– Места силы действительно существуют. Таких мест много в России, на Алтае, – рассказывает ведьма Елена. – А в Беларуси их немного. Энергетика нашей страны мягкая, «болотная», приторможенная, все процессы происходят замедленно. Поэтому каких-то сильных аномалий у нас быть не может. У нас гораздо больше мест, в которых лучше не бывать.
Если говорить о местах силы в Беларуси, то, однозначно, это Жировичский монастырь. Не весь, а там, где бьют родники. В Минске силой обладает Лошицкий парк, он обновляет и подпитывает. Правда, сейчас его переделывают, и я не знаю, что будет после реконструкции. В Троицком предместье можно ощутить энергию древних традиций, там особенно сильно ощущается связь с предками, причастность к родине.
Ближайшим к вам местом силы может быть река. Посидите возле проточной воды – через некоторое время почувствуете себя лучше. Очень хорошо наведаться в Беловежскую Пущу. По большому счету она вся очень чистая. Есть один нюанс, о котором мало кто задумывается. Скажем, где-то прошла информация о том, что то или иное место обладает волшебной, восстанавливающей силой. Люди начинают массово туда ездить. Через некоторое время место становится не таким сильным и не таким чистым, и возникают неожиданные для человека последствия. Так, например, произошло в Полоцке. Энергетически это очень сильный город, особенно старая его часть. Возле Софийского собора есть памятник-валун. Люди верят, что он исполняет желания. И он действительно их исполняет, но так как его «чисткой» никто давно не занимается, то желание, как правило, исполняется через негативное событие.
Следует быть осторожным и с паломничеством к могилкам святых, блаженных. Это древняя традиция, люди пользуются ею интуитивно. У сильных покойных иногда что-то просят – через их силу, но когда просящих слишком много, это не совсем правильно. Мы привыкли уповать на других. Вместо того чтобы понять, что сами можем справиться с той или иной проблемой, мы просим, чтобы она чудесным образом разрешилась. Лучше десять раз подумать, перед тем как ехать к могилке и просить святого о помощи, если не хотите потом каких-то проблем и жизненных уроков, которые вам не понравятся. Просите, только когда уверены, что ничего не можете предпринять, повлиять на ситуацию, что ресурсы абсолютно исчерпаны.
– А есть у нас «волшебные» лес, поляна, где можно подзарядиться энергией?
– Есть, поселок Сосны под Минском. А вообще, можно подзарядиться в любом сосновом бору. Сосны очищают. Только гулять по сосновому лесу лучше в первой половине дня. У деревьев тоже есть свой жизненный цикл. До полудня они отдают энергетику. После обеда засыпают и помогают слабо. Деревья – как люди, у каждого свой характер, свое предназначение. Например, душевную боль лучше всего снимает береза. Об этом еще песни складывались. В любой лес желательно приходить с чувством благодарности.
Легенды о валунах в Беловежской пуще
Еще со времен язычества наши предки относились к камням с большим уважением, поклонялись им. Люди верили в их чудесные свойства, верили, что они могут вылечить от недугов, даже совершали приношения камням.Среди всех возможных камней, которые когда-то принес на территорию Беларуси ледник Скандинавии, вполне можно найти и такие удивительные камни, которые называются следовики. Камень следовик – это камень с углублением, который часто похож на след человека или животного. Эти удивительные отпечатки рождают множество легенд в народе, который считает, что подобные следы могли оставлять некогда только сверхъестественные существа.
В Беловежской пуще также можно найти интересные валуны, среди которых камень в два метра на полтора около Королево-Мостовского лесничества. Возвышается над землей только 50 сантиметров камня, основание на два метра уходит в глубину. Камень покрыт трещинами и углублениями, которые вполне можно принять за следы человека. При этом один отпечаток похож на босую ножку, а второй на обутую.
Люди верят, что некогда через Беловежскую пущу шла Матерь Божья, и ей в башмачок попала соринка. Чтобы ее вытряхнуть, она стала на камень, и там так и остались ее следы.
Раньше люди водой из следов камня промывали больные глаза для выздоровления. Также возле камня оставляли деньги для того, чтобы рос семейный бюджет. Сюда приходили незамужние девушки в поисках счастья, бездетные семейные пары, и по легендам камень помогал. Бытует мнение, что где-то там внизу под камнем закопан клад, однако докопаться до основания никто еще не смог.
Недалеко от деревни Ясень также находится камень следовик, о котором говорят, что тот может вызвать дождь. На камне находятся следы также босых ножек и конских копыт. При этом в одном из углублений всегда есть вода, которую по предположениям местных житель камень источает сам. Раньше, если дождя долго не было, женщины ткали деревней обрядовый рушник, несли его к камню и после того, как обольют его святой водой, обтирали рушником насухо. Как рассказывали, дождь потом прерывал засуху.
Не менее интересный валун и в Язвинском лесничестве. Камень похож на трапецию по форме, а наверху можно найти борозду. Внизу же имеется углубление-чаша, куда скапливается вода от снега или дождя. По легенде, если этой водой умоешься, то зрение улучшиться, а молодая красавица станет еще краше. Есть мнение, что на самом деле тут древнее капище, где приносили в жертву животных, а в углублении скапливалась их кровь. Мнение это подтверждает расположенный рядом старый дуб со сквозным дуплом.
Если вы будете на экскурсии в Беловежской пуще, обязательно попросите рассказать подробнее о местных валунах, вы услышите много интересного.
Пророчество о Советском союзе и Беловежской пуще
С полным основанием Беловежскую пущу, если подойти к ней именно с данной точки зрения, можно отнести к так-называемым «местам силы». По ее территориям проходит геоактивная зона (или геологический разлом). Считается, что вдоль данного разлома пролегает линия с излучающейся положительной энергией. В Беловежской пуще же и окрестностях ее можно найти множество родников, церквей, необычных валунов-камней (старых святилищ язычников). Также здесь можно найти более тысячи патриархов леса (деревьев-великанов). Началась история одного из самых старых в мире заповедников еще в далеком 1409 году.Может быть, царственные особы, короли и князья того времени также знали о высокой положительной энергии данного места, поэтому и выбрали именно его для восстановления сил, охоты и отдыха. Если заглянуть в глубокую историю пущи, то можно отметить, что почти все правители, которым это «место силы» принадлежало (еще начиная с Владимира Мономаха), непременно бывали здесь. Было так видимо не только поэтому, что в нетронутых лесах пущи водилось множество дикого зверя, соответственно и выбор для охоты мест был огромный. Ехать при этом далеко также не было необходимо. Вельможи тем не менее тянулись к этому загадочному месту, здесь жили и привозили в дальнейшем близких. Впоследствии для того, чтобы с комфортом разместиться, стали строить дворцы и дома.
В Беловеже рядом с царским дворцом, который был построен на холме вместо старых палат королей Польши, растут многовековые старые дубы. Эти деревья на себя обратили особое внимание в 1991 году, когда на одном из деревьев проявилось некое подобие «иконы». Возникла эта икона после лечения одного из деревьев на месте отпиленной ветки.
Ассоциировался данный образ более с Гавриилом архангелом – мужчиной лет 40 с густыми ниспадающими темными волосами до плеч. Пересекал чело архангела глубокий шрам, губы были сложены в грустную усмешку. Эта удивительная природная «икона» поглотила настолько приезжающих туристов, что на некоторое время по популярности заслонила обитающих зубров в пуще и другие удивительные природные объекты.
Некоторые люди, которые стояли с «иконой» возле дуба, видели удивительные видения. Некоторые, к примеру, рассказывали об убегающих фигурах, некоторые о казни Николая второго. При прикосновении к данной иконе люди рассказывали о пульсации и покалывании в пальцах. Явление подобных образов в народе часто связывали со значительными событиями. Люди говорили, что вот-вот в Беловежской пуще или ближайших местах случится что-то необычное. Именно поэтому, когда уже в конце года в Вискулях произошел развал Советского союза, люди это восприняли как сбывшееся пророчество.
Легенда про Белого генерала
В Минске на Батальонной улице некогда проживал герой турецко-русской войны 1877- 78 гг. Героем этим был Скобелев Михаил Дмитриевич. Называли его «Белый генерал» за любовь к военным белоснежным кителям и коням светлых мастей. В свое время он штурмовал Плевну, отбивал на Имилийском перевале атаки, брал Адрианополь, бился в Шейново. Среди русских солдат генерал был очень популярным.Настоящие легенды ходили о бесстрашии и храбрости Скобелева, о его презрении к опасности и хладнокровии в битвах. Дерзкий, бесстрашный, предприимчивый и смелый в своих решениях – именно таким его запомнили соратники. Не один раз Белый генерал заглядывал смерти в лицо, однако остался живым. Слухи среди солдат говорили, что полководец их заговорен от военных ран, поэтому его ни пуля, ни сабля не могли ранить. Солдаты сидя у костров пели: Удалой боец лихой не страшился пулей вражьих, не боялся и штыка.
По легенде после того, как был взят Хивин один из местных водил девять дней и ночей Скобелева по улицам города, не давая ему есть и пить. Только твердил при этом странные и зловещие заклинания. По легенде этот хивинецтак заговорил Скобелева и он стал неуязвимым для пуль, которые якобы теперь стали проходить сквозь него не причиняя вреда.
По рассказам до «заговора в Хивине» у Михаила Дмитриевича было семь боевых ранений, после взятия же только одно легкое ранение в ногу.
Рассказывали, что когда-то еще молодой офицер Скобелев увидел сон. Ему привиделся берег Финского залива, куда стали высаживаться англичане вытесняя русских. На выручку им тогда во главе кавалерии приехал Скобелев на белом коне, и неприятель оказался разгромлен.
Как оказалось, сон был вещий. Уже утром Михаил Дмитриевич после караула отправился на прогулку. Как же он удивился, когда увидел возле деревушки Малой Бронной того самого коня из его сна. Будучи суеверным, офицер подумал, что тут добрый знак, и на время учений решил поселиться в избе Никиты – хозяина коня.
Скобелев все лето проездил на этом коне верхом, за животным ухаживал крестьянин Никита, которому молодой офицер выплачивал жалование.
Прервалась жизнь «Белого генерала» лет в 39 трагически. В 1882 году 26 июня он был найден в московской гостинице «Англия» мертвым. Эта смерть породила массу домыслов и слухов. До сих пор так и не утихли споры о том, сам ли умер Скобелев, или ему «помог» кто-то.
Минчане в начале 20 века рассказывали легенду о том, что на Военном кладбище иногда можно увидеть призрак этого «Белого генерала», который приходит навестить погребенных здесь соратников.
В пяти минутах ходьбы от проспекта Независимости возле кинотеатра Мир. Стоит только завернуть на военное кладбище и там можно увидеть храм в ретроспективно-русском стиле в народе именуемое Военне кладбище.
В 1941 году 24 июня при бомбардировке немецкой авиацией столицы одна из бомб угодила прямо в храм, упала перед алтарем… и не взорвалась. Главный купол был снесен волной, также загорелась кровля, однако огонь быстро потух. В самом начале июля 1944 храм стал местом для спасения местных жителей, которые не хотели быть угнанными немецкими солдатами. В подвале Свято-Александро-Невского храма люди нашли убежище, и до сих пор прихожане верят, что оберегала испуганных людей в те дни сама Божья милость.
Следы Матери Божьей на валунах
Как говорит предание, именно на нем происходило второе явление иконы Матери Божьей Жировичской в 16 веке. На валуне просматриваются следы от пальцев руки Богородицы. Камень этот сегодня можно найти на алтаре в главном храме Жировичского монастыря. Под храмом можно найти чудотворную криничку. Летопись доносит до нас массу историй, которые связаны с данной святыней. Одна девушка по фамилии Езерская родом из Волковысского уезда села на чудотворный камень со словами: «Вот тут Мария ваша сидела». В тот же момент ее руки покрыли ужасные струпья, а затем она упала уже мертвая.Пытливые умы все больше будоражит тайна Беловежской пущи. Там на одной из ее полянок также можно найти гладкий валун. По преданию, на этом валуне Матерь Божья переобувалась. На камне в хорошую погоду отчетливо можно рассмотреть углубления, которые так похожи на следы от одной босой ножки примерно 37 размера и от туфельки.
Недалеко от деревни Ново-Андреевка в Глусском районе найдены были два камня. На одном вверху имеется крест, а на втором можно рассмотреть рот, глаза и полоски напоминающие «волосы» на макушке головы. Сбоку на камне также есть след от ноги.
Возле Новогрудка на кладбище деревеньки Сенежицы лежит на месте бывшей церкви обычный на вид валун с углублениями. Одно углубление аккуратное и маленькое, а второе – след от большого когтя. Есть легенда, по которой первый след был оставлен Божьей Матерью, которая ступила на камень перед входом в церковь. Второй след от дьявола, козни которого были расстроены Божьей Марией.
В Смолевичском районе в Петровичах все с большим уважением относятся к овальному камню размером в 70 сантиметров в длину и пол метра в ширину. Как рассказала местная пенсионерка – Бабарыко Софья, у которой там дача, на камне можно найти след ноги и дорожного посоха Божьей Матери.
По местной легенде, когда по Беларуси шла Богородица, она направлялась как раз через Петровичи и Ляды на Оптину. В каждом из тех мест, где она останавливалась отдохнуть, пробивались ключи из земли, а на камнях оставались отпечатки-следы ее святых ног. В Петровичах долгое время возле камня был святой источник. Туда приходили люди за исцелением, однако при проведении работ по мелиорации его засыпали, а сам камень был «придавлен» плитой из цемента. На белорусской земле на самом деле был целый культ подобных камней-следовиков, который потихоньку сегодня начинает возрождаться. Древние языческие камни связываются постепенно с христианской символикой, со святыми.
Отец Белюк Василий сдержанно относится к не очень крупному камню в поле, на котором, по словам людей, можно найти отпечатки ног Богородицы. Рядом также можно приметить следы посоха и ножек святого младенца. Сам батюшка, однако, отметил, что освящать камень не будет, так как точно не может сказать, правдива эта легенда, или нет.
Апостолы Радзивилов
Уже ни для кого не будет секретом тот факт, что люди в случае войн или других неприятных обстоятельств стремились спрятать в земле свои самые ценные сокровища. Без сомнения, все они в будущем рассчитывали вернуться и забрать спрятанное, однако во время войн и других катаклизмов жизнь спрятавших сокровища людей оказывалась под угрозой. Вернуться за спрятанным часто было уже некому. Истории эти впоследствии становились легендами, вызывали бурный интерес не только у романтиков, но и ученых. На самом деле больше всего кладов найти можно не в тех местностях, где их чаще всего ищут, а там, где их прятали и прячут веками. По числу обнаруживаемых за год кладов Беларусь при этом идет по традиции впереди всей Европы. В чем причина? А причина как раз в том, что на этой территории прошло множество больших и малых войн, колличество которых и подсчитать трудно. В поисках многочисленных сокровищ перекопано множество земли, и у любителей подобных поисков есть вполне логичный вопрос: «А не выдумка ли это все на самом деле?». К таким историям, которые вызывают множество вопросов, относиться и история о золотых апостолах князей Радзивиллов.Еще в Средние века можно было услышать множество слухов о богатстве Радзивилловского клана. Доля справедливости в этом была – Радзивиллы владели огромными земельными угодьями, занимали все возможные титулы и должности в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой (там были и канцлеры, сенаторы, маршалы, епископы). Доходы семьи и правда были огромны, ведь недаром их называли некоронованными королями. Также и Несвиж, где у княжеского рода была своя резиденция – дворец-замок (ныне наследие ЮНЕСКО), парки, костелы, бастионы, называли северным Парижем.
Построили замок в веке 16 и уже спустя сто лет по свидетельствам очевидцев и документации (опись инвентаря 1658 года) он стал сосредоточением огромных богатств. Убранство помещений, украшенных деревянной резьбой, лепниной, персидскими коврами, именитыми художественными полотнами и красивыми каминами просто поражало. Также удивляло наличие столового серебра, фарфора, хрусталя, восковых фигур, редких манускриптов. Однако это все меркло на фоне убранства и великолепия двенадцати парадных замковых залов – Бриллиантового, Золотого, Мраморного, Гетманского, Рыцарского…
Радзивиллы из года в год становились все богаче, открывали новые фабрики и заводы, дворцы, основывали новые крепости с множеством военных припасов.
Среди этих слухов о многочисленном богатстве были слухи о наличии в сокровищнице клана двенадцати скульптур апостолов из чистого золота в полный рост. В этой сокровищнице, по преданию, насчитывалось 60 пудов всевозможных драгоценностей. О происхождении ее точных сведений нет, однако предполагается, что ее привезли в 17 веке из Константинополя. Также Радзивилы находились и в родственных и дружеских взаимоотношениях с большинством великих Европы. Не раз от них клан получал дорогие подарки, в том числе и в виде платы за «услуги».
В сокровищнице были презенты и от папы римского, были ценные вещи от Собесского Яна – короля Польши, которому в войне с турками удалось однажды захватить большой обоз с всевозможными драгоценностями.
Тайны Брестских подземелий
Часто под землей сырость. Грибки, плесень… Самая лучшая профилактика для того, чтобы не заболеть – просто туда не ходить, однако, если решение было все-таки принято, то следует принять и соответствующие меры. Писать на данную тему также скользко и опасно, ведь недаром одним из страшных ругательств у белорусов было «А каб цябе зямля завярнула (забрала)!», или «Чтоб ты под землю провалился!». Тут явно нужно быть готовым и к применению терапии, успокоительного курса (таблеток, экстрасенсорного восприятия для снятия порчи и тому подобного), и к применению более радикальных решений вроде хирургии.Подтвердить свои слова хотелось бы несколькими цитатами, а как уже конкретно они будут подтверждать вышесказанное, решайте сами:
Первя цитата взята из книги «Брестская крепость» за авторством Смирнова Сергея Сергеевича, который подметил в своей книге следующее.
В пятисот казематах подземного здания могли разместить гарнизон с численностью примерно в двенадцать тысяч человек со всеми нужными для жизни и функционирования гарнизона запасами на длительный срок. Под казармами, кроме всего прочего, размещаются обширные подвалы, а уже под подвалами, на более глубоком этаже размещались подземные ходы, среди которых некоторые уходили за пределы крепости на километры.
Особое внимание хотелось бы обратить на выделенный жирным шрифтом текст. Даже те, кому во время существования СССР довелось поработать в крепости внештатным экскурсоводом, вспоминают это место с трудом. Связано это, скорее всего, с тем, что экскурсоводам настойчиво предлагали обходить это место стороной «идеологические» методисты и сотрудники. Было, кстати, еще несколько тем-табу, среди которых и тема обороны в 1939 году крепости поляками.
Следующая цитата, которую также хотелось бы упомянуть, это цитата Л.М. Несцярчук («Замкі, палацы, паркі Берасцейшчыны Х – ХХ стагоддзяў»:
Падзямеллі царквы (Церабуні) і рэзідэнцыі замка Шуйскіх злучаліся мураваным ходам пад зямлей агульнай працягласцю у паўкіламетра.
Хотелось бы напомнить, что окружена Брестская крепость была тремя фронтовыми кольцами. Третью линию так и не успели закончить, однако пятно охвата зоны составяло примерно в поперечнике 30 км. В эту зону теоретически вписывалась и деревенька Теребунь (от крепости 12 км). Эта деревенька после рассказа одного из бывших пограничников заслуживает отдельного внимания. Вот что он отметил:
Ехали мы однажды поутру на заставу, и вдруг дорога неожиданно провалилась. Яма была просто здоровенной. Командир отдал приказ все засыпать песком. И теперь там можно найти заметное углубление, что вполне можно проверить. Однако обо мне прошу не упоминать, сейчас занят другими делами и может это мне навредит.
Проверять эту информацию спешить не хочется. Возможно, все это будет, когда собереться команда инвесторов в крепость как исторический и культурный объект, представители культурной ветки, и все это будет сделано сообща. Недаром ведь говорит белорусский народ: «гуртом лягчэй і бацьку біць».
Думается еще, что в Теребуни возможно провалился и упомянутый в издании Нестерчука ход, который был замурован, кстати, со стороны церкви, которая ныне еще здравствует (что нельзя сказать о разобранном еще в 19 веке замке). Теперь хотелось бы вспомнить и обратную сторону ситуации. Под Брестской крепостью в 1960-х пропали дети. Как отмечают другие источники, происходило это и в другие годы. Точно пока установить не получается – пропадают дети под крепостью или под городом. Именно по этой причине здание бывшего клуба красноармейцев (сегодня православная крепость цитадели) закрыта для доступа. У храма имеется два уровня. Под подземным вторым имеется еще один, который ныне замурован, однако наверняка туда есть и другие доступы. Довольно недвусмысленно об этом говорил на камеру ныне покойный настоятель церквушки отец Игорь.
Фильм этот с этими словами вполне можно найти в Интернете. Тем самым вполне подтверждаются догадки автора данных строк о причинах затруднительного доступа в подземелье. Однако, даже если каким-либо образом кому-то станет известно о данных скрытых входах в подземелье, отправляться туда на поиски приключений спешить совсем не стоит. При определенном стечении обстоятельств там наверняка могут найти и то, что могло остаться от несчастных пропавших детей, также наверняка там встретиться и то, от чего они погибли – а это может быть не только жажда или голод, но и мина или оставшиеся боеприпасы с войны. Что случилось точно, не знает никто, однако местные краеведы и сотрудники соответствующих органов хором заявляют, что неподготовленные искатели приключений вполне могут разделить участь несчастных.
Проклятый сад в Мирском замке
В девятнадцатом веке владелец замка – Святополк-Мирский Николай – отдал приказ о вырубке цветущего сада, находился который со стороны дворца справа. На данном месте князь решил выкопать новое озеро.Происходило все весной в период бурного цветения яблонь в саду. Народ в то время говорил, что молодые цветущие деревья вырубать большой грех. Люди считали, что тот человек, который срубит дерево в цвету, как будто загубит чью-то молодую жизнь, этот человек будет проклят, и род его преследовать будут постоянные несчастья. Местные жители отказались губить молодой сад наотрез, однако князь на своем приказе настаивал твердо. Князь первый самолично срубил пару деревьев и после этого нанял тех, кто доделал работу до конца.
Народ говорил, что князь тем самым себе и другим рабочим подписал смертный приговор. Как гласит местная легенда, именно после этого несчастья и беды стали настойчиво преследовать хозяев замка одна за другой.
Началась работа по обустройству будущего озера на месте сада. Почти каждый день, как рассказывает легенда, происходили совершенно нелепые и совершенно непредсказуемые несчастные случаи.
Предание утверждает, что во время строительных работ погибло большое количество людей. Среди этих людей оказался и единственный сын местной ведьмы, которая в отчаянии и гневе прокляла озеро словами, в которых говорилось, что с той поры в озере утонет столько же людей, сколько князь загубил цветущих молодых деревьев.
Прошло немного времени и проклятие действительно стало сбываться…
Оказалась первой утопленницей Сонечка – юная княгиня. Утонула девочка в озере в свои двенадцать лет. Уже в 1898 году на берегу озера нашли мертвым и самого князя Николая. Их обоих похоронили в местной усыпальнице, которую построили возле замка.
Принимать ли на веру эту легенду, личное дело каждого человека. Однако и в наши дни до сих пор почти каждый год тонут в озере люди, в основном мужчины.
По легенде, духи из яблоневого сада превращаются в молодых прекрасных девушек, которые проходящих мимо мужчин заманивают в воду и затягивают их на дно с нечеловеческой силой. По крайней мере именно таким образом в народе объясняют причины того, что тонут в озере в основном мужчины.
Открытым остается только один вопрос – сколько же еще проклятому озеру нужно утопленников, чтобы пополнить до конца то количество яблонь, которые когда-то были в саду замка.
Велижский леший
В соседней Белоруссии мне приходилось бывать около десяти раз. Конечно же, ездил я туда на вполне цивилизованном транспорте. Но то ли дело посмотреть сельскую глубинку страны! Давно страдая авантюрной идеей отправиться в Беларусь на велосипеде, я нашел двух единомышленников, не меньше меня привыкших к тяготам и лишениям экстремального туризма.Леший у нас тут ходит… Итак, мы с друзьями решились покорить просторы соседнего государства на велосипедах. Конечно, путешествовать на двухколесном транспорте гораздо комфортнее и быстрее, чем пешком, но все же за один день нам предстояло проделать внушительное расстояние в мягко говоря, ускоренном темпе: одному из нас предстояло в понедельник вернуться на работу.
Из родного Пржевальского мы выехали около восьми часов утра. Решив сэкономить время, направились в соседний Велижский район через лес. Местность здесь, на границе районов, совсем дикая: заброшенные и полузаброшенные деревни, заросшие травой в человеческий рост и выше поля, огромное изобилие всякой живности и хищных птиц.
У березовой рощи мы встретили охотника, бородатого пожилого мужика лет шестидесяти. «Куда путь держите, мальцы? – поинтересовался он, – нешто по асфальту ехать несподручно?» Услышав в ответ, что по асфальту крюк делать придется, а так, по полю, короче получается, охотник усмехнулся: «И куда вы, на Велиж? Не страшно что ли?»
Недоумевая, чего или кого именно нам стоит бояться, мы получили ответ, не очень-то отличающийся адекватностью: «Леший тут у нас ходит. Кого заведет, а кого и погубит. Я вот поохотиться и то далеко не суюсь. Мало ли чего? Еще бабка моя рассказывала: пойдет человек, и пропадет. А потом говорят – медведь задрал. Не медведь это. Так что сперва с дороги собьетесь, а потом и беда, того гляди случится. Возвращались и ехали бы по дороге лучше…»
Пугала-висельники и таинственные огни
Поразившись живучести суеверий в сельской глубинке, мы поблагодарили охотника за добросердечный совет, и, само собой, не послушали его. Как вскоре оказалось, напрасно.Сколько не писали бы в учебниках ОБЖ о необходимости брать с собой компас, никто из нас не воспринял всерьез риска заблудиться. Потерять дорогу «повезло» на местности, практически лишенной любых ориентиров. Солнце предательски скрылось за облаками, и, как оказалось, в таких условиях нет ничего важнее сторон света: около четырех часов мы потеряли на поиски дороги, вернее малоразличимой колеи в полях, путаясь и идя наугад.
О лешем мы вспомнили только тогда, когда оказались в болоте. Вероятно, раньше здесь была деревня с прудом, на месте которого, в низине, потом и образовалась топь.
Не успели мы выбраться, как началась гроза с сильнейшим ливнем. Почти сразу смерклось, и мы в поисках убежища забрались под выверт старого дерева. Удары грома были настолько сильны, что закладывало уши: молния несколько раз била в деревья на противоположной стороне поля. После одного из ударов из-под нашего выверта с диким писком вылетело несколько летучих мышей.
К счастью, нечистая сила, если она и была в чем-то виновата, смилостивилась к нам. Гроза стихла где-то через час, дождь закончился. Мы потащили велосипеды по полю, и в итоге удача повернулась к нам лицом: на горизонте показались электрические столбы и за ними – автодорога Смоленск-Велиж.
Купальская ночь
Под грохот несущихся фур и лязгающих мотоциклов мы добрались-таки до Велижа. Районный центр порадовал нас наличием придорожного магазина, в котором мы прикупили съестных припасов и воды. В сам город заезжать не было времени, и потому мы в Велиже не задержались.Уже через пять минут наши велосипеды мчались по трассе, идущей на Витебск. По российскому участку дороги нам пришлось преодолеть большую часть маршрута. Белорусское шоссе не могло не радовать: мы не встретили ни одной ямы, к тому же отсутствие возвышенностей значительно повысило скорость нашего перемещения по белорусской земле.
Уже на подъезде к поселку Сураж – конечному пункту нашего следования, ждала очередная встреча: старушка лет семидесяти, возвращавшаяся домой с грибным лукошком, поинтересовалась, который час. Конечно, мы назвали московское время, чем и выдали себя. «Значит, ребята из России? Ну, время вы конечно, выбрали путешествовать нехорошее!» Вспомнив велижского охотника, мы решили, что любители страшилок живут по обе стороны границы, смирились с этим, и все же поинтересовались, чем может обернуться наша неосмотрительность, и в какое же время стоит путешествовать. «Купалье сегодня, что не знали? – удивляясь нашей глупости, объявила старушка, – знаете, что в этот день случиться может? Да все, что угодно! Вы еще скажите, что в лесу ночевать собрались?!»
Праздник Ивана Купалы во Фленово
Какое бы уважение мы ни питали к пожилому человеку, бабушку разочаровать пришлось: да, именно в лесу и собирались. «Не боитесь, значит, нечистой силы? Ну смотрите сами, говорю, день такой сегодня – Купалье настало – в лес не суйся.»Попрощавшись с суеверной местной жительницей, мы начали искать место для ночлега. Разместились на берегу Западной Двины в хвойном лесу. Развели костер, поужинали и собирались было ложиться спать, как вдруг услышали метрах в пятидесяти крик совы.
Крик повторился, и я пошел посмотреть, что случилось с ночной птицей. В сумерках сову, сидящую на надломленной ветке, удалось рассмотреть не сразу. Стоило мне подойти поближе, как птица перелетела с дерева и села на куст у меня за спиной. Как только я повернулся к ней лицом, сова повторила свой маневр. Решив, что мистики на сегодня достаточно, я вернулся к костру, и мы, утомленные стокилометровым маршрутом, заснули как убитые.
Наутро, проснувшись, мы не поверили своим глазам: костер, потухший еще вечером, продолжал гореть ровным пламенем, как будто кто-то подкладывал туда дрова. Более того: дымились и два соседних кострища, расположенные по разные стороны от палатки.
Умудренные знакомством с местной чертовщиной, домой мы возвращались по другому, короткому пути. Дорога через лес была гораздо лучше проселочных дорог в родном «Смоленском Поозерье», так что в скором времени мы уже были в России. Не встретив по пути ничего аномального, мы вброд перешли Касплю и оказались в Демидовском районе.
На территории Беларуси много замков, прежде принадлежавших весьма родовитым фамилиям. И почти с каждым из них связывают легенды о привидениях, что, конечно же, привлекает туда туристов.