История строительства Беломорско-Балтийского канала – одного из крупнейших инфраструктурных проектов СССР, возведённого руками заключённых. Рассказ о сложностях строительства, его последствиях и роли в развитии советского речного судоходства.
История Беломорканала насчитывает три основных периода: строительство в 1930-е годы, восстановление после войны в 1950-е и его состояние в современное время.
Канал не появился на пустом месте. Беломоро-Онежское соединение было известно с древности. Идея строительства судоходного канала возникла во время Северной войны и принадлежала Петру I, но только в 1922 году был разработан проект канала, который предусматривал два варианта трассы. В итоге был реализован восточный вариант, который оказался менее богатым на воду, но более подходящим для строительства.
Строительство началось в 1930 году, срок был отведён в три года. Проект был изменён, и габариты шлюзов уменьшили для ускорения темпов работ. В сентябре 1930 года было принято решение использовать труд заключённых, и строительство перешло под контроль ОГПУ.
Труд был в основном ручным. Лес рубили топорами, землю копали лопатами. Взрывали скалы аммоналом — взрывчатым веществом, которое стало неотъемлемой частью стройки. Появились новые жаргонные выражения, такие как «туфта» — Техника Учёта Фиктивного Труда, и «зек» — сокращение от «заключённый каналоармеец».
Беломорско-Балтийский канал им. И.В. Сталина был открыт в августе 1933 года. По официальным данным, за время строительства умерло 10 936 заключённых, хотя по другим сведениям жертв могло быть от 50 до 200 тысяч.
Во время Великой Отечественной войны канал был частично разрушен: его южная часть была уничтожена финнами. После войны канал был восстановлен и вновь введён в строй в 1946 году. В 1950-е годы началась реконструкция канала: шлюзы перестроили, а инфраструктура была электрифицирована.
Существовал проект строительства второй ветки канала, рассчитанной на крупные морские суда, но он так и не был реализован. Ещё один неосуществлённый проект — Кольский канал, который должен был соединить Кандалакшский и Кольский заливы.
С открытием в 1960-х годах Волго-Балтийского водного пути грузопоток по Беломору увеличился, и канал стал частью Единой глубоководной системы. Пик грузоперевозок пришёлся на 1980-е годы. Однако в 1990-е годы, с развалом транспортных линий, грузопоток резко сократился.
С начала 2000-х годов по каналу начались нефтеперевозки, но они были прекращены после разлива нефти и загрязнения Белого моря. Зато возродилось пассажирское судоходство — туристические круизы на Соловецкие острова.
Я был на Беломорканале дважды: в 2001 и 2010 годах. Канал начинается с Повенчанской лестницы, где теплоход за 4 часа поднимается через 7 шлюзов. Затем он проходит через озёра и ГЭС на шлюзе №9. После сотен километров лесов и скал особенно выделяется Надвоицкий алюминиевый завод, действующий с 1954 года.
Заканчивается путешествие в районе Беломорска, где находится уникальный разводной Шиженский железнодорожный мост, один из двух подобных в мире. На этом наше знакомство с Беломорско-Балтийским каналом можно считать завершённым.
© Михаил Архипов
Адрес
Беломорско-Балтийский канал, Республика Карелия