Душа русского севера – так часто называют старинный город Каргополь. Спрятанный в лесу, раскинувшийся на берегу реки Онеги, город впечатляет своей гармоничной связью с пейзажами Каргополья.
История Каргополя ведет свой отсчет от 1146 года, когда город был впервые упомянут в летописи. Именно тогда князь Белозерского края Вячеслав совершил поход, в котором прогнал населяющую те места чудь белоглазую на берега Белого моря, в знак наказания за неоднократные набеги на его земли. Возвращаясь домой, княжеское войско остановилось на отдых на поле, покрытом воронами. А поскольку раньше эти птицы назывались в просторечье каргою, князь Вячеслав дал местности имя Каргино поле, откуда и пошло название города. Интересно, что и в наше время в Каргополе удивительно много ворон.
Впрочем, существует еще две версии возникновения названия города. Одна из них утверждает, что происхождение слова Каргополь имеет греческие корни и означает в переводе на русский язык «корабельная пристань». По другой версии городское название произошло от финского словосочетания «кархун-пуоли» – «медвежья сторона». Согласно легенде, князь тех мест заблудился на охоте. В лесной чаще на него чуть было не напал медведь, но случилось чудо, спасшее охотнику жизнь. Внезапно рядом со зверем появился светлый старец и умертвил медведя. В честь своего спасения князь приказал заложить город… Вначале городок был небольшой крепостью на северных рубежах Руси, с успехом отражавшей набеги недругов. А уже в 14-ом и 15-ом веках близь Каргополя появляются первые монастыри, среди которых Александро-Ошевенский, руины которого можно увидеть и наши дни.
Но своего расцвета город достиг только в 16 веке. Удобное территориальное расположение Каргополя позволило ему приобрести значение важного торгового центра, соединявшего Древнюю Русь и Поморье. В 1539 году по приказу Ивана Грозного Каргополь приобрел разрешение на местное самоуправление. По высочайшему царскому волеизъявлению город обладал монополией в отношении торговли солью и рыбой из Поморских земель. В нем хранилась и государственная казна, сборы в которую шли со всего уезда. Примерно в то же время один из английских послов отзывался о Каргополе, как о крупнейшем русском городе.
В то же время, удаленность от Москвы (более 800 км) и суровые климатические условия здешних мест сделали Каргополь местом ссылки. Сюда отправляли провинившихся военачальников, разведенных жен и других неугодных. Например, здесь окончил свои дни князь Андрей Шуйский, которого приказал задушить Борис Годунов. А позже в Каргопольском остроге был умерщвлен предводитель крестьянского восстания начала 17-го века Иван Болотников.
И все же отличительной чертой Каргополя, начиная с 16-го века, являлась его архитектура. В эту эпоху город расширил свои владения, в нем были построены новые острог и посад, возведен Христорождественский собор, который сейчас относится к памятникам русского белокаменного зодчества. Уникальность собора заключается в создании каргопольского вида кубического пятикупольного храма. Множество первоклассных памятников зодчества подарил России Каргополь в 17-ом и 18-ом веках. Но спецификой здешнего градостроительства было возведение церковных ансамблей.
Одним из таких ансамблей можно назвать гармоничное сочетание Христорождественского собора, Церкви Рождества Иоанна Предтечи, Введенской церкви и Соборной колокольни. Последняя, возвышаясь над городом на 65 метров, недаром считается символом Каргополя, ведь с ней связана интересная история.
В 1765 году Каргополь пережил страшный пожар, во время которого было уничтожено семь каменных и две деревянные церкви, несколько сотен жилых домов и других построек. Возрождению города помогла императрица Екатерина Великая, выделившая на восстановление Каргополя приличную по тем временам сумму денег. В знак благодарности царице каргопольцы построили колокольню. Ее строители пошли в разрез с традициями. Крест на Соборной колокольне был установлен не православный, а лютеранский, ведь жители города полагали, что Екатерина принадлежит к данной церковной конфессии. К тому же крест развернули в сторону Санкт-Петербургской улицы, по которой предположительно и должна была въехать в город Екатерина II. Но императрица так и не посетила Каргополь…
Особенностью Каргополя было соотношение количества церквей к количеству жителей. Уже в 17 веке в нем находилось более 20 храмов. И это на три тысячи населения! А в 19 веке Каргополь уже мог похвастаться 22 храмами и двумя монастырями. Такому архитектурному богатству город был обязан местному купечеству, а точнее самолюбию его представителей. Некоторые из них не хотели молиться в храме, выстроенном на средства конкурента, поэтому возводили свои.
К великому сожалению, до нашего времени дожили всего 11 церквей, часть из которых полуразрушена… Действующих храмов сейчас очень мало, среди них – изысканная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, имеющая в плане форму православного креста.
И по сей день истинные шедевры архитектуры, деревянные храмы и жилые дома, украшают окрестности Каргополя. До нас дошло более 200 памятников русского зодчества, находящихся на охране государства. И, конечно, особое место среди них занимают белокаменные храмы Каргополя, декоративное решение фасадов которых вызывает восхищение. Например, Благовещенская церковь — один из шедевров не только каргопольской, но и всей русской каменной архитектуры. Так, И. Э. Грабарь писал, что южная часть Благовещенской церкви «может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон; восточная стена с тремя алтарными полукружьями является шедевром стенной обработки вообще…»
Хороши в Каргополе не только храмы, своеобразное очарование городу придает и окружающая деревянная застройка, которая веками не превышает двух этажей. Дома в центре города похожи на уютные сундуки. Большинство из них было построено в 19 веке, что само по себе уже является большой редкостью для российского города. Примечательны и деревянные таблички улиц — такие только здесь, в Каргополе!
Еще какие-нибудь 20 лет назад центральные улицы Каргополя покрывали деревянные тротуары… Да и сегодня во многом город несовременен – в нем всего 3 светофора, которые установлены скорее для порядка, чем по необходимости. Да что говорить, в Каргополе до сих пор нет даже железнодорожной станции! Ближайшая лежит в 100 километрах от города. Вот такой он, затерянный среди северных лесов и полей град Каргополь. Его не затронули татаро-монгольское иго и тяготы крепостного права. Гражданская война тоже прошла стороной. Кроме того, в Каргополе никогда не было промышленного производства. Возможно, благодаря всему этому и сумел этот чудесный город сохраниться в своем первозданном очаровании.
Адрес
Архангельская область