В начале XX в. в пос. Самынка (современной Барвихе), названном по протекавшей вблизи речке, находилось подсобное хозяйство-хутор Московского Зачатьевского монастыря. Имелись деревянные жилые и хозяйственные постройки и школа для крестьянских детей.
Покровский храм на хуторе Московского Зачатьевского монастыря был возведён в 1911 г. по проекту архитектора Александра Афанасьевича Латкова (1859-1949), строившего и сам хутор.
В 1925 г. храм был закрыт, монахини выселены.
На хуторе был устроен детский дом.
Храм разрушен в 1930-е гг., и школа (разрушена в конце XX в.)
В 1996 г. в Барвихе был заложен новый храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Примерно в 1922 г. москвичи открыли для себя д. Барвиху. Место славилось удивительно мягким песчаным пляжем на берегу Москвы-реки и прекрасным, целебным густым сосновым лесом. Здесь снимали на лето крестьянские избы те, кто не имел собственных дач.
В 1922 г., последнее лето в России, в Барвихе проводил писатель Михаил Андреевич Осоргин (1878-1942, настоящая фамилия Ильин). Увидев около избы, которую снимал на лето, машину с чекистами, он скрылся, добрался до Москвы, несколько дней прятался в больнице. Не видя другого выхода, сам отправился на Лубянку, там ему объявили приговор - в течение недели покинуть пределы РСФСР.
Михаил Андреевич происходил из старинного дворянского рода. Ильины, Савины (фамилия матери), Осоргины (фамилия бабушки) люди мыслящие свободолюбивые, любящие и знающие старину, в роду Осоргиных была святая. Михаил - шестой ребенок в семье, пошел в родню, не поддавался влияниям, шел наперекор обстоятельствам, более всего ценил личную свободу. Образование получил в Пермской классической гимназии, которую окончил в 1897 г. Первая публикация относится к марту 1895 г. Поступил на юридический факультет Московского университета. Участвовал в студенческих волнениях, выслан в Пермь. Со студенческих лет занялся постоянной журналистской работой.
В 1900 г. восстановлен в университете с потерей года, окончил его в 1902 г., получил звание помощника присяжного поверенного Московской судебной палаты. Работал присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном при сиротском суде, консультом Общества купеческих приказчиков. Член Общества попечительства о бедных.
19 декабря 1905 г. Осоргин арестован за революционную деятельность, содержался в Таганской тюрьме, из-за совпадения фамилии с фамилией одного из руководителей боевых дружин некоторое время ему грозила смертная казнь. Отказался давать показания, приговорен к ссылке в Нарымский край на 3 года. 8 мая 1906 г. выпущен ошибочно под залог из тюрьмы. В ноябре того же года нелегально уехал в Италию.
В Барвихе, в той же избе, что и Осоргин, жил религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948), и он также был изгнан из Советской России в 1922 г.
Бердяев родился в Киеве в военной аристократической семье, ушёл в революцию, с 1898 по 1901 г. был в ссылке, по возвращении сблизился с пришедшим от марксизма к православию С.Н. Булгаковым и возвратился в лоно церкви.
В 1908 г., в Москве Николай Александрович «впервые почувствовал красоту старинных церквей и православного богослужения». Он познакомился с Новосёловым и участниками его «Кружка ищущих христианского просвещения». В жизни Бердяева начался период наибольшей близости к Церкви. Он участвовал в религиозно-философском обществе памяти Владимира Соловьёва, в сборнике «Вехи» (1909).
Ездил в Зосимову пустынь к старцу иеросхимонаху Алексию, к которому ездили многие верующие московские интеллигенты. Паломничество в Зосимову пустынь оставило в душе Бердяева противоречивые впечатления.
В Барвиху на лето приезжали Морозовы. Одной из первых здесь появилась Ксения Александровна (1880-1926, урожденная Найденова), навсегда расставшаяся со своей усадьбой Щурово под Коломной. Она сняла домик, где поселилась с тремя сыновьями, и начала заниматься любимым делом.
Её муж, Иван Давыдович Морозов, воспрянувший к деловой активности в период НЭПа, с морозовской широтой, неуместной в новых условиях, пригласил отпраздновать день своего рождения в ресторан 100 человек гостей.
Сняла на опушке соснового бора домик по просторней и Татьяна Александровна Новикова (1886-1970, урожденная Найденова). Её дети (а их было четверо) часто болели, и Татьяна Александровна во что бы то ни стало хотела вывезти их на лето загород. В Барвиху Татьяна Александровна пригласила свою двоюродную сестру и близкого друга, Любовь Николаевну Пржевальскую (1886-1965, последняя владелица подмосковной усадьбы Федоскино) с двумя младшими сыновьями, Колей и Мишей.
В 1918 г. Любовь Николаевна осталась одна без денег с тремя детьми. Люди гибли от голода и болезней, погиб и её младший сын Женя.
Её муж, Владимир Владимирович Пржевальский, племянник знаменитого путешественника Н.М. Пржевальского, вынужден был срочно покинуть Москву, ему грозил арест и, вероятно, смерть. С большим трудом он перебрался на юг России, и при отступлении белых умер от тифа.
Вместе с матерью, Александрой Герасимовной Найденовой (1856-1924, до революции владевшей усадьбой Северское под Коломной), приехала и сняла домик младшая сестра Елена Александровна Гурова, урожденная Найденова. Она работала в иранском посольстве, разместившемся в найденовском доме.
В 1922 г., летом, в Барвихе жили Серreй Есенин (1895-1925) и Айседора Дункан. Стихотворения последних лет жизни Сергея Есенина были глубокими и бесстрашными. Они определили его судьбу, скорое убийство, выданное за самоубийство.
Адрес
деревня Барвиха, 120, Одинцовский городской округ, Московская область