Идею парка приписывают кондотьеру Пьеро Франческо (Висино) Орсини, владельцу родового замка Орсини в Бомарцо.
Упоминаю об этом не случайно, поскольку события, происходившие в Италии примерно за 20 лет до начала строительства парка, имели прямое отношение к стремительному приходу эпохи маньеризма. Они связаны с усилиями папы Клемента VII, правившего в Риме, противостоять усилению влияния и распространению империи Габсбургов под управлением испанской короны на территории Италии. Попытки эти не увенчались успехом, несмотря на усилия французского короля Франциска I, оказать поддержку папской власти. Он предпринял четыре итальянские войны и все их проиграл.
В 1527 г. Рим был взят приступом и варварски разграблен наемниками Карла V, которым император задолжал зарплату. Основу их составляли немецкие ландскнехты. Папа Климент VII находился в городе и вынужден был по подземному переходу бежать и укрыться в замке Св. Анжело и позднее уплатить огромный выкуп за свое освобождение. После этого Рим утратил свой авторитет и влияние в Европе. Политически, экономически и морально папская власть уже не соответствовала и не могла поддерживать веру в идеи гуманизма и торжества человеческого духа, которые выражал Ренессанс. На его смену стремительно пришел Маньеризм, который отошел от идей гармонии между физической сущностью человека и его духом, человеком и природой.
С приходом этого стиля меньше уделяли внимания стандартам, несмотря на нарочитую приверженность идеям Ренессанса, индивидуальность и фантазия почти не ограничивались, высоким был уровень исполнения. Появилась т.н. ломанная линия, пропорции фигур искажались, удлинялись, подчеркивалась духовность или наоборот, эротичность. Произведения искусства также нагружались излишними деталями.
Маньеризм не был демократичным. Его заказчиками была аристократическая верхушка, состоятельная элита, сосредоточенная вокруг королевских и княжеских дворов. Висино Орсини принадлежал к знатному роду Орсини из которого вышли пять римских пап. Маньеризм также изменил визуальное восприятие искусства, его задачей было ошеломить, поразить.
Орсини посвятил парк своей жене Джулии Фарнезе, которая погибла от несчастного случая при строительстве замка в 1546 году. В 1548 г. архитектор Пирро Лигорио получил заказ и приступил к выполнилнению проекта. Поначалу парк называли Священный Сад, «Сакро Боско», что также можно перевести, как Чудесный сад. Франческо Орсини задумал его, как сад диковин. Скульптуры были преимущественно высечены из скал в парке в нарочито грубоватой, ремесленницкой манере. Автор скульптур-Симон Мосчино. В парке есть храм, посвященный Джулии Фарнезе, архитектора Дж. Бароци.
Наследники Орсини, продали парк семейству Ланте, а те, в свою очередь семейству Боргезе. Обе фамилии были известными, но это не спасло парк от забвения. По местному поверью, в парке водились злые духи, отсюда и появилось название парк Монстров.
Спасли парк от полного разрушения уже в 20 веке. Его приобрела семья Беттини и с помощью Института истории и архитектуры Рима и Французской академии в Риме предприняла ландшафтные и реставрационные работы. Теперь все желающие могут наслаждаться парком. Скульптуры в парке имеют символическое значение, которое не всегда возможно восстановить. Чтобы понять их до конца, нужно точнее представить, какие произведения литературы и искусства легли в основу замысла Орсини а также и философские воззрения того времени.
Адрес
Бомарцо, Витербо, Италия