В Москве имеется девять действующих железнодорожных вокзалов...
Белорусский вокзал
Белорусский вокзал открыт 19 сентября 1870 году на площади Тверская застава. Название площади «Тверская застава» относится к XVIII веку, когда вокруг Москвы был построен Камер-Коллежский вал — таможенная граница города с заставами на главных дорогах. Застава на Тверской дороге была одной из самых оживлённых. В 1930 году площадь Тверская застава была переименована в площадь Белорусского вокзала, в 1994 году — ей было возвращено её историческое название — площадь Тверская застава. Вокзал был перестроен — в 1903-1912 гг. (инженер И. И. Струков), реконструирован в 1976 году. Белорусский вокзал неоднократно менял название. С момента открытия до 1871 года имел название «Смоленский вокзал». В ноябре 1871 года был переименован и до 1912 года назывался «Брестский вокзал». С 4 мая 1912 года до конца 1917 года — «Александровский вокзал», затем — до 1922 года снова «Брестский вокзал». В августе 1922 года переименован в «Белорусско-Балтийский вокзал». С мая 1936 года и до сего дня именуется — «Белорусский вокзал». В годы Великой Отечественной войны Белорусский вокзал являлся местом проводов на фронт частей народного ополчения и встречи советских воинов-победителей.Белорусский вокзал обслуживает: поезда дальнего следования западного и юго-западного направлений России, и, после перевода Савёловского вокзала исключительно на обслуживание пригородных поездов — один поезд северного (по Савёловской ветке, на Рыбинск); поезда дальнего следования в зарубежье (международное направление): Берлин, Берн, Брест, Брюссель, Белосток, Варшава, Вильнюс, Вюнсдорф, Гомель, Гродно, Женева, Калининград, Каунас, Кельн, Копенгаген, Мадрид, Мальме, Минск, Могилев; пригородные поезда (электрички) Белорусского направления Московской железной дороги (МЖД) до конечных остановок Вязьма, Усово, Звенигород, и транзитные электропоезда Савёловского и Курского направлений.
Москва, пл. Тверской заставы, 7
Казанский вокзал
Казанский вокзал Москвы по праву считается выдающимся творением отечественной архитектуры. Конкурс на его строительство был объявлен в 1910 году. Наиболее интересным оказался проект академика архитектуры А. В. Щусева (1873-1949 гг.), который перенёс главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчёвской площади. Щусев задумал вокзал не только как функциональное здание, но и как произведение архитектуры, призванное украсить и Каланчёвскую площадь, и Москву. Центральный вход, ведущий с площади в вестибюль, венчала башня княжны Сююмбеки в Казани с гербами Казанского царства — золотым стилизованным петушком. Рядом — громадные часы, над которыми установлен колокол. Обширный вестибюль отделан с роскошью, на стенах — панно работы Н. К. Рериха, изображающие битву с татарами при Керженце и покорение Казани. Рядом с перронным залом — зал ожидающих 8-ми гранной формы, со звездчатым сводчатым куполом. Просветы в нём расписаны в восточном вкусе. Из вестибюля и перронного зала выходы ведут в громадный зал-ресторан I и II класса. Поэтому 29 октября 1911 года правлением дороги было решено строить новый вокзал по проекту Щусева.Открыть новый Казанский вокзал предполагалось 1 ноября 1916 г. Для росписи залов были приглашены выдающиеся художники: А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиев, З. Е. Серебрякова, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих, А. Е. Яковлев, И. А. Билибин, Е. Е. Лансере. Однако не всё из задуманного удалось осуществить — началась первая мировая война, затем революция, гражданская война. В 1917 году все работы по строительству Казанского вокзала были приостановлены. К строительству возвратились, лишь после того, как в марте 1918 г. все железные дороги РСФСР, были национализированы, и продолжалось в той или иной степени до конца XX века. Первый этап строительства Казанского вокзала был завершён в 1926 году. Архитекторы: А. В. Щусев, А. В. Снигарёв, И. А. Голосов, В. Д. Кокорин, Н. Я. Тамонькин и др. Второй этап — незадолго до Великой Отечественной войны в 1940 г. После войны Казанский вокзал постоянно развивался и обновлялся. В 1950-е годы был построен подземный зал для пригородных пассажиров, имеющий выход в метрополитен. В 1970-е годы началась крупномасштабная реконструкция вокзала, в ходе которой была увеличена его пропускная способность, и одновременно многое было сделано для реализации и восстановления архитектурно-художественного замысла А. В. Щусева. В 1990 году были построены новые залы ожидания, переходы от поездов к станциям метро и на Комсомольскую площадь, причём подземный тоннель под Комсомольской площадью, соединяющий все три железнодорожных вокзала (Казанский, Ленинградский и Ярославский), стал самым протяженным в столице. Над платформами вокзала появилось огромное стальное крупнопролётное перекрытие с прозрачными сводами площадью 17000 кв. м. На Новорязанской улице и Рязанском проезде выросли новые корпуса, сохраняющие общий стиль Казанского вокзала, так как возводились они на основе сохранившихся чертежей Щусева.
Завершилась реконструкция Казанского вокзала в 1997 году, к 850-летию Москвы. Еще в самом начале строительства вокзала Щусев настоял на устройстве часов с боем. Заказал для них в Петербурге бронзовые знаки зодиака, рисунки которых выполнил сам. Правда, завершить задуманное архитектору так и не удалось. В 1917 году все работы были приостановлены. Знаменитые вокзальные часы работы часового мастера В. Пушкарёва были пущены только в 1923 году, и работали они до осени 1941 г., когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Вернули его спустя 30 лет, в 1970-х годах. В 1990-х годах, спустя ещё три десятилетия руководство вокзала отключило колокольный бой за ненужностью: шум улицы заглушал звон колокола, и услышать его снаружи стало почти невозможно. В 1996 году, во время масштабной реконструкции вокзала, башенные часы на Казанском вокзале также реставрировали. Стрелки часов подверглись балансировке, знаки Зодиака покрыли краской. Огромный синий циферблат ремонтировали альпинисты. И несмотря на то, что Щусевский циферблат вновь нуждается в реставрации, часовой механизм работает исправно. Погрешность часов в среднем составляет плюс-минус две минуты в неделю.
Казанский вокзал обслуживает: скорые и пассажирские поезда дальнего следования южного, восточного, юго-восточного направлений России, Казахстана и Средней Азии, а также пригородные поезда (электрички) в двух направлениях — на Муром (восточное направление) и на Рязань (юго-восточное направление). Казанский вокзал связывает Москву с городами Поволжья, Урала, Сибири, отсюда отправляются поезда, следующие в Рязань, Нижний Новгород, Воронеж, Казань, Анапу, Самару, Пензу, Челябинск, Уфу и др. Пригородные электрички с Казанского вокзала следуют до станций: Люберцы, Егорьевск, Шатура, Отдых (г. Жуковский), Раменское, Воскресенск, Коломна, Рязань и др.
Москва, Комсомольская пл., 2
Киевский вокзал
Киевский вокзал спроектировал и построил в 1913-1917 гг. инженер И. И. Рерберг, при участии известного архитектора В. К. Олтаржевского. До 1934 года имел название «Брянский вокзал». Киевский вокзал обслуживает: скорые и пассажирские поезда, следующие на Брянск, далее на Киев, оттуда — в другие крупные города Украины; электрички (пригородные поезда) на Солнечную, Лесной городок, Апрелевку, Бекасово, Кресты, Нару (Наро-Фоминск), Малоярославец, Калугу-1, Калугу-2, а также — экспрессы до аэропорта «Внуково» и Калуги.Москва, пл. Киевского вокзала, 1
Курский вокзал
Вокзал построен в 1896 году (архитектор Н. П. Орлов). Первое время имел название «Курско-Нижегородский вокзал», так как в правом крыле размещался пассажирский вокзал Нижегородской железной дороги. Вокзал был реконструирован в 1938 году (архитектор Г. И. Волошинов). Современное здание Курского вокзала возведено 1972 году (главный архитектор Г. И. Волошинов). Курский вокзал обслуживает: скорые и пассажирские поезда дальнего следования юго-западного и южного направлений России, ближнее зарубежье; а также пригородные электропоезда (электрички) в двух основных направлениях: Курском и Горьковском. В Курском направлении электрички следуют в южном направлении на Царицыно, Бутово, Подольск, Львовскую, Столбовую, Чехов, Серпухов, Тарусскую, Тулу, экспрессы — на Тулу и Орёл, скорые поезда — на Орёл, Курск, Белгород, Харьков, города юго-восточной Украины и Крыма, а также окружным путем через Харьков — на Ростов-на-Дону, города Северного Кавказа и российского Черноморского побережья. В Горьковском направлении электрички следуют в восточном направлении на Реутово, Балашиху, Железнодорожную, Фрязево, Ногинск, Захарово, Павловский Посад, Электрогорск, Крутое, Петушки, Владимир, экспрессы — на Владимир, Орехово-Зуево, скорые поезда — на Нижний Новгород.Москва, ул. Земляной Вал, 29
Ленинградский вокзал
Ленинградский вокзал — самый старый вокзал Москвы! Указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва был подписан Николаем I в феврале 1842 года. Проектировал здания вокзалов в обеих столицах выдающийся архитектор, автор Храм Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты в Кремле — Константин Андреевич Тон (1794-1881 гг.). Из-за боязни пожаров от огня и искр, вырывавшихся из топки паровозов и производимого ими «адского шума», место было выбрано на пустыре у Каланчевского поля. В справедливость подобных опасений легко поверить и сегодня проезжая по Рижской эстакаде. Над железнодорожными путями, ведущими к Ленинградскому вокзалу, в любое время года висит смог. И это всего лишь от штатных печек-титанов, обеспечивающих кипятком пассажиров поездов дальнего следования. Вокзалы в обеих столицах возводились по единому проекту: строгий двухэтажный фасад, «равномерно члененный расположенными в простенках между окнами приставными колонками, со знакомыми по Кремлевскому дворцу и Оружейной палате арочными окнами с гирьками в первом этаже и сдвоенными — во втором».В центральной части здания — двухъярусная башенка с часами и флагштоком. Конечно, с появлением Казанского и Ярославского вокзалов подобная строгость проигрывает и кажется скучноватой. Петербургский вокзал в Москве был построен в 1849 году. Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 года. Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 года. В 1855 году Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, поэтому и вокзал в Москве назвали Николаевским. В феврале 1923 года Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую железную дорогу приказом народного комиссара Феликса Эдмундовича Дзержинского, который возглавил это ведомство. Соответственно, и вокзал стал называться Октябрьским вокзалом. В 1924 году северная столица стала называться Ленинградом — вокзал в Москве переименовали в Ленинградский. Так он называется до сих пор, хотя поезда с него отправляются уже в Санкт-Петербург. В 1934 году морально устаревший Ленинградский вокзал переоборудовали. Расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребенка.
В 1948-1950 годы были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Во второй половине 1970-х годов Ленинградский вокзал был серьёзно реконструирован — в прежнем виде сохранилась лишь часть здания, выходящая фасадом на Комсомольскую площадь. Было достроено левое трехэтажное крыло, где разместились гостиница, зал для транзитных пассажиров, медпункт и другие службы. В августе 1975 года открылись верхний и нижний кассовые залы. На месте дебаркадера был построен просторный главный зал. Ленинградский вокзал соединили подземным переходом со станцией метро «Комсомольская». В 1997 году на левом боковом фасаде Ленинградского вокзала установлена памятная доска Константину Алексеевичу Тону, по проекту которого был построен Ленинградский вокзал. Она представлет собой гранитную плиту с накладным поясным горельефным портретом К. А. Тона. В июле 2009 года Ленинградский вокзал на несколько часов был переименован в «Николаевский вокзал», однако эта попытка вернуть вокзалу историческое название так и не была доведена до конца.
Ленинградский вокзал обслуживает: поезда, следующие в Санкт-Петербург (две трети всех отправлений), Великий Новгород, Мурманск, Петрозаводск, Хельсинки, Таллин и др.; пригородные электрички до Крюково (г. Зеленоград), Подсолнечной (г. Солнечногорск), Клина, Конаково, Твери.
Москва, Комсомольская площадь, 3
Павелецкий вокзал
Вокзал открыт 1 сентября 1900 года и получил название «Саратовский вокзал». После Великой Отечественной войны вокзал стал «Павелецким вокзалом». Павелецкий вокзал обслуживает: поезда, связывающую столицу со Средним и Нижним Поволжьем, Казахстаном, Средней Азией, Кавказом; пригородные электропоезда до аэропорта «Домодедово» («Аэроэкспресс») и по Павелецкому направлению до станции Узуново.Москва, Павелецкая пл., 1А
Рижский вокзал
Торжественное открытие Виндавского вокзала в Москве, у Крестовской заставы (ныне — Рижская площадь), построенного в старинном русском стиле, состоялось 11 сентября 1901 года. Виндавский вокзал построен по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством молодого архитектора Ю. Ф. Дитриха (по некоторым документам — он же Ю. Ф. Дидерихс). По другим данным — строительством руководил академик Ф. О. Дворжецкий-Богданович. Фасад здания Виндавского вокзала украшали практически все элементы, встречающиеся в архитектуре допетровской Руси — разнообразной формы окна, наличники, кокошники, поребрики. Потребность в Виндавском вокзале вызывалась необходимостью соединить промышленные районы Москвы и Санкт-Петербурга с северо-западными окраинами Российской Империи — Эстляндской, Лифляндской, Курляндской губерниями, Витебском, Гродно, Варшавой. Российские промышленники и купечество настойчиво пробивались на мировой рынок — велось усиленное строительство новых железнодорожных линий к незамерзающим портам Латвии. Поэтому новый вокзал получил название «Виндавский» по имени портового города Виндава (ныне это латвийский город Вентспилс).С Рижского вокзала осуществлялись наиболее массовые пассажирские перевозки (он занимал первое место среди вокзалов на российских железных дорогах). Виндавский вокзал считался самым удобным для пассажиров и был технически оснащённым для своего времени — для освещения помещений вокзала и платформы он имел собственную электростанцию. В XX веке вокзал неоднократно менял свои названия — до 1930 года имел название «Виндавский вокзал», до 1942 года — «Балтийский вокзал», до 1946 года — «Ржевский вокзал», и, наконец, с 1946 г. — «Рижский». За почти вековую историю эксплуатации Рижскому вокзалу потребовалась реконструкция, которая была закончена в феврале 1995 года. Причём, после реконструкции внешний облик вокзала не изменился: никаких пристроек и дополнительных этажей не появилось. По старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков, отреставрировали нарядные люстры. Пропускная способность вокзального комплекса возросла втрое. Рижский вокзал сегодня — это просторные, светлые залы ожидания, вмещающие 1300 человек одновременно, современные билетные кассы, информация на электронных табло в залах и на платформе. Имеется комната матери и ребенка, комфортная гостиница и пр. С Рижского вокзала отправляются всего два поезда дальнего следования: на Ригу (через Ржев) и на Великие Луки. Пригородные электрички следуют до станций: Дедовск, Волоколамск, Новоиерусалимская (город Истра), Румянцево, Нахабино, Шаховская и др. Имеется пересадка на железнодорожные платформы «Рижская» (Октябрьской железной дороги) и «Ржевская». Перейдя по подземному переходу Рижскую площадь можно попасть на станцию метро «Рижская».
Рижский вокзал обслуживает: всего два поезда дальнего следования: на Ригу (через Ржев) и на Великие Луки; пригородные электрички до станций: Дедовск, Волоколамск, Новоиерусалимская (город Истра), Румянцево, Нахабино, Шаховская и др. Имеется пересадка на железнодорожные платформы «Рижская» (Октябрьской железной дороги) и «Ржевская». Перейдя по подземному переходу площадь Рижского вокзала можно попасть на станцию метро «Рижская».
Москва, Рижская пл., 1
Савёловский вокзал
Савёловский вокзал — единственный из 9-ти железнодорожных вокзалов Москвы, обслуживающий только пригородные электропоезда. Инициатором строительства в 1897 году железной дороги до села Савёлово длиной 130 км был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска. Савёловский вокзал построен в 1897-1902 годах под руководством инженера А. С. Сумарокова и назывался «Бутырским вокзалом» — от Бутырской заставы, находящейся поблизости. 10 марта (23 марта — по новому стилю) 1902 года работы завершились и состоялось торжественное открытие и освящение. Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. К 1980-м годам Савёловский вокзал обветшал и перестал справляться с возросшим пассажиропотоком. В 1987-1992 годах здание Савёловского вокзала было реконструировано и расширено под руководством Я. В. Шамрая. Работы были закончены 1 сентября 1992 года, причём — движение поездов во время работ не прекращалось.В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей. В 1988 году к вокзалу была протянута Серпуховско-Тимирязевская линия Московского метрополитена. Открылась станция Серпуховско-Тимирязевской линии метро — «Савёловская». 12 декабря 1988 года была открыта станция «Савёловская». Архитекторы: Н. И. Шумаков и Н. В. Шурыгина. Наземных вестибюлей нет. Вход-выход на станцию метро «Савёловская» осуществляется через подземные переходы с площади Савёловского вокзала. Рядом с метро располагается одна из самых сложных многоуровневых транспортных развязок улиц Нижняя Масловка, Сущёвский Вал (входят в Третье транспортное кольцо), Бутырская, Новослободская; а также — Савёловский рынок.
На путевых стенах станции метро «Савёловская» размещены смальтовые мозаики, иллюстрирующие историю железнодорожного транспорта работы художников: Н. И. Андропова, Ю. Л. Родина, В. Л. Родина, Ю. А. Шишкова. От Савёловского вокзала отправляются электрички до Дубны и Савёлово (Кимры), по пути их следования — Долгопрудный, Лобня, Дмитров, Талдом и т.д. Часть поездов идут на Белорусское направление. 10 июня 2008 года открыто движение до аэропорта «Шереметьево» — часть территории Савёловского вокзала превращена в терминал компании «Аэроэкспресс», занимающейся доставкой пассажиров в аэропорт «Шереметьево».
Москва, пл. Савеловского вокзала, 2
Ярославский вокзал
Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Васильевичу Чижову, крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству «первой русской» (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов, искавших выгодного помещения капитала. Его активным помощником в этом деле стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова. Место для вокзала было определено сразу и окончательно: поставили его, согласно регламенту для казенных зданий, по ранжиру, на одной линии со зданием Николаевского вокзала. Для строительства вокзала Ярославской железной дороги был приглашён из Петербурга архитектор Роман Иванович Кузьмин. Проект вокзала с учетом масштабов дороги был заказан небольшой. Выросшее в 1860-1862 гг. белое двухэтажное здание отличалось строгостью и изяществом линий. Вокзал был открыт в 1862 году и до 1870 года имел название «Троицкий вокзал». До 1870 года Ярославская железная дорога доходила лишь до Сергиева Посада и имела протяжённость всего 65 верст.Молебен в честь открытия вокзала совершил митрополит московский Филарет, высказавший свое неудовольствие по поводу того, что «богомольцы будут приезжать в Лавру в вагонах, в которых наслушаются всяких рассказов, и часто дурных, тогда как теперь они ходят пешком и каждый их шаг есть угодный Богу». Практически без изменений вокзал этот простоял до 1900 года, когда пассажирское здание было увеличено пристройкой и надстройкой части второго этажа для расширения как пассажирских помещений, так и помещений Управления дороги. Но этого было явно недостаточно. Проект нового Ярославского вокзала в Москве поручили архитектору Федору Осиповичу Шехтелю (1859-1926 гг.), яркому представителю модерна. Применив новые строительные материалы: железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки, Шехтель построил в 1904-1907 гг., новое здание Ярославского вокзала в неорусском стиле. Новый вокзал был втрое больше прежнего. Верхнюю часть наружных стен украсили керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева.
В 1965-1966 гг. Ярославский вокзал подвергся первой реконструкции — со стороны перронов пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной, заново выполнен интерьер архитекторами А. Кулагиным и Г. Матохиной. В 1995 году закончилась вторая, масштабная реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшими пассажиропотоками. По объему пригородных пассажирских перевозок Ярославский вокзал один из крупнейших в России. Отсюда начинается самая длинная железнодорожная магистраль мира Москва-Владивосток (9302 км). Как известно, Антон Павлович Чехов отсюда отправлялся на Сахалин. Ярославский вокзал связывает Москву с районами русского Севера, Урала, Сибири.
Ярославский вокзал обслуживает: поезда, связывающие Москву с районами Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока (здесь начинается самая длинная в мире железнодорожная магистраль Москва-Владивосток, длина 9302 км), а также — со столицами Китая, Монголии, КНДР. Ярославский вокзал принимает часть пассажиропотока Горьковского направления Курского вокзала по соединительной ветке Фрязево-Мытищи. Имеется пересадка на железнодорожную платформу «Каланчёвская». С 14 февраля 2004 года с Ярославского вокзала отправляются скоростные электропоезда «Экспресс-Спутник» до подмосковного города Мытищи, и благодаря чему время в пути сократилось до 18 минут.
Москва, Комсомольская пл., 5