Чтобы добраться до места, где живет племя кау-ньяро, требуются терпение и упорство: каждый шаг по территории Южного Судана требует официального разрешения властей.
В гостях у людей племени
Чтобы сделать необходимые фото- и видеосъемки, ученым нужно было завоевать расположение полицейских и, конечно же, местных жителей. С полицейскими все оказалось просто – им достаточно было бутылки виски вдень. Приняв подарок, они становились к членам экспедиции значительно лояльней. А вот чтобы войти в доверие к людям племени кау-ньяро. пришлось искать другой путь. В деревне соорудили временный пункт медицинской помощи, и врач, входящий в состав экспедиции, на протяжении нескольких недель принимал там больных. Очереди выстраивались огромные! Люди жаловались на самые разные недомогания, начиная с порезов и вывихов и заканчивая проказой…Ученым очень повезло! Они оказались первыми белыми людьми, которым старейшины племени кау-ньяро разрешили пожить в своей деревне, пока не закончится сезон дождей – с июля по декабрь.
А жизнь здесь в это время поистине невыносима. Грязь, москиты и малярия – вечные спутники дождливого периода. Жители деревни все эти месяцы держат своих коров под специально возведенным настилом и окуривают дымом, чтобы таким образом спасти от насекомых.
Татуировка – испытание для настоящей женщины
Но многочисленные трудности, с которыми на протяжении столетий сталкивалось это племя – болезни, наводнения, засухи, – только закалили его. Можно даже сказать, что произошел естественный отбор населения, к которому, впрочем, прибавился еще и искусственный: всевозможные ритуальные испытания и истязания, которым подвергают себя члены племени кау-ньяро, выдерживает далеко не каждый.Женщинам, к примеру, на протяжении жизни нужно перенести три мучительные татуировки. Первую – по достижении половой зрелости, вторую – после рождения первого ребенка, а с каким событием связана третья татуировка, ученым так и не удалось узнать. Как они ни бились, старейшины не открыли эту тайну.
Кстати, во время нанесения татуировки женщина не имеет права кричать и вообще показывать, что ей больно. Считается, что только тогда она достойна материнства и уважения соплеменников.
Обычно татуировку выполняет самая старая женщина в хижине, стоящей на самом краю деревни. Шипом какого-то растения она делает глубокие насечки на коже несчастной – за один сеанс наносится до нескольких сотен кровавых разрезов. Татуировка на животе и груди означает половую зрелость, на спине и руках – рождение первого ребенка. Ну а третья татуировка, чья тайна так и осталась нераскрытой, заполняет остальные пустые места на теле.
Выдержать удар по голове и остаться в живых
Правда, испытания здесь – удел не только женщин. Мужчины постоянно доказывают свою силу и храбрость, вызывая на многочисленные поединки своих соплеменников или жителей соседних деревень. Поединок заключается в нанесении ударов друг другу тяжелой дубинкой или массивными металлическими браслетами. Причем, по древней традиции, противники не имеют права уклоняться от ударов, в том числе по лицу и голове, и потому подобного рода состязания зачастую оканчиваются увечьями и даже смертью. Те, кому все же удается выжить, с гордостью показывают потом свои шрамы.Свою первую схватку с противником юноша обязан провести по достижении половой зрелости. Если он каким-то образом попытается от нее уклониться, то в течение последующих восьми лет он будет объектом насмешек всей деревни и к нему не подойдет ни одна девушка.
Люди кау-ньяро совершенствуют свое боевое мастерство всю жизнь, и даже время от времени устраивают нечто вроде показательного мастер-класса, где показывают гостям деревни различные боевые приемы, преподнося при этом различные угощения.
Женщины ни под каким видом не допускаются ни на боевые поединки, ни на мастер-класс и не имеют права наблюдать за воинами даже издалека. Однако весь ход борьбы доносит до них так называемый комментатор.
Кстати, мужчина, выдержавший удар по голове и оставшийся в живых, вызывает у местных женщин особое уважение. Обычно он пользуется чрезвычайной популярностью во время любовных танцев, которыми заканчиваются бои.
Любовные танцы
Главными в любовных танцах считаются, конечно, женщины. В это время они выбирают отцов для своих будущих детей. Кстати, даже замужняя женщина вполне может прийти на такие танцы, если хочет избавиться от постылого мужа и найти того, кто будет ей по сердцу.Для танцев имеется просторная хижина, в которой на пол кружком садятся воины, низко опустив к земле напудренные белым порошком лица. В хижину входят обнаженные женщины и начинают танцевать, произнося хвалебные слова в адрес сидящих мужчин. Темп танца нарастает, многих мужчин при этом охватывает дрожь, а иные и вовсе впадают в транс. И тут в хижине появляются молоденькие девушки. Они выбирают понравившихся воинов и начинают танцевать перед ними. Бывает, за одного мужчину борются две или даже три девушки, но в этом случае вмешиваются старшие женщины, помогая воину выбрать из претенденток наиболее достойную. Родить от воина вообще считается здесь большой честью, а сами воины пользуются в племени огромным уважением и всевозможными привилегиями, уступая на иерархической лестнице только старейшинам и колдунам. Свадьбу в племени кау-ньяро организует жених. Он же платит выкуп отцу невесты, поскольку тот теряет дочь. Выкуп обычно представляет собой корову или несколько овец. Но вообще-то воин может иметь столько жен, сколько захочет. Главное, чтобы он мог построить для каждой отдельную хижину – ведь у любой хозяйки должен быть свой дом.
Под страхом смерти
Необычны для европейцев многие здешние ритуалы. Например, такие, которые время от времени проводит в деревне местный колдун. Все жители деревни (а это несколько сотен человек) ложатся на землю вниз лицом на центральной площади (иногда в два-три яруса), вокруг зажигаются ритуальные костры, и колдун, шепча заклинания, ходит между лежащими, время от времени проводя линию белой краской на спине того или иного соплеменника. Что это означает, ученым узнать не удалось, но меченые на следующий день из деревни пропадали, и произносить их имена не разрешалось под страхом смерти.Впрочем, несмотря на многочисленные древние ритуалы и патриархальный уклад, жизнь племени кау-ньяро претерпевает изменения. Правительство приучает этих людей носить одежду, учить арабский язык. Иногда в деревню приезжает автолавка, где на изделия местных ремесленников и продукты питания можно выменять предметы первой необходимости.
Так что, скорее всего, пройдет еще немного времени, и племя кау-ньяро навсегда лишится своей самобытности.