в 150 рублей, а сельхозналога в 1929 г. о. Дмитрий уплатил 195 руб. 90 коп.) Так поступали в то время со всеми церквами, что нашло отражение в меморандуме, направленном Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Сергием председателю комиссии ВЦИК по вопросам культа Смидовичу: «Страховое обложение церквей, особенно в сельских местностях, иногда достигает таких размеров, что лишает общину возможности пользоваться церковным зданием».
Собрание обсуждало вопрос о налоге: надо ехать в Москву, хлопотать об уменьшении суммы. Другие начали говорить, что в воскресенье к обедне церковь закроют. Дело в том, что в тот же день, но с утра, приехавшие из Дулёва для проведения коллективизации и посевной кампании А.Ф. Данилин (от парткома и Ореховского РИК) и электромонтёр с Дулёвского завода В.И. Косырев провели собрание, на котором 100% жителей Яковлева и окрестных деревень вступили в колхоз.
Организаторы колхоза потом показывали, что о. Дмитрий сказал: «Приходите в воскресенье (5 февраля) в церковь, я вас исповедую в последний раз: вы все записались в колхоз, и теперь церковь закроют». То, что в селениях, полностью охваченных коллективизацией, церковь закрывали и священника выселяли, чуть позже признал сам ЦК ВКП(б), включив в постановление о борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении от 14 марта 1930 г. требование «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке».
Страшась потерять церковь, на следующий день в Яковлеве вышло из колхоза 40% крестьян, а в Федотове и Тимонине - 90%. 5 февраля, в воскресенье, в Яковлеве уже работал народный следователь Ореховского УРО Бермев, собирая материал против о. Дмитрия. 13 февраля 1930 г. о. Дмитрий был арестован.
После ссылки о. Дмитрий получил приход в с. Языкове Ивановской епархии. В апреле 1936 г. вновь арестован и приговорён к пяти годам заключения, которое отбывал в Кемеровской области. Находясь в лагере, в июне 1937 г. вторично обвинён в организованной контрреволюционной деятельности. 25 декабря 1937 г. приговорён к расстрелу и 9 января 1938 г. расстрелян. Впоследствии реабилитирован.
В 1930 г., после ареста о. Димитрия Левкоева, прихожане храма Ахтырской иконы Божией Матери в с. Яковлеве стали просить иеромонаха Серафима (в миру Николай Семёнович Бу-лашов) служить у них. Будущий преподобномученик Серафим родился в 1872 г. в Москве в семье раскольников-поповцев.
С 1893 по 1897 г. Николай служил в армии в чине старшего унтер-офицера. 19 ноября 1899 г. Николай был присоединён к Православной Церкви и в этот же день поступил в Никольский единоверческий монастырь. Два года он проходил в монастыре послушание свечника; в 1902 г. стал келейником настоятеля. 28 июня 1903 г. Николай был определён в число монастырских послушников, а 26 февраля 1904 г. пострижен в монашество с именем Серафим.
С 1903 по 1905 г. он был письмоводителем настоятеля монастыря. 23 ноября 1906 г. монах Серафим был рукоположен во иеродиакона. Начав служить, он продолжал исполнять послушание письмоводителя, к которому присоединилось клиросное послушание.
В 1911 г. иеродиакон Серафим стал исполняющим должность благочинного Никольского монастыря. 13 апреля 1912 г. он был рукоположен во иеромонаха.
В 1915 г. о. Серафим перешёл в Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь. Он направил прошение епархиальному архиерею о переводе в храм с. Яковлеве, и 4 июня 1930 г. был назначен служить в храм Ахтырской иконы Божией Матери.
10 июня 1931 г. был возведён в сан игумена. Игумен Серафим прослужил в Яковлеве почти восемь лет. 25 января 1938 г. он был арестован, заключён в Таганскую тюрьму в Москве и на следующий день допрошен. Отец Серафим на обвинение, предъявленное следователем, отвечал, что виновным себя не признаёт, никогда никакой агитации не вёл. Тогда были призваны два лжесвидетеля, которые подтвердили обвинения, выдвинутые следователем. 2 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила о. Серафима к расстрелу. Игумен Серафим (Булашов) расстрелян 5 февраля 1938 г. и погребён в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Вслед за игуменом Серафимом был арестован и 20 марта того же года расстрелян дьякон храма с. Яковлево Дмитрий Калинин (1877— 1838). Дмитрий Кузьмич Калинин родился в д. Зворково в крестьянской семье. Образование имел низшее, был рукоположен во диакона к церкви Ахтырской иконы Божией Матери. В Яковлеве и был арестован 9 марта 1938 г. 13 марта приговорён к расстрелу по ложному обвинению в принадлежности к контрреволюционной группе, и 20 марта того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Реабилитирован.
Долгое время церковным старостой была Степанова Ирина Степановна. Но бремя, которое ей пришлось нести, оказалось слишком тяжёлым. Незадолго до закрытия храма она уехала из Яковлева.
Обе церкви с. Яковлево были закрыты и разорены. Деревянная разобрана. В закрытом каменном храме был устроен склад. Заброшенное хищнически эксплуатируемое здание церкви начало быстро разрушаться в 1970-х гг. Удобрения уничтожили фрески. Крыша, которую в советское время никогда не чинили - прохудилась, на стенах росли деревья. Подгнили и накренились главы храма. Во избежание жертв среди случайных прохожих и особенно детей, главы храма уронили, центральная глава проломила крышу алтаря.
В начале 1990-х стали разбивать плиточный пол. С уничтожением церквей и утратой святынь, чтимых икон Ахтырской Божией Матери и Покрова, началась религиозно-нравственная, а потом и физическая деградация села, отток населения, закрылись школа, больница, чайная, магазин.
В 1995 г. настоятелем храма, по совместительству, был назначен настоятель Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулёво священник Олег Пэнэжко. С помощью общины Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулёво возродилась церковная жизнь в с. Яковлево и началось восстановление храма. Он стоял без крыши и окон, верхняя часть стен была разрушена, на стенах росли деревья. Денег на восстановление не было.
Восстанавливали храм хозяйственным способом. Поднимаясь по лестницам, на плечах держа брёвна, доставляли на своды храма строительный материал. Работали в основном прихожане Иоанно-Богословского храма (А. Смирнов, С. Захаров, Ю. Попов, В. Замятин) и настоятель о. Олег.
За полтора строительных сезона удалось очистить своды от накопившегося за годы разрухи мусора (в этом ликинодулёвцам помогли студенты ЛИДАМТа, восстановить кладку стен, стропила, обрешётку. Во второй строительный сезон удалось покрыть крышу черным железом, установить главку и крест, вставить окна и двери, восстановить входную площадку с лестницей. Единственная частично уцелевшая главка, найденная при расчистке лежавшей на сводах храма, была восстановлена и собрана в помещении яковлевского храма рабочим Иоанно-Богословского храма Владимиром Замятиным. Вновь разобранная, она по частям была поднята и установлена на стропилах кровли. Деревянный, обитый железом крест, и в наше время возвышающийся над единственной главкой, устанавливали, взобравшись на обрешётку купола, подняв на руках над главкой тяжёлый крест, о. Олег, дулёвцы Александр Смирнов, Владимир Замятин и Сергей Захаров.
Большую помощь в восстановлении оказало Яковлевское лесничество (директор Н.Н. Косолапое).
За время восстановления, до Покрова богослужения проводились в храме, зимой, - в нижнем этаже заброшенного двухэтажного здания принадлежавшего до 1930-х гг. самой богатой в Яковлево семье Фирсовых (последней хозяйкой дома была Агафья Фирсова, урождённая Судина (дом Судиных стоял в начале села, не сохранился). Позднее верхний деревянный этаж сгорел, в нижнем был устроен фельдшерский пункт.
С 1997 г. во главе общины яковлевского храма стояли рукоположенные во иереев прихожане Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулёво о. Сергий Захаров (он участвовал в восстановлении с самого начала), после него о. Михаил Лытьков.
В храме было устроено водяное отопление, он внутри оштукатурен, покрашена колокольня (хотя это и не предусматривалось строителями храма, потому что он из красного кирпича с архитектурными деталями из белого кирпича), был построен церковный дом, открыта воскресная школа.
Ранее у д. Федотово, над источником, стояла часовня на месте явления Ахтырской иконы Божией Матери. Мособлисполком 25 февраля 1936 г. принял решение «об использовании бездействующей часовни». Позднее её не только сломали, но и сдвинули трактором кирпичное основание, завалив источник.
В 1995 г. прихожанами Иоанно-Богословского храма, восстанавливавшими храм и церковную жизнь в Яковлево, был возрожден крестный ход на источник.
Адрес
Школьная улица, 1А, деревня Яковлево, поселение Десёновское, Москва