Древний мир считал самыми замечательными творениями человеческих рук египетские пирамиды, висячие сады Вавилона, статую Зевса Олимпийского, храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей, Колосса Родосского и Александрийский маяк. Из этих семи уникумов до наших дней сохранились лишь величественные усыпальницы фараонов. Об остальных шедеврах, утраченных ещё в далёком прошлом, мы знаем только по описаниям их современников.
Великая Китайская Стена
Принадлежит к числу самых знаменитых памятников зодчества и наряду с пирамидой Хеопса служит своего рода эталоном «чуда света». Создание этого грандиозного сооружения длиной свыше 6 тысяч километров было осуществлено в основном в IV-III вв. до н. э. Каменный пояс высотой 6,6 метра (на отдельных участках до 10 метров), возводившийся титаническим трудом миллионов людей, был призван защитить северные границы Поднебесной от вторжения кочевников. Несмотря на вселенскую известность, Великая Китайская стена до сих пор хранит множество неразгаданных тайн, дающих пищу для различных гипотез. Как показывают простейшие математические расчёты, чтобы построить столь масштабный объект, древние китайцы должны были знать интегральное и дифференциальное исчисления. Однако такими знаниями они не владели даже в средние века. Более того, ни одна из изученных на сегодняшний день древних цивилизаций не могла в силу недостаточного уровня развития спроектировать порубежную твердыню. Возможно, настоящими зодчими рукотворного чуда были представители давно погибшей и ещё не открытой культуры или… космические пришельцы.Амфитеатр Колизей в Риме
Этот символ Вечного города воздвигнут в правление двух императоров – Веспасиана и его сына Тита всего за восемь лет (72-80 гг. н. а). Величественная постройка, сложенная из местного туфа, впечатляет мощной трёхъярусной аркадой, которая не кажется однообразной благодаря множеству колонн, украшенных капителями различных ордеров. В средние века Колизей был частично разрушен: люди безжалостно выламывали из него камни и целые блоки чтобы возвести хритианские храмы, виллы, общественные здания. Сегодня, глядя на руины гигантского амфитеатра, собиравшего до 50 тысяч зрителей, трудно представить, что здесь кипели смертельные схватки гладиаторов, разыгрывались настоящие морские сражения. Арена каким-то образом (секрет этой метаморфозы утерян) быстро наполнялась водой, появлялись боевые галеры с сотнями гребцов, и начиналось популярное античное шоу. Но при всех утратах творение римских инженеров, далеко опередивших свою эпоху (использование бетона, арочных конструкций и т. д.), и в наши дни радует взор стройной и гармоничной «музыкой для глаз».Пещерный город Петра в Синайской пустыне
Легендарная столица набатеев была основана в III веке до н. э. кочевыми племенами, правившими в южной Иордании. Набатейское царство одно время являлось частью Римской империи, позднее входило в состав христианской Византии. Из-за частых землетрясений люди постепенно покидали город, и к концу XII века он опустел, оставив миру замечательные творения древних зодчих и каменотёсов. Все здания здесь – и дворцы, и храмы, и гробницы – вырублены в монолитной породе (жилые дома, сооружённые из ила, давно разрушились). Скальные постройки из песчаника нежно-розового, пурпурного и других оттенков украшены колоннами и пышными портиками. Когда-то полагали, что таинственный город заложили евреи в период своих сорокалетних странствий по пустыне, но археологические раскопки в начале прошлого века полностью опровергли эту версию.Город Чичен-ица в Мексике
Комплекс построек на полуострове Юкатан (VIII-XII вв. к э.) – жемчужина доколумбовой Америки. Центральное сооружение ансамбля – храм Кукулькана, посвящённый Кецалькоатлю, пернатому богу-змею, главному в небесном пантеоне майя. Эта четырёхугольная пирамида – не только архитектурный шедевр, но и запечатленная в камне космология древнего народа, совершенный с точки зрения строительной инженерии, астрономии и геодезии объект. Её девять террас символизировали девять больших планет Солнечной системы, четыре лестницы со всех сторон пирамиды означали четыре стороны света, по которым они были точно ориентированы. На верхнюю площадку храма, где находилось святилище, ведут в общей сложности 364 ступени. Если приплюсовать сюда усечённую часть пирамиды со святилищем (а она тоже по сути является ступенькой), мы получим число дней в году. Похоже, канувшие в Лету цивилизации были намного сложнее, чем нам представляется, и некоторые знания, которыми они пользовались, сейчас либо не учитываются, либо неизвестны.Город Мачу-Пикчу в Перу
Считается, что крепость и святилище инков построены в XV-XVI вв., хотя, скорее всего, это поселение имеет гораздо более солидный возраст. Возможно, исчезнувший ныне народ пришёл в город, уже построенный некими древними жителями Южной Америки, оставившими нам массу загадок. Как, например, возводились такие города из громадных монолитов в условиях высокогорья при отсутствии поблизости каменоломен и подъездных путей? Не так давно учёные и строители провели уникальный эксперимент, попытавшись воспроизвести в этом месте элементы древней постройки, используя многотонные валуны. Доставить их за облака не удалось даже с помощью современной техники. А гигантские ступени, которые ведут к обычным по размерам жилищам? Кто были те исполины, шагавшие по ним? На эти и другие вопросы пока нет ответов.Мавзолей Тадж-Махал в Индии
Пятикупольная усыпальница высотой 74 метра, одно из самых больших сооружений такого рода в мире, построена в 1630-1652 гг. Это беломраморное чудо, украшенное мозаикой из цветных камней, приказал построить правитель империи Великих Моголов султан Шах- Джахан над могилой любимой, безвременно умершей красавицы жены Мумтаз Махал. В отличие от других памятников, вошедших в интернет-список, каменный гимн любви находится в идеальном состоянии. Его периодически реставрируют; в частности, чтобы избавить мраморные стены от пожелтения, вызванного действием пыли, выхлопных газов автомобилей, их отбеливают с помощью специальной глины.Статуя Христа в Рио-де-Жанейро
Монумент Спасителя высотой 37 метров, открытый в 1931 году в тогдашней столице Бразилии, стоит на вершине 700-метрового холма. Памятник прост, безыскусен, величествен; возвышаясь над городом, он виден из любой его точки. Но значение этого скульптурного сооружения выходит далеко за местные и даже национальные рамки Подобно знаменитому голубю мира Пикассо Христос в Рио-де-Жанейро стал символом нашей эпохи. Широко распростёртые руки Богочеловека словно объемлют всю планету, объединяя землян под своим покровом. Призывы к миру, всепрощающей любви, милосердию, с редкой силой выраженные в этом произведении, сегодня как никогда актуальны для человечества, раздираемого конфликтами.Подведём итог нашему небольшому обзору
Почему люди предпочли древние хотя и в большинстве своём испытавшие превратности судьбы сооружения более поздним эффектным постройкам, в том числе и созданным на основе новейших технологий?Думается, разгадка этого феномена – не покидающая человека мечта о вечном, нетленном, устойчивом к ударам времени. Монументальные творения (а это прежде всего «камни»), бросающие вызов всепожирающему Хроносу, помогают людям преодолеть свою смертную природу. Кроме того, нас притягивают загадочность и недосказанность – неизменные спутники сооружений былых эпох.
И ещё. Попытка «найти» чудеса света, созвучные нашему времени, – это стремление нынешних землян с помощью сегодняшнего суперчуда – Интернета – прикоснуться к жизни ушедших цивилизаций, ощутить свою связь с ними, прочитав каменную «книгу», «написанную» древними зодчими на давно забытых языках.