Михаил Юрьевич Красинец, бывший гонщик и механик заводской команды АЗЛК, с конца 80-х собирает коллекцию ретро-автомобилей. Идея коллекции - собрать в одном месте советские автомобили всех марок, моделей, цветов и лет выпуска. В коллекции сейчас более 350 автомобилей.
В один прекрасный момент оказалось, что все красинцовские реликвии с площадки у его дома исчезли. По телефону Михаил сообщил, что он решился уехать подальше от хулиганов. Одержимый идеей коллекционер предпринял при этом шаг, на который далеко не всякий энтузиаст отважится.
Он продал столичную жилплощадь и купил дом в тульской глубинке – в полуумершей деревне Черноусово. Перебравшись вместе с женой на новое место, Красинец вместе с несколькими товарищами-единомышленниками стал перегонять сюда из Москвы четырехколесные раритеты, которых к тому времени набралось уже несколько десятков.
– На одной машине еду, другую на сцепке тащу… – со смехом рассказывал Михаил. – Так и мотался челноком. Меня уже на Симферопольском шоссе все сотрудники ГИБДД знали. Случалось, даже помогали, когда какой-нибудь из моих красавцев на трассе «скисал»… И никогда к документам не придирались – а ведь эти «старички» техосмотр давным-давно не проходили! – знали, что техника для музея предназначена.
В эту глухомань добраться сложно. Нормальная проезжая дорога заканчивается уже через несколько километров после того, как свернул с трассы на неприметном перекрестке. Преодолеть по ухабам и размытым водой канавам овраг даже современному джипу-паркетнику непросто. А ведь Красинец через этот рубеж ухитрился даже несколько ретро-лимузинов перетащить!
Михаил готов был часами водить посетителей по своей экспозиции. Среди привезенных им в Черноусово колесных экспонатов есть редкие и даже уникальные образцы. Например, так называемый «проект 355», опытный образец «Москвича», который еще в 1971 году создали на АЗЛК, чтобы со временем запустить в производство на смену популярной 412-й модели. Однако на конвейер триста пятьдесят пятый так и не был поставлен, вместо него пошли в серию «Москвичи-2140». Экспериментальная машина «проекта 355» хранилась на заводе, а потом Красинцу удалось ее заполучить для своей будущей музейной экспозиции.
Энтузиасту хронически не хватало финансов. Неоднократно случалось, что ради получения денег, необходимых для покупки очередного удачно появившегося на горизонте автораритета, Красинец вынужден был подряжаться на ремонт чьей-нибудь тачки. А на «Чайку» Михаил ахнул часть суммы, вырученной от продажи московской квартиры.
Одна из статей дохода, подкармливавших прежде создателя музея, – теле- и киносъемки. Среди четырехколесных ветеранов Красинца есть несколько «звезд экрана». Например, полноприводная «Победа» и пара «Москвичей-401» снимались в ленте режиссера Алексея Германа «Хрусталев, машину!» Грузовой ЗИЛ-164 понадобился американцам для фильма о трагедии советской подлодки «К-19».
– Ради такого случая пришлось специально перегонять грузовик из деревни в Москву, – рассказывал Красинец. – Техпаспорта у этого старичка давно уж нет, но повезло: ровным счетом одиннадцать постов ГИБДД по пути до места назначения миновал благополучно. А вот на обратном пути со съемочной площадки нарвался-таки на въедливого инспектора и лишился водительских прав…
Во время экскурсий по «автомобилизированному» огороду Михаил вдохновенно рассказывал о своих планах на будущее. Мол, собирается отреставрировать наиболее ценные экспонаты, соорудить для них крытую площадку, воссоздать на основе нескольких серийных легковушек не сохранившиеся их модификации: фургоны, кабриолеты, спортивные машины… А еще бывший гонщик Красинец мечтал проложить в окрестностях села трассу для автогонок в стиле ретро на стареньких «Москвичах».
Увы, все это так и осталось в виртуале. Три с лишним сотни машин годами стоят на огороде, постепенно увязая колесами в земле, зарастая травой, ржавея и подгнивая… За прошедшие более трети века существования его коллекции Красинцу не раз поступали предложения от состоятельных людей: перевезти самые интересные экземпляры в специально выделенный ангар или гараж, оборудовать там для него реставрационную мастерскую… Однако энтузиаст всегда решительно отказывался от подобных проявлений благотворительности. Боялся, что может в одночасье лишиться своих четырехколесных ценностей: «Запрут их в этом ангаре, а меня прочь погонят. Доказывай потом, что это моя техника!»
Специфический автомузей в тульской глубинке хорошо известен любителям ретромашин. Некоторые из них даже добирались в эту глухомань, чтобы полюбоваться на уникальную коллекцию. Мнения потом были разные.
«Его, конечно, многие сильно критиковали за то, что столько сокровищ он держит под открытым небом. Что это не музей, а самое настоящее автомобильное кладбище. Что у Красинца нет средств на сохранение раритетов, – не скрывает коллега по увлечению олдтаймерами. – Хотя другие высказывали более позитивные оценки. Мол, пусть даже таким отнюдь не идеальным способом, раритетные «моторы» все-таки сохраняются от отправки в металлолом».
© usernameDetector (фото)
Адрес
село Черноусово, муниципальное образование Липицкое, Чернский район, Тульская область