Исследователям давно известно, что остров Мальта пронизан подземными сооружениями и ходами. Некоторые из них достигают даже Италии, и кто знает, сколько тайн скрывают эти лабиринты...
Уже первые раскопки показали, что подземелье является рукотворным сооружением и, более того, культовым: здесь были найдены многочисленные костные останки людей, на стенах обнаружились геометрические узоры, выполненные охрой. После смерти отца Эммануила в 1907 году его дело продолжил мальтийский профессор, историк, археолог, ректор Мальтийского университета Теми Заммит. На основании полученных данных он выдвинул предположение, что подземное сооружение было храмом Мальтийского оракула и местом паломничества тысяч людей со всего Средиземноморья.
В те давние времена жители Мальты столетиями вгрызались в камень, прорубая все новые и новые гроты для захоронения упокоившихся. Еще отцом Эммануилом было определено, что храм не был христианским, поскольку при раскопках были найдены кости животных, использовавшихся в ритуальных жертвоприношениях.
Святилище (гипогей) имеет три уровня. Верхний — самый старый — был построен 5 500 лет назад, два нижних вырублены в скальной породе на 300-500 лет позже, то есть он старше египетских пирамид более чем на 1 000 лет! Более того, остатки керамической посуды, найденные при раскопках, указывают на то, что эти места были заселены еще 7 000 лет назад. Так или иначе, но Хал-Сафлиени, получивший свое название по имени улицы, на которой он расположен, — одно из крупнейших захоронений-святилищ. В туристических справочниках этот храм смерти обычно называется Хайподжиум.
Всего археологам известны 34 помещения общей площадью 480 кв. м. Только весной 1949 года им удалось проникнуть на самый нижний уровень. Увиденное повергло их в шок: в специально вырубленных нишах находились останки от 7 до 30 000 древних мальтийцев! Примечательно, что почти все лежали на боку — в той же позе, что и найденная здесь каменная «Спящая праматерь». Эта статуэтка, изображающая тучную женщину, считается самой красивой из всех, найденных в древних храмах Мальты. Одни ученые утверждают, что она изображает мечтательницу, другие — что она символизирует смерть, третьи настаивают, что в камне изображена жрица в трансе. Археолог Мария Гимбутас, автор учения о матриархальной Старой Европе, считает, что в Хал-Сафлиени процветал культ женского плодородия. Именно на это указывают формы главных храмовых залов, напоминающих материнское чрево.
Одно из самых интересных и загадочных помещений — палата оракула на среднем уровне гипогея. Здесь на высоте человеческого лица вырублена небольшая овальная ниша. Если в нее что-то сказать даже обычным голосом, звуки разносятся сильным эхом по всем помещениям. Удивительно, но это относится только к мужским голосам. Женский или детский не услышат даже те, кто стоит рядом. Этот феномен привлек к себе внимание, и итальянские ученые совместно с мальтийским композитором Рубеном Зарой провели ряд экспериментов. Результаты показали, что звук резонирует на частоте 110 Гц (тембр мужского голоса). Но тогда получается, что культовые обряды могли проводить только мужчины, что несколько расходится с матриархальной теорией.
Эта звуковая частота оказывает сильное влияние на психику человека, воздействуя на область головного мозга, отвечающую за настроение, сопереживание и социальное поведение. Кроме того, вибрации ощущают все кости и ткани человека, что приводит его в состояние измененного сознания,усиливает мистические ощущения во время проведения религиозных ритуалов.
Все помещения храма соединены между собой узкими коридорами и тоннелями. В этом сложном лабиринте очень легко заблудиться и даже пропасть. И это не преувеличение. В нижнем зале одна из погребальных ниш оказалась с узким лазом, ведущим в неизвестность. Журнал National Geographic еще в 1940 году писал: «Некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда».
Известная исследовательница, сотрудница посольства Великобритании на Мальте Луиза Джеззап, впоследствии ставшая научным секретарем Американского научного общества, во время своего первого посещения гипогея сумела уговорить гида и под свою ответственность совершила попытку проникнуть в эту сквозную погребальную камеру. Со свечой и длинным шарфом в качестве веревки она протиснулась в узкий лаз. За нею последовали ее друзья. Им пришлось проползти некоторое расстояние, прежде чем они оказались на краю небольшого выступа, возвышавшегося над узким, но темным, бездонным ущельем. С противоположной стороны был похожий выступ, за которым просматривался тоннель. У тоннеля они разглядели нескольких покрытых волосами существ, похожих на людей, которые сначала попытались задуть свечу, а потом стали бросаться чем-то мягким и влажным. Исследователи в ужасе поползли назад. Гид ничуть не удивился, слушая сбивчивый рассказ. Похоже, он хорошо знал, кого они могли там увидеть. Так это было или иначе, сложно сказать — у страха глаза велики, однако впоследствии и мисс Джеззап, и бывшие с ней люди подтвердили увиденное письменно и под присягой.
Вскоре Хал-Сафлиени потрясла ужасная трагедия: группа школьников и взрослых — всего около 30 человек — решили пройти путем мисс Джеззап. Обратно не вернулся никто: и дети, и взрослые бесследно исчезли в подземных тоннелях. Поисковые экспедиции результата не дали — ни людей, ни их останков обнаружить не удалось, а веревка, которую школьники тянули за собой, оказалась перерезанной. Жители острова рассказывали, что откуда-то из-под земли долгое время слышались странные звуки и крики, но точное место установить не удалось. Почти сразу после происшествия лаз осыпался — храм смерти тщательно хранит свои тайны…
Адрес
остров Мальта, Мальта