Дзержинск (до июня 1929 года — Растяпино) — сейчас город, а до 1930 года рабочий посёлок в Нижегородской области. Переименован в 1929 году в честь Феликса Дзержинского. Расположен в 32 км от Нижнего Новгорода, на берегу Оки. Второй по величине город Нижегородской области. Население 247,5 тыс. человек.
Предприятия города производят минеральные удобрения, гербициды, продукты органического синтеза. Ядро химического комплекса Дзержинска формируют десять крупных акционерных обществ: «Сибур-Нефтехим», «Синтез», «Дзержинское Оргстекло», «Корунд», «Пластик», «Авиабор», «Завод им. Свердлова», «Акрилат», «Дзержинскхиммаш» и «Дзержинский завод химического оборудования «ЗАРЯ».
Станция Игумново Горьковской железной дороги. Добраться до города можно как из Москвы (на поездах дальнего следования), так и из Нижнего Новгорода на электричках. Мы же путешествовали на машине и поэтому фотоотчет получился весьма поверхностным — большинство кадров снято из машины.
Проспект Ленина
Здесь и далее жилые и административные дома на проспекте Ленина. Архитектура — прекрасный образец городской застройки 30—50-х годов прошлого века.Эх, прогуляться бы здесь не спеша и все отснять, но, увы, времени нет поэтому осмотр города только с колес. Надеюсь, позже удастся приехать и все посмотреть более подробно.
Дом культуры химиков недалеко от площади Дзержинского.
Парк культуры и отдыха.
Далее, съехав с центрального проспекта, мы направились к Оке. Здесь городская застройка меняется на невзрачные коробки массовой застройки 70-х годов. Разнообразие вносит лишь периодически встречающаяся подобная мозаика.
Набережная Оки, микрорайон Прибрежный.
Покинутый и заброшенный речной вокзал. А в 1994 году мы отправлялись отсюда на «Ракете» вверх по Оке до Горбатова. И ходили «Ракеты» здесь по несколько штук в день, не говоря уж о местных пригородных линиях на «Омиках» и «Мошках».
А затем мы поехали в так называемую Восточную промзону города. В Дзержинске жилые районы расположены отдельно от производственных и дома связываются с заводами с помощью трамвайной линии. На фото — опоры и контактная сеть трамвайной линии.
Дорога вдоль заборов заводов уныла и одинакова: сверху масса трубопроводов…
По сторонам трубы и заборы с колючей проволокой.
Здесь располагаются заводы «Корунд» (производство цианидов, фосгена, пенополиуретана, сложных полиэфиров, цианистые соединения; всего предприятие выпускает около 100 наименований химической продукции), «Сибур-Нефтехим», «Капролактам» (этилен и пропилен, поливинилхлорид и кабельный пластикат, окиси этилена и гликолей, производство хлорной продукции, капролактам — основное сырье для изготовления искусственных волокон), «Синтез» (тосол, антифриз, гидравлическая жидкость ПГВ, стеклоомывающая жидкость и тд.), «Авиабор» (авиационное топливо) и другие. На фото — «Сибур — Нефтехим», завод окиси этилена и гликолей.
А напротив него — «Сибур-Нефтехим», завод «Капролактам».
История завода «Капролактам» началась 14 декабря 1939 года с пуска хлорного цеха и получения первого этилена. В разные годы предприятие называлось «Заводстрой», «Завод № 96», «Почтовый ящик № 16».
Вот такой вот интересный и необычный город.
© Михаил Архипов
Адрес
Нижегородская область, Россия