В 1380 г., отправляясь в поход против Мамая, великий князь Димитрий Иоаннович приехал в Троицкий монастырь в день, когда продолжалось празднование Успения Пресвятой Богородицы. Он пришёл к преподобному Сергию Радонежскому за благословением перед битвой и дал обет, что в случае благополучного исхода битвы поставит монастырь во имя Успения Богородицы.

Преподобный Сергий нашёл удобное место на р. Дубенке, поставил там церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и в короткое время на средства великого князя построил прекрасный монастырь, который был обеспечен всем необходимым. Устроил келий и собрал иноков.
Основание этого монастыря, несомненно, относится к 1380 г., так как Троицкая летопись говорит о том, что в том году была Кириопасха (совпадение Пасхи с Благовещением), что случается довольно редко, и что действительно было в 1380 г.
Освящение храма состоялось в воскресенье 1 декабря 1381 г. в день памяти святого пророка Наума. В благословение обители преподобный Сергий дал, как гласит предание, Кипрскую Стромынскую икону Пресвятой Богородицы, которая до сих пор чтится в церкви с. Стромынь.
Первым игуменом Успенского Дубенского монастыря на Стромыни был преподобный Леонтий, ученик преподобного Сергия, пришедший из его Троицкого монастыря. Но он недолго состоял в этой должности и выбыл в другой монастырь. Его преемником в управлении обителью в 1381 г. стал другой ученик Радонежского игумена -преподобный Савва, муж весьма добродетельный.
Это был человек праведной жизни, духовник всему братству Троицкого Сергиева монастыря. Подвижническая жизнь преподобного Саввы окончилась на Стромыни в 1392 г., в год кончины преподобного Сергия. Здесь, на южной стороне Успенского храма, предано земле его честное тело. В древних рукописных святцах день его памяти значится под 22 июля (старого стиля).
Из трудов Епифания Премудрого известно, что Успенский храм был деревянным. Справа от него находилась деревянная часовня над гробницей второго игумена обители - преподобного Саввы Стромынского.
В 1603 г. монастырь сильно пострадал от пожара, а в 1606 г., в Смутное время, был полностью уничтожен поляками. По преданию, после разрушения обители поляками её настоятель Варлаам поставил на берегу реки Вори часовню, на месте которой впоследствии была основана Николо-Берлюковская пустынь.
Обитель, находившаяся в разорённом крае, восстанавливалась с большим трудом.
В 1616 г. она была приписана к Троице-Сергиеву монастырю, и её положение благодаря заботам преподобного Дионисия, архимандрита Сергиевского, значительно улучшилось. Но в 1682 г. в числе других её назначили для содержания Славяно-греко-латинской Академии, и обитель постепенно пришла в упадок. При учреждении штатов в 1764 г. указом императрицы Екатерины II она была упразднена. Строения затем сломаны, а храм обращен в приходской, но уже в 1783 г. из-за ветхости разобран, построен деревянный, стоявший до 1827 г.
В 1870 г. на месте древней деревянной часовни над гробом преподобного Саввы, по проекту архитектора Яковлева, была построена каменная, которая сохранилась до наших дней.
В XIX в. с. Стромынь стало одним из самых многолюдных и богатых во всем Богородском уезде.
В 1827 г. прихожанами была построена ныне существующая каменная церковь Успения Божией Матери с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая.
В 1877 г. церковь была расширена по проекту архитектора Льва Николаевича Львова.
В Успенской церкви находится чудотворная Кипрская икона Богоматери.
Прославилась эта икона в 1841 г. Больной дочери крестьянина с. Стромынь, именем Марфа, во сне стала являться Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в приходскую церковь.
От иконы был голос: «Возьми меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова».
16 февраля (по старому стилю) после молебна, девушка прочувствовала себя значительно лучше и вскоре исцелилась полностью. Когда жители села и окрестностей узнали о чудесном исцелении девицы Марфы, по молитвам пред Кипрскою иконою Богоматери, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред иконою. Благодатная сила исходила от иконы и исцеляла тех, кто с верою, смирением и надеждою приносил к ней свои молитвы. В своем докладе митрополиту Московскому Филарету местный благочинный представил следующие сведения о Кипрской Стромынской иконе Богоматери:
«Божия Матерь изображена в короне, сидящею на троне, вверху и по сторонам ангелы, внизу коленопреклонённые священномученик Антипа и мученица Фотиния. По описям церковным она значилась в 1783 г. в упразднённой деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 г. на горнем месте в Сергиевском приделе. В 1829 г. Кипрская икона поставлена на паперти новопостроенной каменной церкви».
После совершившихся чудес икона была поставлена в Никольском приделе за левым клиросом, она была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви с. Стромынь этой иконе празднуют ежегодно 16 февраля - в день, когда девица Марфа получила исцеление.
Церковь была закрыта в 1960 г.
Староста храма не хотела отдавать ключи, дверь взломали, иконы увезли.
В 1989 г храм в запущенном состоянии был передан общине верующих и восстановлен. В нём пребывают чудотворная икона Божией Матери и мощи преподобного Саввы, обретённые 4 сентября 1996 г.
В деревнях Черново и Дуброво сохранились придорожные часовни в виде каменных столпов с нишами для икон., построенные в конце XIX в.
Часовня в Черново восстановлена в 1990 г.
В деревне, ещё в советское время, существовал обычай: умерших, перед тем как нести на кладбище, обносили вокруг часовни.
Адрес
село Стромынь, Богородский городской округ, Московская область