Ангкор Ват – это древний храмовый комплекс, расположенный в Камбодже, который считается одним из самых значимых археологических памятников Юго-Восточной Азии. Он был построен в XII веке и является символом страны, изображенным на национальном флаге. 5,5 километров в северном направлении отделяют камбоджийский город Сием Рип от сохранившихся сооружений древней империи кхмеров. Неразгаданные тайны Ангкор Вата на протяжении многих лет волнуют исследователей, историков, археологов.
История Ангкора Вата
Возникновение идеи, планирование, процесс возведения архитектурного памятника соответствует началу XII века, периоду правления Сурьявармана II (1113 – 1150). Предназначенный для поклонения богу Вишну, он был построен как государственный и королевский храм центра столицы. Имеется несколько версий изначального наименования, но точно оно не установлено.Интересно, что по данным Чжоу Дагуань, китайского путешествующего посла XIII века, считалось, что святилище было построено духовным архитектором за единственную ночь.
К концу XII века Ангкор Ват поэтапно превращается из индуистского храма в центр поклонения Будде, что продолжается до сегодняшнего дня.
После кончины правителя Сурьявармана II некоторые барельефные картины остались незавершенными. Усыпальница-мавзолей стала последним пристанищем правителя.
Продолжили развитие, дальнейшее строительство Ангкора «король-солнце» Джайяварман II, а затем его преемники.
В 1431 году закончился Ангкорианский период империи кхмеров. Ангкор был разрушен и разграблен тайскими захватчиками, традиционными врагами. Храм был заброшен на 500 лет. Лишь монахи оберегали сокровище.
В 1586 году Антониу да Мадалена, португальский монах, один из первых представителей западного мира, посетив религиозную достопримечательность, восхищенно описал творение архитектурного искусства.
В XVII веке четырнадцать надписей свидетельствуют о японских буддийских паломниках, которые создали небольшие поселения вокруг святилища.
В 1861 году французский путешественник Анри Муо описал в путевых заметках высокий уровень архитектуры храмового комплекса Ангкор-вата, чем привлек внимание к достопримечательности.
В 1992 году токийские ученые создают Международный координационный комитет с целью возрождения величия Ангкора. С 90-х годов XX века храм Ангкор-Ват становится крупным туристическим центром.
Туризм позволяет собрать дополнительные средства для технического обслуживания территории. Большинство работ финансируется иностранными организациями, а не Камбоджийскими властями.
По пути к храму туристы видят скульптуры огромных семиголовых змей, провожающих к святыне.
Водный канал шириной 190 метров ограничивает квадратную форму территории храма. Переход через ров идет по западному и восточному мостам. Главный вход (западный) представляет собой широкую дорогу из тяжеловесных плит песчаника, основного строительного материала конструкции.
По левой и правой сторонам дороги находятся сооружения библиотек (по своей сути это не собрание книг, а ритуальные помещения). Одна библиотека была реставрирована японскими реставраторами с помощью виртуальных технологий.
Большинство видимых зон выполнено из блоков песчаника, латерит используется для наружных стен, для скрытых структурных частей. Связующее средство для соединения блоков точно не определено, предположительно применялись природные смолы или растительная смесь.
Историческое сооружение имеет трехуровневое устройство: три прямоугольные, концентрически расположенные галереи, связанные крестообразными галереями. Строительная конструкция олицетворяет гору Меру, дом богов: расположение башен в шахматном порядке символизирует пять вершин горы, а стены, ров символизируют, соответственно, окружающие горные хребты, океан. Доступными верхние помещения были служителям, властителям. Обычные люди допускались исключительно до нижнего уровня.
Характеристикой Ангкор Вата, отличающей его от большинства Кхмерских храмов Древней Азии, является то, что он ориентирован на запад, а не Восток. Это привело многих к выводу, что он предназначен служить погребальной усыпальницей.
Сторонам света соответствует гопуры (надвратные башни). Южная башня стала местом нахождения восьмирукой статуи Вишну. Два дополнительных входа по обе стороны гопуры часто называют «слоновые ворота», так как они являются достаточно большими, чтобы прошли эти животные. Галереи имеют квадратные столбы по внешней (западной) стороне, закрытые стены на внутренней (восточной) стороне. Потолочную поверхность между колоннами украшают лотосы; западную стену – небесные танцовщицы; восточная стена оживлена танцующими мужскими образами, скачущими лошадьми, деватами (полубогами).
Архитектурные элементы, характерные для стиля:
• стрельчатые башни по форме бутонов лотоса;
• полугалереи для расширения проходов;
• осевые галереи, соединяющие корпуса;
• крестообразные террасы вдоль главной оси строения.
Типичные декоративные элементы:
• изображения индуистских полубогов деват или апсарас (небесных танцовщиц),
• барельефы,
• фронтоны с сюжетными сценами.
Интересно, что исследователи насчитали у изображенных апсар 36 разновидностей причесок.
Наружная терраса открыта с внешней стороны храма. Данная область имеет много надписей, связанных с добрыми делами паломников. Большинство написано на кхмерском, некоторые - бирманском или японском языках.
Крестообразный «Зал тысячи Будд», соединяющий наружную и внутреннюю галереи, содержал ранее множество скульптурных изображений Будды. Они были разрушены красными кхмерами. Лежащий Будда (южная часть галереи) сейчас является образом преклонения буддистов.
Очень крутые лестницы представляют трудность восхождения к «царству богов». Многие наиболее опасные закрыты для посетителей. Кровли галерей украшены мифическим мотивом: телом змеи, заканчивающимся головой Льва. Резные перемычки и фронтоны украшают галерейные входы. Башня над центральным строением возвышается на 43 метра, достигая уровня 65 метров над поверхностью земли.
За основу внутреннего декорирования внешней террасы взяты сцены, отображающие эпизоды из Индуистских поэтических произведений «Рамаяна» и «Махабхарата». Изображения идут против движения часовой стрелки. Западная галерея имеет барельефы битвы из «Рамаяны», в которой Рама наносит поражение демону Равану, и сражения на Курукшетре из «Махабхараты», закончившегося взаимным поражением и гибелью семейств Кауравов и Пандавов. Жизненный путь основателя Сурьявармана II отражают барельефные рисунки южной галереи. Второй уровень открывает панораму центральных башен. По переходам, базирующимся на круглых столбах, посетители достигают третьего яруса. Пять конических башенных сооружений, расположенных по 5 точкам квадрата, символизируют центр мироздания.
Как добраться до Ангкор Вата
Ближайший аэропорт находится в Сием Рипе. Авиакомпании Аэрофлот, Thai Airways, China Southern Airlines осуществляют ежедневные рейсы Москва - Сием Рип. Рейсы не прямые, через Ханой, Бангкок, Куала-Лумпур. От Сием Рипа к достопримечательности можно доехать несколькими способами.Арендованный велосипед рекомендуется физически подготовленным туристам. Суточный прокат стоит около 2 USD. По причине того, что уже около 9.00 становится достаточно жарко, велосипедисты выезжают рано утром.
Самым распространенным и многочисленным транспортным средством считается «Тук-тук», представляющим собой мотоцикл с повозкой. Пассажирское место вмещает до 4-х человек. Есть ограничение по въезду в историческую зону. Автомобиль с водителем будет стоить от 25 USD до 35 USD. С каждым годом плата возрастает. Совет туристам. Приветствуется договоренность с водителем на 3-4 дня, что способствует снижению платы. Организованные туры (автобусами или минивэнами), приобретенные у городских агентств, стоят от 11 USD до 45 USD.
Экскурсии, билеты, цены
Согласно путеводителю, самый величественный храм входит в Малый и Большой круг религиозно-исторического комплекса. Стоимость экскурсии в Ангкор Ват зависит от срока действия приобретаемого билета:• однодневная – 37 USD;
• 3-х дневная – 62 USD;
• 7-дневная – 72 USD (любые 7 дней за 1 месяц).
Стоимость входа (билеты на 3, 7 дней) включает оплату фотографии, требуемой для их действия.
Кассы открываются рано утром (5:00) отдельно для покупки билетов на однодневные и многодневные экскурсии. На территорию открыт доступ с 7:40 до 17:00. Для особого ритуала, встречи рассвета, посетителей допускают до восхода солнца (5:30).
Совет туристам. Во время праздничных мероприятий открывается бесплатный доступ местному населению. Из-за большого скопления людей лучше перенести посещение достопримечательности. Оптимальным периодом визита считается осень-зима.
В ясную погоду при отсутствии порывов ветра смелые путешественники могут воспользоваться подъемом на воздушном шаре, чтобы осмотреть жемчужину Камбоджи с высоты птичьего полета. Совет туристам. В главный храм не пустят в шортах и майках. Аренда одежды не предусмотрена. Следует позаботиться о воде. Перед входом продаются фрукты и вода, но дороже, чем в городе.
Туристы не могут жить в храмовом комплексе, следует остановиться в Сием Рипе, предоставляющем множество отелей разного уровня сервиса. Посетившие Анкгор Ват понимают, почему это символическое отражение устройства Вселенной, построенное много веков назад, гордо украшает национальный герб и флаг Камбоджи.
© Данил Артемов
Адрес
Камбоджа, Сием Рип