Автозаводская улица получила свое название в 1938 году по построенному вдоль улицы Автомобильному заводу, современному Заводу имени Лихачева (ЗИЛ). Но сама местность известна с XVI века, здесь располагалась слобода Симонова монастыря.
За несколько столетий своего существования монастырь стал одним из крупнейших землевладельцев в России. Но при секуляризации монастырских земель за ним были оставлены лишь луг под горою, Сергиев пруд и покосы за Тюфелевой рощей в окрестностях обители. При этом он был отнесен к обителям первого класса. Однако в этом качестве они просуществовал недолго. В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы, часть монахов перевели в Ново-Спасский монастырь, а в Симонове был устроен карантин. К концу эпидемии в живых остались немногие иноки, обитель угасла, поэтому ее штат перевели в Богоявленский монастырь. В 1788 году по приказу Екатерины II монастырь был упразднен с учреждением в его стенах госпиталя. Правда в мае 1795 года обитель была возобновлена, но просуществовала чуть больше века. Обитель постепенно приходила в упадок, и в начале XX века Симонов монастырь стал уже одним из самых малопосещаемых. В 30-е годы того же века большинство монастырских помещений были снесены, до наших дней сохранилась лишь незначительная часть построек Симонова монастыря, которая сейчас восстанавливается.
В начале XIX века Симонов монастырь с окрестностями становится одним из любимых мест загородного отдыха москвичей. Большой популярностью пользовались Лисьин пруд, в котором Н.М. Карамзин «утопил» главную героиню своей повести и народная молва вскоре переименовала его в Лизин пруд, и Тюфелева роща. Именно на месте этой рощи был и построен автозавод.
Роща издревле принадлежала великим князьям, была заповедной, состояла, в основном из сосен и была местом царской охоты. Странное название, как предполагают краеведы, произошло от находившейся здесь деревни Тухоля, и роща тоже одно время называлась Тухлевой, но из-за неблаговидности названия была переиначена в Тюфлеву.
Правда, недолго Симоновская слобода и Тюфелева роща оставались дачным местом. Промышленное строительство в конце XIX - начале XX века существенно изменило их. Здесь появились склады, котельный завод инженера А.В. Бари, завод «Динамо», химический, стекольный и прочие заводы. В 1916 году здесь строиться первый автомобильный завод в России. Принадлежал он Акционерному машиностроительному обществу (АМО), главными пайщиками которого были известные меценаты и коллекционеры Степан и Сергей Рябушкины. Правда при Рябушкиных завод не выпустил ни одного автомобиля, нормальное развитие завода прервала Февральская революция, и «первый автомобиль» сошел с конвейера лишь осенью 1924 года. Это был грузовик АМО – Ф15. А после были многочисленные достижения: первая советская малолитражка, первый советский автобус, первый советский магистральный электровоз. На лимузинах этого завода ездило крупнейшее советское начальство, а так же знаменитые полярники, стахановцы и прочие «звезды» первой половины двадцатого века.
Так как завод изначально назывался по Акционерному машиностроительному обществу – АМО, то и часть современной Автозаводской улицы носило название – Амоский проезд, другая часть улицы была названа Тюфелев проезд, в память существовавшей здесь рощи. В 1931 году завод сменил свое имя на Завод имени Сталина (ЗИС). Улицы тоже сменили свое название - в 1938 году Амовский и Тюфелев проезды объединили в Автозаводскую улицу.
Рядом с заводом в военные годы была построенная станция метро «Автозаводская», одна из самых красивых в Москве. На стенах великолепные мозаичные панно на актуальные в то время темы: «Русские богатыри», «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» и др. Станция названа по близлежащему заводу, да и своим появлением отчасти обвязана его директору Ивану Лихачеву, который «выбил» строительство метро, для того чтоб рабочим было легче добираться до завода. Автор станции, Алексей Душкин, вдохновлялся при ее создании классическими образами, например, мозаиками Флоренции. Впервые за историю московского метростроительства на станции так называемого «мелкого заложения» установили эскалатор. До того трудящиеся топали на неглубоких станциях по лестницам. В первое время «Автозаводская» звалась иначе - станция «Завод имени Сталина» и там где современный выход в сторону улиц Велозаводской, Мастеркова и так далее стояла статуя вождя.
В 1956 году завод был вновь переименован - на этот раз в честь Ивана Алексеевича Лихачева, которые долгие годы руководил предприятием. С распадом Советского Союза, наступили тяжелые времена для завода, он оказался на грани банкротства. Это заставило ЗИЛ в корне пересмотреть свою политику и начать приспосабливаться к рынку и большому количеству конкурентов, которых раньше не было у завода. Сегодня ЗИЛ совместно с другими заводами выпускает большую гамму специальной техники: коммунальную, дорожно- строительную, мусоровозы, вакуумные, аварийно-ремонтные машины, автоподъемники и другую специализированную технику. Кроме автомобилей на заводе была разработана уникальная технология и налажено литье церковных колоколов. 14 колоколов весом то 8 кг до 27 тонн, отлитые на заводе, украшают Храм Христа Спасителя. Район: Южный, Даниловский. Близлежащие метро: Автозаводская, Тульская. Прежние названия улицы: Амовский проезд, Тюфелев проезд.
© По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»