Никитский бульвар именуется так в память о находившемся неподалеку женском Никитском монастыре, основанном в XVI веке боярином Н.Р. Захарьиным-Юрьевым – дедом царя Михаила Федоровича. Никитские ворота Белого города тоже были названы в честь Никитского монастыря. В конце XVIII века стены, башни и ворота Белого города разобрали, а на их месте по приказу императрицы Екатерины II должны были разбить бульвары на европейский манер. П.В. Сытин в книге «Из истории московских улиц» отмечает: «На месте Никитского бульвара в 1790 году стояли: богадельня, шесть дворов причта двух соседних церквей, четыре двора купцов, шесть дворов чиновников и знати».
Лунин был не только храбрейшим воином, но и обладал тонким и честным умом, независимостью суждений, благородством души. После Бородинского сражения его наградили золотой шпагой с надписью: «За храбрость». Лунин – один из немногих декабристов, кто на следствии не назвал ни единой фамилии своих друзей. Известный пушкинист М.А. Цявловский полагал, что именно Лунин положил начало «солнечному образу» поэта. «Наше восходящее светило, юноша Пушкин», – так Лунин охарактеризовал еще недавнего лицеиста в 1816 году. Сам Александр Сергеевич называл Лунина «человеком поистине замечательным» и упоминал о нем в своих стихах: Друг Марса, Вакха и Венеры, Тут Лунин дерзко предлагал. Свои решительные меры и вдохновенно бормотал.
Владельцем усадьбы на Никитском бульваре был родной дядя Михаила Сергеевича – Петр Михайлович Лунин. Всю свою жизнь он посвятил военной карьере и вышел в отставку генерал-лейтенантом. Будучи капитаном-поручиком лейб-гвардии Преображенского полка, он получил орден святого Георгия за особую храбрость и мужество, проявленное им в ходе русско-турецкой войны. Петр Михайлович вместе со своим отрядом окружил неприятельскую батарею и захватил четыре пушки. Лунин принимал участие во множестве баталий, в том числе и в усмирении восстания Емельяна Пугачева. Петр Михайлович был без преувеличения интереснейшим человеком своего времени.
М.И. Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» упоминает о Лунине: «В старину в Москве и Петербурге был известен остряк П.М. Лунин, замечательно падкий на разные ордена, которыми он самовластно себя жаловал. Генерал-губернатор Д.В. Голицын приглашает его на официальный обед. Перед обедом кто-то замечает, что у Лунина какая-то странная орденская бутоньерка на платье. Голицын подходит и видит, что на этой пряжке – звезды всех российских орденов. «Чем это ты себя, любезнейший, разукрасил?» – спросил его князь. «Ах, это дурак Николашка, камердинер мой, все это мне пришпилил». – «Хорошо, – сказал князь, – но все же лучше снять». Разумеется, так и было сделано».
Архитектурный ансамбль усадьбы Луниных на Никитском сложился в 1818–1822 годах. Автором этого прекрасного архитектурного памятника московского ампира является Д.И. Жилярди – создатель ансамбля Опекунского совета Воспитательного дома. Брат Петра Михайловича Александр Михайлович Лунин был председателем Опекунского совета и мог порекомендовать Жилярди своему родственнику. Усадьба Луниных включила в себя постройки находившегося здесь владения князей Путятиных – древнейшего дворянского рода, происходившего от князя Рюрика. В 1787 году архитектор Е.С. Назаров построил для Путятиных большой трехэтажный дом.
Нижний этаж этого дома сохранился от палат начала XVIII века. Палаты имели симметричную планировку с центральным ризалитом на северном фасаде. К югу от них находился сад. Лунины приобрели перестроенную усадьбу в 1802 году. К этому времени на месте сада располагались одноэтажный каменный флигель и павильон. А другой флигель и корпус на северном дворе фланкировали высокий торец стоявшего в глубине главного дома, образуя классическую усадебную композицию. После французского пожара 1812 года усадьбе Луниных на Никитском бульваре потребовалась значительная переделка. Строительство завершилось в 1822 году.
Проект Жилярди был весьма интересен и состоял в следующем. К старому, путятинскому, дому с западной стороны был пристроен новый крупный объем, вынесенный на красную линию бульвара. Справа от главного дома расположился двухэтажный флигель с шестиколонным портиком, слева – одноэтажный протяженный служебный корпус. Разные по размеру здания ансамбля объединены одинаковой облицовкой фасадов в нижних этажах. Ассиметричная композиция – не свойственная московскому ампиру – уникальна и для Жилярди. Усадьба задумывалась как многофункциональный комплекс, состоящий из двух изолированных дворов с собственными воротами на бульвар.
Лунин испытывал финансовые трудности, поэтому в 1821 году еще недостроенный главный дом он продал Коммерческому банку, а семья поселилась во флигеле, который был готов уже в 1818 году. Флигель усадьбы и сам походил на небольшой особняк. Его украсили мощным ионическим портиком. Примыкающий к флигелю двухэтажный корпус тоже сделали жилым. В правом дворе существовал еще один въезд с Калашного переулка, вдоль которого располагалось здание конюшен. Третья постройка ансамбля – одноэтажный корпус слева от главного дома – типичное для ампира служебное здание. Оно было украшено центральным ризалитом и арочными нишами с лепниной.
После того, как владельцем главного дома стал Коммерческий банк, Жилярди пришлось несколько изменить проект и придать облику особняка черты здания общественного назначения. В результате появился нехарактерный для усадебного дома парадный вход с улицы. Фасад здания приобрел плоскостную композицию – колоннада была поставлена в горизонтальной неглубокой лоджии с литым ажурным балконом, вытянутым почти во всю ширину здания и служащим одновременно навесом подъезда. Укрупненные декорацией окна справа и слева от колоннады – тоже признак общественных сооружений. Главный дом усадьбы выделялся своим масштабом и значительностью.
Он привлекал к себе внимание и пользовался известностью как среди обычных москвичей, так и в среде архитектурной элиты города. Комиссия о строении Москвы – административное учреждение, образованное для ликвидации последствий пожара 1812 года, – внесла дом Луниных в список эталонных. Здание стало образцом для копирования и подражания. Петр Михайлович жил на Никитском бульваре с женой Евдокией Сергеевной. Единственная дочь Луниных Екатерина Петровна обладала прекрасным голосом, играла на нескольких музыкальных инструментах и даже пробовала себя в роли композитора. Она часто путешествовала с матерью по Европе.
Говорят, в Париже, в салоне королевы Гортензии, она имела такой успех, что Наполеон просил ее спеть в своем дружеском кружке в Тюильри. В 1809 году она закончила Болонскую филармоническую академию и стала первоклассной певицей. Ее имя знали не только в обеих российских столицах, но и в Европе. Усадьба Луниных на Никитском бульваре еще до переустройства 1818–1822 годов славилась своими музыкальными вечерами и концертами. Лунин настоял на том, чтобы парадный фасад нового главного дома оформили скульптурными лирами. Аллегорические изображения были повторены в рельефах между колоннами, в тимпанах арок, во фризе и в решетке балкона.
В 1820 году Екатерина Петровна в Риме вышла замуж за итальянского графа и великолепного певца Миньято Риччи. После переезда четы Риччи в Москву музыкальные вечера на Никитском стали пользоваться такой невероятной славой, что в дни концертов проезды бульвара заполнялись вереницами экипажей. Публика не знала, кому отдать предпочтение – мягкому и теплому голосу Екатерины Петровны или стройному басу Риччи. Пушкин писал в одном из писем: «Еду сегодня в концерт великолепной, необыкновенной певицы Екатерины Петровны Луниной». Когда однажды директор департамента духовных дел А.И. Тургенев нечаянно уронил Екатерину Петровну во время танца, Пушкин тотчас написал эпиграмму: На свадьбах и в Библейском зале, среди веселий и забот, роняешь Лунину на бале, подъемлешь трепетных сирот.
Петр Михайлович Лунин скончался в 1822 году. Его вдова Евдокия Сергеевна продала оставшуюся часть усадьбы Коммерческому банку. Банк был учрежден в 1817 году манифестом императора Александра I, в котором говорилось: «Желая открыть купечеству вящие способы к облегчению и расширению коммерческих оборотов, признали мы за благо вместо существующих ныне Учетных контор, коих действие по маловажности их капиталов и разным неудобствам, в образовании их замеченным, не приносит торговле ощутимой пользы, учредить Государственный коммерческий банк». Открытие Центрального коммерческого банка властно диктовалось временем.
XIX столетие ознаменовалось появлением русского предпринимательства, которое быстро набирало силу и нуждалось в коренной ломке крепостнической структуры старых финансовых учреждений. В 1818 году была образована Московская контора Коммерческого банка, которая через три года расположилась в главном доме усадьбы Луниных на Никитском. В 1860 году указом Александра II Коммерческий банк был реорганизован в Государственный банк, просуществовавший до Октябрьского переворота 1917 года. В советское время бывшую усадьбу Луниных хотели отдать под коммунальные квартиры, хотя внутреннее устройство зданий не подходило для этой цели.
Долгое время в усадьбе располагались различные государственные организации, а в 1970 году ее отдали Государственному музею искусства народов Востока, созданному в 1918 году. Началась реставрация здания, во время которой были восстановлены наружная и внутренняя отделка, сохранившиеся росписи стен и плафонов, лепные карнизы, мраморные лестницы. В 1984 году состоялось открытие первой выставки в новом здании. За свою восьмидесятилетнюю историю музей сменил несколько названий: Ars Asiatica (1918–1925), Государственный музей восточных культур (1925–1962), Государственный музей искусства народов Востока (1962–1992) и Государственный музей Востока (с 1992).
В настоящее время в зданиях бывшей усадьбы Луниных расположены залы постоянной экспозиции и выставочного комплекса, лекторий, кабинеты научных сотрудников, помещения для смотрителей музея и обслуживающего персонала. Усадьба Луниных на Никитском бульваре – один из самых великолепных архитектурных ансамблей московского ампира. С разных обзорных точек на этот прекрасный памятник архитектуры можно взглянуть по-разному. Обязательно обратите внимание на одну интересную деталь фасада флигеля. В верхней части портика капители пилястр, соответствующие крайним колоннам, лежат на фризе здания, а вместо средних пилястр над окнами помещен барельеф.
Парадное оформление главного дома противопоставляется простоте решения фасада флигеля, возведенного на высоком белокаменном цоколе. Лоджия с мощной коринфской колоннадой и балконом главного корпуса создают живописную игру светотени, тогда как ионический ордер флигеля подчеркивает его строгую объемность. Богатейшая коллекция музея Востока привлекает на Никитский бульвар тысячи посетителей. Но и интерьеры главного дома усадьбы Луниных – тоже своего рода экспонаты воображаемого музея искусств. К счастью, великолепная архитектура парадных комнат сейчас восстановлена. Осталось лишь дойти до Никитского бульвара!
© Денис Дроздов
Адрес
Никитский бульвар, 12Ас1, Москва, 119019