По преданию, Дединово основано в XV в., во времена Иоанна III. Он населил окские сёла новгородцами. До середины XVIII в. Дединово - дворцовое село. Жители несли нетяжёлую повинность поставлять к царскому столу рыбу, а она в Оке водилась изобильно. Из поколения в поколение передавались рассказы о посещении села царём Иоанном Грозным. Он после охоты останавливался у знакомого мужика Фёдора Суслова.
Бывал в Дединово, на родине своего знаменитого ботика, и Пётр Великий.
В 1695 г. он остановился в селе с войсками на пути в Азов. Его приезд остался памятен тем, что с тех пор жителей Дединова во всей России стали называть «Макары».
В 1714 г. часть жителей вывезли для заселения окрестностей Петербурга (с. Рыбачье в устье р. Невы).
С XVII в. из дворцовых окских сёл набирали кабацких целовальников, торговцев рыбой, хлебом и солью. Люди здесь жили инициативные и творческие. Было много крестьян, вышедших в купцы. В XIX в. только в Петербурге жило более 200 дединовцев, у которых был отдельный староста.
В семье местного пастуха родился будущий книгоиздатель Семён Иоанникиевич Селивановский. Он ушёл в Москву, обучился наборному делу.
В 1793 г. основал собственную типографию, а в 1800 г. взял в аренду сенатскую. В его типографии вышло первое издание «Слова о полку Игореве». Его сын Николай Семёнович (1806-1852) тоже родился в Дединове, был книгоиздателем и комиссионером Пушкина при выпуске журнала «Современник».
В Дединово в 1780 г., в семье крепостного крестьянина, родился Максим Тихонович Салин - мастер резьбы по дереву. Его в числе других крепостных отпустил в Санкт-Петербург владелец села, генерал Л.Д. Измайлов. Салин работал на строительстве Исаакиевского собора. Архитектор Монферран поручил ему изготовить модель собора. Изящество работы привлекло внимание императора. По его повелению Салин был определён учеником в Академию художеств, где учился до 1835 г. и получил звание свободного художника.
В этом же селе, также в крестьянской семье, родился поэт-самоучка Иван Егорович Тарусин (1834-1885). В конце 1850-х гг. он устроился в Москве в трактир половым (среди дединовцев этот промысел был распространён).
Минуты отдыха посвящал чтению книг, писал стихи и рассказы. Отправившись в Санкт-Петербург к поэту Л. Мею, подружился с ним, прислушивался к его советам. Вошёл в литературный кружок И. Сурикова, начал печататься. В 1874 г. тяжело заболел, вернулся в Дединово, где и умер.
Первый каменный храм в селе был построен ещё в середине XVII в. Искажённый перестройками в советское время, лишённый глав, трёхпрестольный храм Рождества Божией Матери, с приделами Трёх Святителей и Святых бессребреников Космы и Дамиана в трапезной, стоит заброшенный, в окружении поломанной сельхозтехники на машинном дворе бывшего совхоза. Это первый каменный храм во всей округе, ближайший был только в Николо-Радовицком монастыре, в сорока с лишним километpax на северо-восток.
В 1817 г. в центре села был возведён самый большой храм Дединова - Воскресения Христова. Из пяти его престолов три расположены в одну линию, справа от главного - придел, освящённый во имя Апостолов Петра и Павла, слева - во имя Рождества Иоанна Предтечи. В трапезной находятся престолы Апостола Иакова и Святого праведного Василия.
Храм построен крестьянином, а впоследствии купцом Яковом Васильевичем Кривоносовым, откупившимся от помещика Измайлова. Он служил при каменоломне в Усть-Ижоре, поставлял известь и камень в Санкт-Петербург. Нажитые деньги решил употребить на сооружение великолепного храма вместо старого - тесного и низенького.
Храм является почти копией разрушенного в советское время собора Николо-Радовицкого монастыря, построенного архитектором Ф.И. Руска в 1825 г.
В советское время храм был закрыт, лишился четырёх глав, используется не по назначению и находится в запущенном состоянии. Внутри сохранилась отделка искусственным мрамором, лепные карнизы и роспись 1860-х гг. Оба храма стояли в одной ограде. Ансамбль дополняла отдельно построенная шатровая колокольня. Ограда и колокольня были сломаны в 1960-х гг. Вокруг сложилась торговая площадь.
Речка Ройка делит село на две неравные части: Верхний конец, с храмами Рождества Божией Матери и Воскресения Христова, и Нижний, с храмом Святой Троицы. Деревянный трехпрестольный храм на кладбище в Нижнем конце, при слиянии Оки и Ройки, впервые упоминается в 1647 г.
На этом же месте в 1697-1700 гг. на средства дединовского купца Никиты Фёдоровича Шустова возведён каменный храм Святой Троицы с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Его строила артель каменщиков, работавшая несколькими годами ранее в Солотчинском монастыре, и богато украсил белокаменной резьбой Маркел Степанов из того же монастыря. Изображённые на колокольне единорог и лев указывают на то, что Дединово было государевым селом.
В 1808 г. пристроен южный придел Святителя Николая. У его алтаря похоронен иерей Феодор Григорьевич Пустынский (1787-1833), чьими трудами и построен придел.
Рядом с церковь стоит построенный в 1-й половине XIX в. каменный дом купцов Хромовых.
В советское время храм был закрыт.
В 1989 г. передан общине верующих в крайне запущенном состоянии и восстанавливается с большим трудом.
В 1762 г. дединовцы узнали, что такое крепостное право. Село было пожаловано Екатериной II генерал-майору Михаилу Львовичу Измайлову.
Он был послан Петром III с увещевательным письмом к мятежной супруге, но перешёл на её сторону и, вернувшись, уговорил императора отречься от престола. В тот же день он получил от Екатерины II орден Александра Невского, в 1768 г. стал генерал-лейтенантом, в 1769 г. вышел в отставку.
Умер в 1797 г. Всё своё состояние он завещал племяннику-Льву Дмитриевичу Измайлову, с чьим именем связаны многие мрачные страницы истории села. Лев Дмитриевич был зачислен в Семёновский полк с 7 лет (в 1770 г.), первый офицерский чин пожалован ему в 1783 г.
В 1791 г. из капитанов гвардии был переведён в конные гренадеры подполковником.
С 1794 г. - полковник Кинбурнского драгунского полка, потом гусарского. В царствование Павла I, за то что был членом зубовской партии, отправлен в отставку (в 37 лет). Жил в своих деревнях.
В 1801 г. он снова на службе - генерал-майор, но в тот же год уволен.
Измайлов покинул Тульскую губернию, переселился в Рязань, где 1 января 1802 г. был избран предводителем дворянства. Он жил в Рязани и в своих рязанских деревнях, по зимам в Москве. По большому состоянию, связям со знатью и по свойствам широкого, разгульного характера он имел влияние на дворян, которые толпами сопровождали его на карточную игру, охоту и «игрища». Распущенный буян, он любил дерзкое, грубое и фальшивое молодечество.
Но он же участвовал в Шведской войне при Екатерине II и получил орден Св. Георгия 4 степени, был волонтёром в Польскую войну 1794 г.
В 1806 г., в должности рязанского губернского предводителя дворянства, формировал милицию.
В 1812 г. создавал рязанское ополчение, выказав при этом большую распорядительность. О нём вспоминали как о человеке с крутым характером, причудливом, но предназначенном для большого дела. С ним все были как один человек, ополченцы-дворяне каждый день обедали у него, 150 троек были всегда в их распоряжении. Многих офицеров он вооружил и экипировал на свой счёт. Генеральские приказания подхватывались на лету, крепостные у него по струнке ходили - здесь он, по воспоминаниям современников, часто греха на душу прихватывал. Во главе ополчения совершил поход в Германию, где находился при блокаде многих крепостей, в том числе Гамбурга. С того времени его поступки стали недоступны для обсуждения.
В Дединово Лев Дмитриевич построил усадьбу, но в ней почти никогда не бывал. Он хоть и набирал из дединовцев своих «казаков», но не любил их за независимый нрав. До нашего времени дошли главный дом усадьбы, перестроенный в начале XX в. для размещения в нём мужского училища, и каменный каретный сарай.
Село было оброчным, тяготы крепостного права в полной мере изведали только те из дединовцев, которых брали в дворовые. Стареющий, больной, раздражительный, распущенный, строгий до жестокости, Лев Дмитриевич вымещал свою досаду на дворовых, подвергая их суровым телесным наказаниям, заключая в домашнюю тюрьму, ссылая на заводы, где были огромные нормы выработки при недостаточном питании (как потом, уже в XX в., в сталинских лагерях). Заводы были убыточными, и некоторые люди говорили, что Измайлов устраивал новые - кирпичный, поташный, суконный - только для того, чтобы было куда ссылать провинившихся крестьян.
Применялось и заключение в рогатки - тяжёлый ошейник с металлическими спицами, не дававший возможности нормально спать. Лев Дмитриевич не пускал дворовых в церковь. За изъявление желания вступить в брак наказывал.
На чиновников он действовал интересом и страхом.
Измайлов не ладил с губернаторами и даже добился смещения одного из них, в Рязани, - Д.С. Шишкова, брата адмирала и госсекретаря. Но, сменявший столь высокопоставленных чиновников, он пал в борьбе со своими крепостными. Доведённые до отчаяния, они решили подавать жалобы на барина во все инстанции и при каждом удобном случае. В первых рядах жалобщиков стояли его незаконнорождённые дети. В результате следствия над ним была учреждена опека. Под следствием он и умер в 1834 г. и похоронен в Дединово.
В обход прямых наследников Л.Д. Измайлов завещал всё состояние графу Александру Дмитриевичу Толстому. Тот владел Дединовом до своей смерти в 1856 г.
Его братьям Михаилу и Павлу село принадлежало до 1861 г.
В начале XX в. Дединово - торговое село, в нём более 8 тысяч человек и много каменных домов. Среди каменных домов 1-й половины XIX в. выделяется дом рязанских купцов Рюминых.
7 июня 1880 г. в селе Дединове Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье родился будущий преподобномученик Петр (Павел Иванович Мамонтов). Он окончил церковно-приходскую школу в Дединове, в 1893 г. переехал в Москву и поступил работать мальчиком в магазин, но в том же году ушел в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, где прожил один год, так как ему предстоял призыв в армию. Оставив монастырь, он в ожидании призыва в армию поступил работать на фарфоровый завод в Дулёве.
В 1901 г. он был призван на военную службу, но, прослужив всего один месяц как ополченец, вернулся на завод, на котором проработал полгода, и уже окончательно в 1902 г. ушел в монастырь. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, насельником которого стал Павел Мамонтов, был основан в середине XIX столетия в местности, населённой старообрядцами, как монастырь миссионерский, должный служить цели преодоления раскола.
13 октября 1908 г. Павел Иванович был определен в число братии монастыря, 29 июня 1912 г. пострижен в мантию с именем Пётр, а 18 апреля 1914 г. рукоположен во иеродиакона. В Гуслицком монастыре иеродиакон Пётр пребывал до его закрытия в 1929 г.
В 1919-1921 гг. он был мобилизован в тыловое ополчение и служил в московском ветеринарном гарнизонном лазарете.
В 1930 г. о. Пётр был направлен служить в Никитскую церковь с. Бывалино Павлово-Посадского района Московской области.
В 1933 г. иеродиакон Пётр был рукоположен во иеромонаха к этому храму.
27 сентября 1937 г., в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, о. Пётр обратился к прихожанам Никитской церкви с просьбой пожертвовать, кто сколько может, на содержание священноначалия. Прихожане откликнулись на призыв пастыря, и был произведён денежный сбор, что впоследствии при аресте было вменено о. Петру в вину.
В начале ноября 1937 г. были допрошены лжесвидетели, и на основе их «показаний» отец Пётр был обвинён в том, что «систематически ведёт антисоветскую агитацию, направленную на подрыв мероприятий, проводимых партией и правительством».
18 ноября 1937 г. о. Пётр был арестован и заключён в тюрьму г. Ногинска, а 22 ноября допрошен.
25 ноября 1937 г. «тройка» НКВД приговорила о. Петра к расстрелу. Иеромонах Пётр (Мамонтов) был расстрелян 2 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой.
С 1930 и до своего ареста в 1937 г. в Дединово жил и служил в церкви священномученик Константин Немешаев.
Он родился 23 ноября 1879 г. в селе Песочном Жиздринского уезда Калужской губернии в семье священника Георгия Немешаева. Пойдя по стопам отца, Константин поступил в Калужскую Духовную семинарию. По окончании семинарии женился, и у них с супругой родилось четверо детей.
До 1930 г. местом служения о. Константина, вероятно, было его родное село. Там он с семьей встретил революцию и пережил все лишения последующих лет. Отца Константина несколько раз арестовывали - в 1921 -м и в 1930-м гг. Второй арест окончился судом и изъятием имущества. Отец Константин с семьёй был вынужден переехать в Московскую область, в село Введенское Рузского района. Органы ОГПУ и здесь продолжали преследование священника и его семьи. У них на квартире произвели обыск, но ничего не нашли.
В 1930 г. семья Немешаевых переехала в с. Дединово Луховицкого района, где о. Константину предстояло служить вплоть до ареста в 1937 г.
Волна репрессий 1937-1938 гг. не могла не затронуть такого пастыря, как о. Константин. Даже в страшные тридцатые годы храм, в котором он служил, был полон народа. Его арестовали 6 ноября 1937 г. по обвинению в активной контрреволюционной деятельности и содержали под стражей в Коломенской тюрьме. 17 ноября 1937 г. «тройка» НКВД приговорила о. Константина Немешаева к расстрелу. 21 ноября 1937 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.
В советское время Дединово - центр крупного совхоза. Лишившись государственной поддержки, хозяйство разваливается, добротные кирпичные коровники растаскиваются, новое строительство не ведётся. Ветшают и дома, придававшие Дединову городской колорит. Восстанавливается только один храм из четырёх, и то с большим трудом.
Адрес
Бригадная улица, 1А, село Дединово, городской округ Луховицы, Московская область, 140513