На территории Подмосковья находятся более 100 святых источников. Все они, согласно поверьям, обладают необыкновенной целительной силой и у каждого такого родника, бьющего из земли, есть своя история.
Успенский кладезь
Успенский кладезь был устроен в 1644 году у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Богато украшенная росписью часовня стоит здесь с конца XVII века, а ее внутреннее убранство, включая иконы - это XIX век. Надкладезная часовня открыта ежедневно, с 9 утра до 9 вечера.Свято-Троицкая Сергиева лавра, Сергиев Посад, Московская область
Пятницкий колодец
Пятницкий колодец расположен не в самой Лавре, но неподалеку от нее, на берегу реки Кончуры. К Троице-Сергиевой Лавре часовня Пятницкого колодца была приписана только к середине XIX века, но связь между этим источником и монастырем преподобного Сергия Радонежского существовала всегда. Никто точно не может сказать, когда была построена эта часовня, так как декор ее был утрачен, однако конструкцией она напоминает часовню над Успенским кладезем в Троице-Сергиевой Лавре, возможно они - ровесницы.проспект Красной Армии, 127, Сергиев Посад, Московская область, 141309
Источник преподобного Саввы Сторожевского
Преподобный Савва, основатель Саввино-Сторожевского монастыря близ подмосковного Звенигорода, имел обыкновение удалятся для молитвенных подвигов в пустынь. Приблизительно в полуверсте от обители, на склоне горы, он ископал пещеру для поста и молитв и, согласно Житию, созерцал высшие обители небесные духовными очами. Пещера эта сделалась местом особого почитания - сначала братии монастыря и местных жителей, а затем и паломников из далеких краев. В 1860-70-е гг. над пещерой возвели церковь во имя прп. Саввы, а вокруг нее отстроили скит. В честь прп. Саввы Сторожевского был освящен и родник возле пещеры. В советское время ансамбль скита сильно пострадал, сейчас скит возрожден, а сохранившиеся постройки отреставрированы.Звенигород, Одинцовский городской округ, Московская область
Источник в честь Казанской иконы Божией Матери
Этот святой источник на территории усадьбы Мураново издавна почитался святым (первые сведения о нем относятся к середине XIX века). Когда усадьбой владело семейство Тютчевых, близ источника был построен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. На источник приходили богомольцы, на нем служили молебны с водоосвящением. В советскую эпоху источник пришел в запустение, а в 1990-е годы началось возрождение святого места.деревня Мураново, городской округ Пушкинский, Московская область
Святой источник близ Колоцкого монастыря
Известность Колоцкий монастырь получил благодаря чудотворной Колочской иконе Божией Матери, явленной в 1413 году. До революции икона хранилась в обители, к ней приезжали богомольцы и паломники. И к источнику - он славился далеко за пределами села. В советское время увезли чудотворную икону - последние следы ее обнаружены в Гжатске (ныне Гагарин), сам источник пытались зарыть, но местные расчищали родник вновь и вновь. Сейчас Колоцкий монастырь возрожден как женский (до революции он был мужским), а над источником возведена красивая деревянная часовня.деревня Колоцкое, Можайский городской округ, Московская область
Колодец преподобного Ферапонта близ Можайского Лужецкого монастыря
Источник при ручейке Исавица близ Лужецкого монастыря давно получил название «колодца прп. Ферапонта» и славу чудотворного. В описании монастыря, составленном в XIX веке, говорится: «Об этом колодезе известно, что некоторые болящие получали и получают ныне исцеления и усердствуют о сохранении его в благообразном виде».исторический район Лужецкая слобода, Можайск, Московская область
Источник Рудненской иконы Божией Матери в Крылатском
Этот, самый известный из московских, источник получил свое название в честь списка с Рудненской иконы Божией Матери, явленного здесь, по преданию, крестьянам подмосковного села Крылатского во время сенокоса. Также назвали и близлежащий храм Рождества Пресвятой Богородицы - Рудненским. В советские годы и храм, и часовню на роднике сломали, но колодезный сруб местные жители поддерживали в исправном состоянии. В 1890-е г., когда власти хотели засыпать родник, жители отстояли родной источник. Сегодня москвичи, как и прежде, ходят сюда за живой водой.улица Крылатские Холмы, Москва