Древнейшие храмы Москвы, дошедших до нас полностью или частично...
Кремль. Благовещенский собор
Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. За дверью располагается археологическая экспозиция музеев Кремля. Правда, в данный момент она закрыта на реконструкцию. Подклет играл роль княжеской сокровищницы, впоследствии выросшей до габаритов Казенного двора, занимавшего площадку меж Благовещенским и Архангельским соборами. Это весьма брутальная сводчатая постройка, выложенная из больших, нерегулярных блоков белого камня. Вероятно, похожую фактуру имели и стены первого каменного кремля Москвы.Благовещенский собор был полностью перестроен в 1410 году. От этого, второго по счету, собора уцелела лишь нижняя часть апсид с одним окном и необычными треугольными лопатками, а также множество обломков резного декора, обнаруженных исследователями при продолжающейся поныне реставрации собора. Кроме резьбы, были найдены фрагменты фресок, выполненных при участии Андрея Рублева. Фрагменты небольшие, но крайне важные спрятанные в забутовке обломки никогда не записывались и не выгорали — по ним можно судить о первоначальной гамме рублевских росписей. А еще подклет известен древними граффити, изображающими некое культовое сооружение ступенчатой формы. По романтической версии, это черновые наброски итальянских зодчих, приступавших к строительству самого Ивана Великого.
Кремль. Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях
Белокаменный храм во имя Рождества Богородицы, заложенный вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Московской в 1393 году. Предположительно, в память Куликовской битвы дата сражения совпадает с посвящением храма. В 1514 году итальянский зодчий Алевиз разобрал верхнюю часть церкви, чтобы возвести новый кирпичный храм, а древняя белокаменная постройка, ставшая подклетом, получила название церкви св. Лазаря. Церковь Рождества, «что на Сенях», стала домовым храмом Теремного дворца, в XVII веке при ней в особой палате жили поощряемые царем Алексеем Михайловичем богомольцы. В дальнейшем нижняя церковь была забыта, о ней вспомнили лишь при реставрации дворца в середине XIX века.Несмотря на утраты, «зело чюдная» церковь прекрасно сохранила интерьер основного пространства с четырьмя круглыми столбами, фигурными нишами и слуховыми окошками, лестницей на хоры, внутристенными тайниками, а также благородным килевидным порталом западного фасада. Древнейший храм Москвы находится на закрытой территории. Все, что может увидеть обычный посетитель — одинокий позолоченный купол со стороны Оружейной палаты. Несмотря на то, что реставраторы работали здесь в 1920-х, 1950-х и 1990-х годах, исследование памятника не окончено до сих пор. В 2011 году вышла первая подробная научная публикация, посвященная Рождественской церкви.
Спасский собор Андроникова монастыря
Летописи не сохранили точной даты строительства этого удивительного храма, а исследователи называли разные даты — от конца XIV века до 1427 года. Петр Барановский говорил «этот стройный и замечательный памятник разительно отличается от всего, что мы знаем пока из архитектуры ранней Москвы». «Разительность» может означать, что храм либо опередил свою эпоху, либо был итогом предшествующих исканий. Современные мудрецы сходятся на втором варианте и отодвигают датировку храма к концу первой четверти XV века.Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов. Критики полагают, что восстановленная глава могла быть шире, а следовательно, облик собора был бы более «мужественным», что характерно для памятников той эпохи. Но, помня о причастности к созданию храма Андрея Рублева, можно предполагать, что уникальным могло быть не только конструктивное решение памятника, но и его образ. На откосах заложенных алтарных окон реставраторы обнаружили орнаментальные росписи — все, что осталось от рублевского интерьера. Сам преподобный Андрей был похоронен рядом с собором в 1428 году, но точное место погребения неизвестно.
Кремль. Успенский собор
Существующее здание Успенского собора построено знаменитым итальянцем Аристотелем Фиораванти в 1475-79 годах. Эта стройка стала началом эпохального проекта князя Ивана III по превращению княжеской столицы во всероссийскую, и далее — в Третий Рим. Недаром Фиораванти прибыл в Москву следом за Софьей Палеолог, наследницей Византийского престола. Консервативный по сути замысел, ориентированный заказчиком на владимирский Успенский собор XII века, Аристотель сумел превратить в одно из самых ярких событий в истории русской архитектуры. При внешнем соблюдении канонического прообраза, здание является совершенно новаторским в деталях. Это и использование кирпича наряду с камнем (первый кирпичный завод в Москве основан именно Аристотелем), и необычайно тонкие своды, и непривычно открытое, «зальное» внутреннее пространство. Изначально храм выглядел еще более просторным, поскольку место иконостаса занимала низкая алтарная преграда. В остальном собор дошел до нас почти без изменений.На протяжении столетий Успенский собор оставался главным храмом России и служил местом коронации государей и погребения патриархов. Он украшен стенописью XVII века, роскошными паникадилами XIX века, великолепным собранием древних икон и прочими рукотворными диковинами. Такими как резная деревянная сень над царскими местом Грозного, или шатер узорчатого литья (1624) над могилой патриарха Гермогена.
Кремль. Церковь Ризоположения
На пятое место в «рейтинге» московских древностей могут претендовать два памятника. Один из них — белокаменная церковь Трифона в Напрудной слободе. Споры о времени ее постройки ведутся до сих пор, разброс датировок — от середины 1470-х до середины XVI века. Так что надежнее остановиться на втором адресе кремлевская церковь Ризоположения документально датируется 1484-85 годами. Этот храм строился как домовая церковь митрополитов. Недавние исследования подтвердили, что каменные палаты митрополичьего двора с середины XV века стояли немногим севернее церкви. Но в середине XVII столетия государь пожаловал патриарху Никону новый двор (прежде принадлежавший Годунову), а старый вместе с Ризоположенской церковью отошел к женской половине царского дворца.Известно, что храм строили псковские мастера, но в декоре церкви есть лишь отдельные элементы, распространенные на их малой родине. В целом, в Пскове нет ничего подобного Ризоположенской церкви по изяществу. Очевидно, что приезжим русским мастерам (равно как и итальянским) приходилось играть по московским правилам. Небольшая церковь, украшенная тонким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громаду Успенского собора, точно как и 530 лет назад. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры.